Вот и отшумели, отгуляли новый год, Рождество Христово, старый новый год и даже Крещение. Жизнь входит в обычное русло. Наверное, повышение тарифов неспроста обычно приходится на 1 января. Пока народ пропьется, проспится — новые цены станут уже обыденной реальностью. Хотя, народ уже давно привык к тому, что аккурат к новогодним праздникам поставщики коммунальных услуг готовят своим потребителям подарки.
Правда, в ряде регионов не стали ждать января, а повысили тарифы еще с 1 сентября прошлого года. Наверное, вспомнили, что давным-давно новый год начинался именно с 1 сентября. Восточно-казахстанцев обрадовали, в первую очередь, электроэнергетики. Для населения тариф увеличится на 10%, для юридических лиц – на 14,4%. Теперь потребители, «намотавшие» менее 90 Квт/ч на человека, будут платить 7,87 тенге за кВт, до 170 – 10,8 тенге, а свыше 170 – 13,5 тенге. Называются три причины, повлиявшие на принятие именно такого решения. Заключено соглашение между правительством и электростанциями Восточного Казахстана о повышении цены теплоэлектроцентралями и гидростанциями на 8%. С 1 января 2013 года на 50% увеличивается стоимость передачи и распределения электроэнергии по региональным сетям АО «ВК РЭК». Также с 1 октября 2012 года на 16% стали дороже услуги по передаче электричества по межрегиональным сетям АО «KEGOC». Якобы все эти повышения сделаны с целью ремонта совсем обветшавших сетей и замены старого оборудования на подстанциях и электростанциях. Также с 1 января 2013 года увеличился тариф на воду для некоторых категорий потребителей. Для бюджетных и прочих организаций стоимость кубометра воды подорожала на 2%. Также стала дороже вода, потребляемая сверх установленной нормы, для населения и прочих потребителей. Причина повышения – на баланс «Оскемен Водоканал» передали сети, построенные по программе «Ак булак». В Усть-Каменогорске на 10 тенге подорожал проезд на трамвае.
Жители ВКО, как и всей республики с 1 февраля будут платить за телефон больше на 20%. При этом «Казахтелеком» любезно снизил цены на некоторые тарифы по доступу в Интернет (не самые популярные тарифы!) и аж на 25% снизил стоимость подключения к «Мегалайну». Но только для жителей райцентров и сел. Ясно, что практически никто от этого снижения ничего не выиграл. Для малоимущих Интернет не важен, им главное – это телефон. Для всех казахстанцев дороже станут и поездки на поезде – на 12%. И эти повышения также объясняются ростом цен на материалы, топливо, необходимостью модернизации оборудования и так далее.
Народ задается резонным вопросом – тарифы повышаются, чуть ли не ежегодно, и каждый раз говорят, что повышение пойдет на ремонт и обновление оборудования. Если собрать все деньги, уплаченные за эти 20 лет, то уже давно все должно быть «в шоколаде». А сети, трубы, котлы, трансформаторы и прочее в массе своей остаются еще советскими. Так куда же пошли деньги, где эти самые ремонты, где новое оборудование?! Свою трудовую деятельность я начинал в Восточно-Казахстанских электросетях, работал электрослесарем по ремонту оборудования. В те годы на моих глазах в городе ввели в строй несколько новых высоковольтных подстанций, была построена уникальная подстанция 500/220/110 кВ в Перевальном и ЛЭП к ней от Рубцовска. По этой линии и через подстанцию шел переток электроэнергии из Сибирской энергосистемы в нашу систему «Алтайэнерго» и от нас в Сибирь. В строительстве участвовали специалисты со всего Союза. Довелось немного поучаствовать и мне, даже солидную премию получил за выполнение особо важного государственного задания. А сколько в городе было введено трансформаторных пунктов – не счесть. Ежегодно делались капитальные ремонты трансформаторов, выключателей, другого оборудования. И это за 5 лет, с 1981 по 1986 годы!
При этом, ни о каком повышении тарифов и речи не шло. Он оставался неизменным десятилетия: 4 копейки за кВт/ч, а в домах с электроплитами – 2 копейки. Зарплата у рабочих и ИТР неуклонно росла. Начинал я со 140-150 рублей, а после введения бригадного подряда стал получать при 4 разряде 220-240 рублей. Весомая прибавка при неизменных ценах на все! Сравнивая то время и нынешнее, задаешься вопросом – где же действительно масштабные ремонты, модернизация, строительство новых подстанций за целых 20 последних лет?
Интересный анализ сделан ОО «Казпотребнадзор». «Рост цен на пассажирские перевозки произошел на фоне рекордной прибыли «Казахстан Темир Жолы» – 117 млрд. тенге (около 780 млн. долларов). Это почти в два раза больше, чем в 2008 году. В результате получается двусмысленная ситуация – нацкомпания рапортует о росте чистой прибыли и одновременно поднимает тарифы на свои услуги для населения. АО «Пассажирские перевозки» в информационном сообщении для прессы по понятным причинам умалчивает о том, что предыдущее повышение тарифа произошло менее года назад. Напомним, что 1 апреля 2012 года тарифы на пассажирские перевозки были повышены на 10%. В 2011 году по данным Агентства по статистике доход от перевозок пассажирским железнодорожным междугородним транспортом составил более 66 млрд. тенге. Для сравнения в 2006 году аналогичный показатель составлял всего 40 млрд. тенге. Таким образом, за 5 лет прибыль выросла примерно на 40%. Если исходить из того, что средняя стоимость ж/д билета равна 7500 тенге, то общая сумма их продаж в 2012 году составила около 180 млрд. тенге. Таким образом, произошедшее увеличение стоимости пассажирских перевозок на 12%, позволит КТЖ увеличить доходность от пассажирских перевозок как минимум на 20 млрд. тенге (133 млн. долларов)» – сообщает «Казпотребнадзор». И это национальная компания!
«Подобная практика становится для нацкомпаний привычной. Субъекты естественных монополий, входящие в ФНБ «Самрук-Казына», с одобрения контролирующего органа повышают тарифы для населения на услуги первой необходимости. При этом из вида упускается тот важный факт, что контрольный пакет этих компаний принадлежит государству, то есть Народу Казахстана. Тем не менее, они действуют как типичные коммерческие структуры, ориентированные, в первую очередь на получение прибыли. «Казпотребнадзор» считает такую практику недопустимой и напоминает председателю АРЕМ Мурату Оспанову, председателю ФНБ «Самрук-Казына» Умирзаку Шукееву, президенту АО «Казазстан Темір Жолы» Аскару Мамину и руководству других нацкомпаний о том, что они получают свои внушительные заработные платы из «кармана» Народа Казахстана. Это обязывает их действовать в первую очередь в интересах потребителей!» – говорится далее в пресс- релизе «Казпотребнадзора». Трудно не согласиться с таким выводом. Кстати, напомним, что и ВК электросети, и «Шыгысэнерготрейд» теперь также находятся под руководством «Самрук – Энерго». Американцы владеют только двумя ГЭС и УК ТЭЦ, а также УК тепловыми сетями. Как оказалось, АО «AES Усть-Каменогорская ТЭЦ», ТОО «AES Усть-Каменогорская ГЭС» и ТОО «АЭС Шульбинская ГЭС» реализовывали электрическую энергию по предельным тарифам без заключения инвестиционного соглашения с министерством, – сообщает Tengrinews.kz. А значит, полученный доход направлялся совсем не на развитие станций. Не лучше положение и на других электростанциях страны. Например, при проверке АО «Экибастузская ГРЭС-2» было выявлено неисполнение обязательств по модернизации электростанций на 1,5 миллиарда тенге, а АО «АТЭЦ» (Атырауская область) в 2010 году нерационально и неэффективно израсходовало 82,6 миллиона тенге, – сообщает далее Tengrinews.kz. Получается, что кровные народные денежки просто исчезают!
Вот несколько мнений по поводу очередной тарифной удавки, опубликованные в газете «Central Asia Monitor»:
«Едель Мынжанов, доктор технических наук:
Тарифы на тепло и электроэнергию не могут повышаться посезонно, так как к сезонам они не привязаны. Тепло и электроэнергию вырабатывают ТЭЦы, которые работают на твердом, жидком и газообразном топливе. Все эти виды топлива в Казахстане имеются в огромных количествах. Соответствующие месторождения давно разработаны, сырье добывается и доставляется к ТЭЦам по давно отработанным схемам. Казахстан, владелец этих сырьевых ресурсов, не объявлял о повышении цен на эти виды топлива для внутреннего потребительского рынка. Следовательно, одна из основных статей расходов для ТЭЦ – цены на приобретение топлива – не меняется. Повышения цен на топливо нет. Значит, ТЭЦ должно отпускать тепло- и электроэнергию по прежним тарифам.
Выработанную тепло- и электроэнергию доставляют к потребителям по трубам, кабелям и проводам. Потребитель получает тепло и электроэнергию по ценам, в которые входят все расходы по выработке этой энергии, плюс все расходы по эксплуатации, текущему, капитальному ремонту, реконструкции тепловых сетей, кабельных и проводных сетей, а также прибыль, которую делят между собой учредители (несколько десятков человек).
Вот и получается, что мы, миллионы казахстанцев, обогащаем их. Если результаты финансово-хозяйственной деятельности компаний по статьям расходов, а также прибыли были бы убыточными, тогда было бы корректно этим компаниям ставить вопрос о повышении тарифов. Повышение тарифов на тепло- и электроэнергию, полагаю, безосновательное и вызвано желанием учредителей получить предполагаемую прибыль. Повышение тарифов послужит катализатором процессов значительного повышения цен на продукты питания, предметы жизненной необходимости, на товары, работы и услуги всего внутреннего потребительского рынка, что приведет к обнищанию значительной части населения нашей республики.
Ирина Савостина, лидер движения “Поколение”:
Происходящее – просто позор. Рост тарифов – это обесценивание наших денег. А это, в свою очередь, обесценивание авторитета государства. Наверное, народ тоже виноват в том, что с ним такое происходит. Поэтому я думаю так: или народ не выдержит всего этого, и что-нибудь вспыхнет, или он просто не будет всем этим пользоваться. Или люди начнут больше воровать. Поэтому я думаю, что это повышение тарифов может вызвать большой взрыв. А если ничего не будет, значит, так нам и надо. Значит, мы уже не совсем народ… Этот порочный круг никогда не удастся разорвать. Разве что, когда у власти будет стоять… Сталин».
Наверное, жителей ВКО мало успокоит информация о том, что у нас еще не самый большой рост тарифов. Так, Ширинали Усенов, директор департамента АРЕМ по Западно-Казахстанской области в интервью агентству «Хабар» сообщил:
«- По ЗКО тарифы на тепло увеличиваются с 1 января на 41%, на электрическую энергию на 18,8%, по воде – в пределах 70%-75% ожидается рост».
«Самые высокие в Казахстане тарифы на коммунальные услуги отмечены в Алматы. Об этом сообщил председатель Агентства РК по регулированию естественных монополий Мурат Оспанов, передает Bnews.kz.
«Самые высокие тарифы на водоснабжение и канализацию – для населения Актау. На одного человека уходит 166,40 тенге без НДС. В Актау источником питьевой воды является морская вода, на переработку которой предприятие несет высокие затраты. Что касается электроснабжения, в январе 2013 года самая высокая цена за электрическую энергию сложилась в Алматы и составила 13,56 тенге за киловатт/час без НДС. Самая низкая цена – в Мангистауской области – 4,05. Касательно теплоснабжения, самый высокий средний тариф сложился для населения в городе Алматы – это 4249 тенге без НДС, самый низкий тариф в Павлодарской области – в размере 1584 тенге за Гкал/м», – сказал Оспанов».
Будут ли расти тарифы и дальше? Конечно, будут. На это, кстати, нацеливают нас и власти страны. Одной из причин они называют необходимость довести наши тарифы до уровня… российских.
«Последние годы, к сожалению, происходило сдерживание тарифов. В итоге во всех российских городах, расположенных близко к границе с Казахстаном, тарифы уже намного выше наших. Эту проблему нельзя долго консервировать, поскольку потом больнее будет ее решать. Это не значит, что мы сейчас резко поднимем все тарифы. Мы будем смотреть на эту проблему с другой точки зрения и постараемся постепенно выровнять ситуацию (тарифы до российского уровня)», – сказал летом прошлого года У.Шукеев еще в бытность вице-премьером правительства,- сообщает агентство «Интерфакс».
Это высказывание бывшего вице-премьера можно отнести к разряду «Нарочно не придумаешь». Еще одна из причин повышения тарифов – это, якобы, необходимость приучить нас, нерадивых потребителей, к экономии. «Мы должны перестать транжирить воду, наше одно из самых драгоценных природных богатств. В связи с этим в конце прошлого года по поручению правительства введены новые механизмы тарифообразования на воду. Этот вопрос связан с необходимостью проведения водоканалами широкомасштабной модернизации и реконструкции активов, а также экономии стратегического ресурса. Следует отметить, что одномоментного повышения тарифов на воду для всех водоканалов не ожидается. Так как комплексным планом предусмотрена разработка критериев отбора водоканалов для перехода на предельные тарифы на 2013-2015 годы», – глава антимонопольного ведомства М.Оспанов.
Насчет экономии, думается, это не по адресу. Посмотрите на подсветку государственных и офисных зданий в городе в ночное время. Да, красиво. Но можно без этого обойтись? Можно. Иллюминация есть даже на здании областного кожно-венерологического диспансера, расположенного в районе КШТ, чуть ли не посреди голой степи. Для кого она сияет с вечера и до 7 утра? Вот где резерв экономии. Энергосберегающие технологии должны быть, прежде всего, на производствах. А главными транжирщиками энергии в общественном мнении делают почему-то бытовых потребителей. Странно, что в советское время, которое называют эпохой тоталитаризма и дефицита, пользоваться электричеством, водой можно было без ограничений. А сегодня, когда якобы рыночная экономика, демократия и культ потребительства – фактически введена карточная система на электроэнергию. Перебрал лимит – плати больше! Насильственно будут вводить счетчики на тепло, горячую и холодную воду. Если в доме нет счетчика – тариф будет выше. Весьма странно. Только, сдается, что эта принудительная экономия совсем не из-за заботы об ограниченности природных ресурсов. Мощностей уже не хватает – вот, скорее всего, в чем причина. «Увеличение тарифов помогло увеличить выработку электроэнергии в Казахстане, заверил горожан глава «АлматыЭнергоСбыта». Михаил Гамбургер сообщил о том, что выработка электроэнергии с 2009 года до ноября 2012 года выросла по Казахстану на 16%. При этом потребление за это время увеличилось на 18,7%. По его мнению, рост тарифов – это один из немногих способов решить проблему износа казахстанских электростанций, который превысил 60%», – сообщает Tengrinews.kz. Итак, потребление превышает производство. Новые станции и подстанции не строятся.
А зачем строить что-то новое или снижать затраты и себестоимость продукции, когда можно просто повысить тарифы? Что-то не припомнится чего-то впечатляющего по снижению себестоимости. К примеру, еще в 2006 году НПО «Мостовик» из Омска предлагало внедрить в Усть-Каменогорске бестраншейный метод прокладки труб. Вот где была бы экономия! И движение на улицах закрывать не надо. Но и по сей день этим методом не пользуются, ни в «Водоканале», ни в тепловых сетях. А зачем? Ведь тогда затраты снизятся, и тариф нужно будет снижать. Поэтому масса новых разработок в области коммунальных услуг, ЖКХ пылятся под сукном. Они просто не нужны. Лучше просто поднять тариф и ограничить потребление. А там, глядишь, еще несколько лет протянем. А после нас – хоть потоп.
И, наконец, главное. Смыслом деятельности в наше время стала прибыль. Только прибыль. Между тем, не все может быть прибыльным. Не может быть прибыльной, к примеру, котельная в маленьком поселке. Но она выполняет важнейшую функцию – дает людям тепло, не позволяет замерзнуть. Сейчас все решается очень просто – если такая котельная не прибыльна, ее закрывают. А люди пусть мерзнут, пусть возвращаются к буржуйкам, печкам. Почему в советское время тарифы были копеечными, чисто символическими? Потому что весь общенациональный доход, все нефтяные, газовые и прочие деньги шли в общую копилку. А уже оттуда распределялись по степени важности. Поскольку самым важным в то время было жизнеустройство людей, то и средства шли в первую очередь на обеспечение народа жильем, светом, теплом, дешевыми продуктами питания, медицинским обслуживанием, образованием и другими первоочередными нуждами. Такой принцип продолжает действовать в Беларуси. Несмотря на то, что в этой республике нет ни нефти, ни газа, жители там оплачивают только 30% стоимости коммунальных услуг. Остальные 70 берет на себя государство. А в Казахстане сегодня общего котла уже нет. Практически все в частной собственности, в том числе и природные богатства, месторождения. Да и государственные предприятия работают также на прибыль. Делятся нынче только налогами в бюджет. Национальный фонд также формируется из налогов. Уплатил налоги, а все остальное – твое. А самый легкий способ получить прибыль – это задрать цены. Поэтому цены будут расти. На все, не только на коммунальные услуги.
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ