ЗАКАТ НА ВОСТОКЕ

Газета "Flash!"

В Усть-Каменогорске cостоялись отчётные встречи перед населением акима областного центра. Первая прошла в микрорайоне Аблакетка, самом восточном территориальном округе города. Открывая встречу, аким, видимо, для поднятия настроения у собравшихся, произнёс пафосную фразу: «Свет приходит с Востока!» Но подогрев публики, доведение её до бодрого, оптимистического состояния начался ещё до выхода на сцену акима. За 1 час до начала встречи маленький, обветшалый актовый зал школы начал заполняться людьми загодя, как в деревне перед киносеансом. Звучала бодрая мелодия «Малиновки заслыша голосок…» по замыслу предназначенная увести сознание людей, измученных январскими морозами в тёплую, цветистую негу лета. Наконец, после декламации фальцетных частушек местными талантливыми старушками, разогрев публики посчитали достаточным и встреча началась.

По закону жанра, последовал отчёт о проделанной работе. Отчёт, как отчёт, мы слышим их сотни с различных трибун, годами. В начале – побольше о положительных тенденциях, динамике, фактах. Для придания им пущей объёмности и веса, до кучи навалили в эту часть отчёта всё возможное. Возросший объём промышленной продукции, сбор налогов и открытие аптеки по ул. Геологической! Средняя зарплата по городу в 68 000 тенге (статуправление сообщило в своих отчётах о 72000) и переселении из ветхого аварийного жилья аж 16 семей! Развитие в городе инновационно-индустриального сектора и частичная вырубка старых деревьев, ремонт единственного двора по «Дорожной карте» на Аблакетке. Заключение сотен меморандумов о сдерживании цен и успешный отлов бродячих животных (в посёлке выловлено 58 собак)! Напоследок эту часть отчёта украсили даже обещанием о скором разрешении лифтовой проблемы в городе (тема абсолютно не актуальная для Аблакетки, за всю историю не имеющей оных).

Далее – на тормозах, об оставшихся проблемах. Да, инфляция и цены выросли. Но всего-то на 8,1%, а зарплата зато на 15%, пенсии и того выше! Главное – социальную булку хлеба за 43 тенге удалось отстоять! По детсадам – есть очередь из 3724 человек, но в этом году будут введены в строй детские сады и мини-центры на 4100 детей и проблема закроется. Правда, опять вся эта манна небесная мимо Аблакетки! Здесь давно не осталось ни единого детсада, а выкупить и запустить в строй, не то чтобы новые построить, никак не найдут средств. «Надо потерпеть, деньги найдём, через 2-3 года у Аблакетки будут 3 детсада»,- пообещал аким. Освещение улиц. Оказалось их в городе, этих улиц, чересчур много, чтобы на всех лампочки вкрутить надо 4,5 млрд. тенге найти. Как найдём, так и вкрутим, к концу 2012 года ждите!

А затем всплыл застарелый и болезненный вопрос о подключении горячей воды в неотопительный сезон в посёлке. С этого момента бодрость и глянец с собрания исчезли окончательно. Впервые жители увидели у акима капитулянтское выражение: «Я бессилен против «Тепловых сетей». Повторяем суть проблемы. Чтобы давать горячую воду летом, необходимо, чтобы местная котельная была загружена не менее чем на 1/3, иначе её работа становится нерентабельной. В советское время этой проблемы не существовало, так как работали от котельной десятки промышленных объектов: УК КЗ, ЖБИ и так далее, теперь все они или бездействуют или зарегистрированы на маленькую мощность и им не по карману самим услуги котельной. А для подключения к городским коммуникациям «Тепловые сети» требуют уже 1,5 млрд. тенге (В прошлом году просили 1 млрд., что ж, аппетиты растут).

Робкая инициатива с места о том, что, может быть, есть возможность задействовать два стареньких небольших котла от бывшей давно порушенной и стоящей десятилетиями, как дом Павлова в Сталинграде, поселковой бани, умерла не родившись. Тут же выяснилось, что те котлы «Тепловые сети» уже давно извели на металлолом, а строение кочегарки превратили в ведомственный гараж. Так окончательно бывший козырный туз прежних обещаний превратился в битую карту несбывшихся надежд.

Осознав окончательно крах своих мечтаний о тепленькой водице, собрание мстительно начало жалить акима роем злободневных вопросов. На суд общественности всплывали разнообразные и хаотичные сцены из фактической действительности посёлка. Здесь и отсутствие элементарной социальной инфраструктуры: нет бани, клуба, мест досуга молодёжи; и ухудшение работы пассажирского транспорта на местных маршрутах; и какие-то очередные козни местного бизнесмена Зиновьева; наглые квитанции от «Шыгысэнерго»; и так – вплоть до беспрецедентных со дня начала культивирования в XIX веке цен на картошку.

Аким отбивался, как мог, иногда удачно, порой невпопад, пытался переходить в контратаки, но положение это уже не спасало. Да и как могли его спасти подобные ответы на поставленные вопросы, такие как: «Когда остановите агрессивное мошенничество со стороны «Шыгысэнерго», приславшее квитанции, где оплата за декабрь начислена по январскому тарифу, да ещё и с требованием уже 2-х месячной предоплаты!» Ответ: «Семёнов! Разберитесь с этим!» Как может глава местного самоуправления тягаться с капиталистической акулой под названием «Шыгысэнерготрейд» – непонятно, если у самого акима области на это полномочий не хватает. Или чего стоит желание привлечь медперсонал для вывода из зала женщины, обрушившейся с каким-то проклятиями на того же Зиновьева, и резюме акима: «Дай Бог нам побольше таких Зиновьевых и поменьше вот таких нищих и убогих». Политкорректность была нарушена, все отметили на чьей стороне их аким. Только вот вопрос – за чей счёт расцвели «зиновьевы», не за счёт ли этих самых нищих и убогих?

Вот на такой, отнюдь не мажорной ноте, и завершилось очередное общение власти с народом. Но не будем очернять деятельность акима. Он далеко не прожектёр и не временщик, каких мы видели предостаточно. Наоборот это вполне деятельный, энергичный и толковый хозяйственник. Но и его возможностей недостаточно для динамичного разрешения проблем. А одна из главных, если не затрагивать самой глобальной проблемы общественно-рыночной формации, заключается в чрезмерном перераспределении полномочий Центру, Астане. Ведь для формирования местных городских, районных и областных бюджетов выделен крайне узкий коридор. Местные налоги не в состоянии решить местные проблемы, которые растут, особенно в ЖКХ, как снежный ком. А все тяжеловесные налоги, прежде всего на добавленную стоимость, уходят в столицу. В итоге местным властям ежегодно нужно составлять заявки на выделение средств из республиканского бюджета, которые могут дать, а могут и обделить. К тому же использование средств по республиканским программам строго целевое, их нельзя оперативно перебросить на «горящий» участок, даже в том случае, если они недостаточно освоены. И такой вертикалью пронизана вся система, тяжёлая и неповоротливая, бюрократическая и откатно-коррупционная. Из-за ухода основных налогов в Центр, нет или не хватает денег ни у местного самоуправления, которое из-за абсолютной нищеты не может решать самые простенькие задачи, ни у районов, городов и областей. Все выклянчивают денег у вышестоящих структур, и получается все вместе у одной – у республиканского бюджета. Такая система серьёзно тормозит развитие регионов и отражается на рейтинге власти. А что касается цен, тарифов, то это претензии к системной ущербности той рыночной модели, которую нам навязали 20 лет назад. И никакой самый распрекрасный аким любого уровня не в силах изменить здесь ситуацию к лучшему.



Сергей МИХЕЕВ