В конце года областной антикоррупционный форум, проводимый филиалом НДП «Нур Отан» совместно с ВКГУ, подвёл итоги деятельности Общественных Советов по борьбе с коррупцией. Подобный форум, наверное, уже 1001-й в масштабах всей страны. И законов, вроде бы принято много хороших и правильных. Есть норма, согласно которой уличенный в коррупции чиновник больше никогда не сможет работать на госслужбе. Все государевы люди и члены их семей ежегодно сдают декларации о доходах. Им запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. И много еще чего напринимали – по идее, коррупция должна уже если не исчезнуть совсем, то хотя бы принять минимальные размеры. А она все увеличивается.
Поэтому интересно было послушать – о чем же будут говорить на этот раз. Особенно любопытно было услышать о передовых способах и технологиях борьбы с коррупцией, в частности, о возможностях так называемого «электронного правительства», о развитии системы противовесов и контроля между государственно-законодательными, судебными и общественными организациями, об уменьшении роли бюрократического аппарата в принятии всякого рода разрешений, постановлений и пр. Но более всего хотелось услышать о реальных размерах коррупционной угрозы и причинах её породивших. Что же я услышал? Излагаю по позициям. Первая – кто виноват? Оказывается, по словам докладчиков, повинны в непомерно раздувшейся коррупции следующие участники драмы: а) тяжкое наследие советского режима; б) неподходящий менталитет нации; в) плохое освещение проблемы в СМИ. Ну, ещё молодость и неопытность кадровых борцов с коррупцией.
Положим, с советским режимом понятно в той части, что немало нынешних чиновников начинали свой трудовой путь как раз в период «развитого застоя» и упадка империи. Естественно, плавно перейдя в новую эпоху, эта часть служащих унаследовала и «творчески» переработала некоторые методы, приёмы и связи в своей коррупционной деятельности. Но ведь нас в своё время уверяли, что с кончиной проклятого тоталитарного режима, в новом, по – настоящему свободном обществе отомрут и многие причины, питающие коррупцию. Мол, среда будет не та. Среда изменилась. Да оказалась такой притягательно-питательной для коррупционной пандемии, что иногда хочется предательски всхлипнуть по «застою». Вот показательный для сравнения пример из недавней истории, связанный с отстранением от должности тогдашнего главы области А.К. Протазанова, в вину которому было поставлено, в том числе, и незаконное якобы строительство охотничьего домика, с публикацией фотографии этой коррупционной недвижимости. По нынешним временам, в такой резиденции прислуга районного акима отдыхать откажется. Да и сваливать нынешние проблемы на умерший 20 лет назад режим, во-первых, некорректно, а во-вторых, подобной риторики мы наслушались и при СССР, когда тоже любили валить на наследие проклятого царского режима. Что до менталитета нации, то мне видится незыблемость утверждения «бытиё определяет сознание». Естественно, что засилье государственно-бюрократического аппарата в обществе, длящееся столетиями, оказало отрицательную роль на этот самый менталитет. «Рыба гниёт с головы» и следы заражения от «головы» тоже видны и осязаемы. Причём, чем дальше, тем больше. Уже появились на сцене поколения, которые не представляют себе действительность без тотальной продажности всего и вся. Но мне кажется надуманным тезис о причастности национального менталитета к распространению преступности, коррупции и прочих негативных явлений. Пример – Австралия, Новая Зеландия, Канада и другие. Казалось бы, менталитет наций этих государств создавался отбросами, отщепенцами из Европы, а сейчас это наименее коррумпированные страны. А наши беды – от бездумного заимствования социально-экономической модели, навязанной нации 20 лет назад, погоня за сытыми западными стандартами жизни. В плохой совместимости западных ценностей с собственным вековым менталитетом. Менталитет достаточно инертен, труднее поддаётся исправлению в отличие от плохо отрегулированной, разбалансированной, сшитой с чужого плеча и поэтому малоэффективной социально-экономической модели, ориентированной только на получение прибыли. Вот с реформирования этой системы и надо начинать, а не кивать на национальный менталитет.
А то ведь зачастую госслужащие стали рассматривать свои департаменты, управления, как частную фирму. И целью своей работы поставили не служение народу, а получение прибыли. А что – если все работают на прибыль, значит и они могут?
Следующая позиция – роль СМИ и недостаточная информированность о борьбе с коррупцией. Здесь надо осознать, прежде всего, что отечественные СМИ чрезмерно зависимы от государства, а значит тех же чиновников. Многие издания полностью или частично финансируются по государственному заказу и поэтому не имеют собственного взгляда на проблему, отличную от руки дающего. Большинство изданий слишком слабы, чтобы бросить открыто перчатку вызова всемогущим чиновничьим коррупционерам. Борьба с коррупцией – это война. А войне необходимы, как говорил Наполеон, три вещи: деньги, деньги и ещё раз деньги. Скажем, для содержания профессионально-профильного штата сотрудников газет, для юридически-правового обеспечения судебных разбирательств и т.д. Естественно, силы издательств неравны с силами финансовых и административных воротил. Поэтому громкие коррупционные скандалы способны освещать или государственные, или считанные столичные издания, принадлежащие медиа – магнатам и ведущие зачастую под видом борьбы с коррупцией собственные информационные войны с конкурентами. Региональным и малотиражным изданиям достаётся, как правило, перепечатка, да собственный комментарий к ним. Ну и местный коррупционный планктон, на уровне КСК.
В этом деле хорошо бы могли помочь прокуратура, УВД, финансовая полиция, да видимо у них с информацией тоже не густо. Докладчик на Форуме, в ранге заместителя прокуратура области, ничтоже сумняшеся, вынес на свет общественности лишь факт нарушения в школе Кокпектинского района аж на несколько десятков тысяч тенге. Да ещё сообщил о небывалом! Впервые за 10 лет! Бесстыдной продаже водительских прав сотрудником дорожной полиции. На этом информация силового докладчика иссякла. Скупо. Даже на планктон не тянет. Так, икринки инфузорий. А вы на СМИ уповаете.
Ещё на Форуме звучали приятные цифровые отчёты: о наличии нескольких сотен (!) общественных пунктов, призванных реагировать на факты коррупции по программе «Дорожная карта». И как совместными усилиями удалось-таки выявить нарушения при ремонте детского сада. Любопытным и оптимистичным было сообщение, что Казахстан находится на 120 месте в мировом рейтинге коррумпированных стран с непонятно кем и как вычисленным коэффициентом в 2,5 бала. Что же, место неплохое, выше, чем в подобном же футбольном рейтинге и главное – выше, чем у соседей по несчастью – России. Бог с ними, с Новой Зеландией и прочими «шведами» с их 9,3 баллами, зато по СНГ мы впереди на полноздри, то есть на 0,3 балла, а значит и унывать нам рановато.
Прозвучали на встрече и привычно-нафталиновые лозунги о формировании атмосферы нетерпимости к коррупции, о поднятии авторитета и доверия к власти, чиновникам, силовым структурам, о совершенствовании законодательства и т.д. Впрочем, без объяснения реальных практических рецептов, методик и механизмов приведения в действие, этих хороших лозунгов. А хотелось бы услышать о положительных практических делах. Как, например, из собственного впечатления. Посетив недавно по необходимости ЦОН Октябрьского района, был приятно удивлён наличием порядка, отсутствием очередей, безостановочной, отрегулированной работе всех окон приёма посетителей. И как изменились лица людей! Исчезли испуг, тревога, озлобление – всё, что присуще настроению очередей. Вот такие примеры надо пропагандировать и множить их. Из таких кирпичиков закладывать и отстраивать фундамент антикоррупционной борьбы, а не на призывы и лозунги уповать.
Спускаясь по ступенькам парадного подъезда здания ВКГУ по окончании Форума, замечталось о посещении следующего подобного Форума в 201… году – где я услышу о том, …что за истекший период количество запретительных нормативных актов снизилось в два раза, разрешительных документов в три раза, сокращён более чем втрое государственно-чиновничий аппарат, введён предельно жёсткий отбор в органы правопорядка, прокуратуры и судов, с максимальной ответственностью за должностные преступления. Вся страна покрыта комитетами народного контроля, а на предприятиях и учреждениях плодотворно функционируют профсоюзы. А посему, отрублены или повреждены системообразующие головы коррупционной гидры. И что в итоге, мы поднялись в мировой классификации с 5 очками на …надцатое место, обойдя Гондурас и разных турок, и подтянулись к лидерам…
Сергей МИХЕЕВ