В области разразился очередной скандал, связанный с попыткой реприватизации. В ноябре 2005 года бывшим акимом Зыряновского района Александром Барбашовым было подписано постановление о раздаче 811 га земли на территории Бухтарминского водохранилища в частную собственность, которые этим постановлением были переведены в категорию «земель рекреационного назначения». На этой, лакомой из-за своего природно-ландшафтного значения территории, мигом выросли частные наделы земли с постройками числом более 1700 участков, владельцы который принялись обустраивать новые приобретения на свой вкус и финансовые возможности.
Но по прошествии четырех лет, суд по инициативе областной территориальной инспекции лесного и охотничьего хозяйства, признал незаконным постановление Зыряновского акима, и своим решением как бы установил «статус-кво», то есть попросил граждан, владельцев наделов, «на выход с вещами», но без капитальных строений, немалой, надо полагать, стоимости. В этой запутанной истории поражают и возмущают многие действия или бездействия государственных чиновников и судов разного уровня. Во-первых, почему у областного департамента по охране лесов, до сих пор нет акта на право землепользования? Ведь его отсутствие и дало в своё время лазейку для совершения сомнительной сделки. Государственный инспектор по охране лесов и животного мира по ВКО г-жа Валеева, горестно-сиротливо пеняет на областной акимат, который уже в течение семи лет с момента выхода Земельного Кодекса не может (или не хочет) никак найти каких-то 20 млн. тенге на оформление акта землепользования. Во-вторых, не имея по бедности своей собственных прав на землепользование, инспекция вяло-лениво в течение целых четырёх лет пыталась через длительную и волокитную переписку со всеми районными и областными властями восстановить справедливость, то есть вернуть земли под свою опеку. И только (надо же) по прошествии долгих лет, в течение которых можно было при желании полгосударства продать и как бы не заметить, после вмешательства (наконец-то) столичного Комитета лесного и охотничьего хозяйства, факт передачи земли был признан незаконным и неправомочным.
В-третьих. Ведь частные землевладельцы – не самозахватчики земли, как чуть ли не пытаются их выставить. Они в своё время доверившись государственным представителям и юридически-правовым учреждениям, по закону, честно, как им тогда казалось, оформили свои сделки. И вот только тогда, когда ими выплачены деньги за участки, все причитающиеся госпошлины, затрачены немалые суммы на строительство и благоустройство, государство заявляет в стиле Вини Пуха, что это «неправильные землевладельцы, и у них неправильные документы на землю», а потому просит их очистить помещения и территорию.
В этой почти сериальной, но отнюдь не «мыльной» истории просматривается знакомый сценарий. Государственные органы вначале расставляют заманчивые сети-ловушки, завлекая в свои тенеты наивно-простодушных, а затем, высосав из них приличную порцию финансовой влаги, выставляют их же «нарушителями конвенции». То есть в данном, конкретном случае всё выглядит примерно так. Вначале государственные мужи сами создают лазейки в законодательстве, в схемах прохождения документов. Затем по прошествии времени, включают «динамо» и эти же неправомерные лазейки обнаруживают, закрывают и тем самым спускают любителей недвижимости и прочих приватизаций в суровую, «юридически правильную» действительность. С весьма ощутимым грузом убытков для них. Иногда, по своему усмотрению частично компенсировав их или вовсе поставив под ноль. И тут же вновь запуская рекламный слоган об инвестиционных проектах, климатах и прочем частно-государственном обоюдовыгодном партнёрстве и помощи в развитии малого и среднего бизнеса. Видимо, для новых азартных любителей поиграть с государством.
Вот такие у нас либерально-правовые, рыночные отношения сложились. Да ведь и не у нас одних. Любопытно, что вся наша история всплыла сразу же чуть ли не на второй день после известного похожего скандала у соседей-союзников в Подмосковном «Речнике». Это логически подталкивает к выводам об уровне правовых отношений на всём пространстве СНГ, которые разительно всё ещё отличаются от мировых стандартов. Да и стандарты эти нам не указ, у нас своя особенная стать, одно слово – Евразия. И земля у нас по-прежнему служит предметом спекулятивного финансово-политического торга. Вот только, сколько может безнаказанно и дальше продолжаться эта своеобразная «ловля на живца»?
Кстати о безнаказанности. По логике, у всех «рыльце в пушку». У государственных органов, причастных к данному делу, включая акиматы, департаменты, суды всех уровней, вплоть до центральных. Во всей их деятельности (или без), так и сквозит предумышленные: халатность, волокита, головотяпство, если не сказать большего. Какую долю ответственности понесут они? Или найдут одного «стрелочника» по типу легендарного господина Фунта в лице бывшего акима Зыряновского района? Или вообще всё сведут к постановке на вид? Впрочем, это вряд ли облегчит участь нынешних землепользователей, механизм реприватизации запущен, а это политика, где лес рубят – щепки летят. «Щепки» не сановные. «Дубы»-монополисты останутся целыми и нетронутыми, вместе с их лоббирующими чиновниками «лесничими».
Во все времена у нас такая морока с владением землёй и не только, которой у нас, кстати, больше, чем у всех других народов. И сколько войн и революций, прочих восстаний было за неё, и крови, и слёз пролито, а порядка как не было, так и нет. По-прежнему на этом поле царит «чёрный передел» говоря исторически, или беспредел – говоря проще. И не земля виновата в этом, а каста беспринципных чиновников и таких же правоведов-законников, поколениями создающих своё собственное благополучие на общенародном достоянии. Каковым является земля. И из этой истории, они выйдут сухими, да ещё в ореоле борцов за государственную землю от хапужистых частников. И на этом постараются капитал заработать. А как поутихнет всё, опять запустить землю в приватизацию надумают. Ведь им Закон как дышло, повернуть ничего не стоит.
Сергей МИХЕЕВ