А был ли хлор? А может, хлора то и не было?

Газета "Flash!"

После больших майских каникул, проведённых на даче далеко за городом, возвращение в Усть-Каменогорск оказалось весьма символичным. Именно в этот день горожане испытали очередную газовую атаку. На это раз от титано-магниевого комбината. Таковы реалии, обыденность жизни в нашем городе.

Как  обычно, тревогу начали бить очевидцы. В социальных сетях появились фото и видео, напоминающие картину апокалипсиса, настолько густым был газ из труб  ТМК, да ещё и с розовым шлейфом.

  Итак, информация о выбросах появилась лишь благодаря обычным жителям и техническим возможностям оперативно зафиксировать и распространить видео с места событий. В департаменте экологии ВКО так и написали, что «был осуществлён оперативный выезд в район расположения АО «УК ТМК» в связи с появившейся в социальных сетях информацией о сильном задымлении». Получается, что если бы не было мобильных телефонов с видеокамерами и соцсетей, то никто бы и не «почесался»? А как же система автоматического мониторинга? Это когда датчики на предприятиях – загрязнителях ежесекундно отправляют информацию в экологическое ведомство и там отслеживают ситуацию в режиме реального времени. ТМК был назван в числе тех предприятий, которые уже установили такую систему. Так почему она не работает?  Почему до сих пор самый лучший мониторинг осуществляют простые люди, не экологи, получающие зарплату из бюджета и  обязанные мгновенно реагировать на выбросы и загрязнение атмосферы?!

 А разве не обязанность руководства предприятий – загрязнителей немедленно сообщать об авариях, технологических сбоях и уж тем более в случае угрозы здоровью и жизни людей?! Но руководители ТМК во главе с президентом АО Асем Мамутовой как всегда промолчали. Пусть будет страх, паника, но они предпочитают молчать. 

 Вечером 19 мая экологи зафиксировали превышение предельно допустимой концентрации по хлору, о чём официально сообщили на своей странице в Фейсбуке. Каков уровень превышения при этом не сообщается, а ведь это очень важно. Во сколько раз выше нормы? В 2 раза или в 10 раз, или ещё больше? На видео инспектор с ручным прибором (и это в  XXI веке, в эпоху цифровизации!)  показывает, как он проводит замеры. Норма ПДК известна, прибор даёт показания, сразу понятно каково превышение. Но об этом не говорят!

 Любопытно, что, несмотря на отсутствие данных об уровне превышения ПДК по хлору -  очень опасному  веществу, региональная служба коммуникаций ВКО в 20.41 отправляет журналистам сообщение  -  «угрозы для населения нет». На основании чего и кто сделал такое заключение? Руководитель какого ведомства взял на себя эту ответственность, и каким документом подтверждено отсутствие угрозы для населения?

 Между тем, хотя и «угрозы нет», впервые в истории Усть-Каменогорска было объявлено, что «все медицинские учреждения работают в полном объёме и готовы оказать необходимую помощь каждому жителю». Поступило даже сообщение от управления здравоохранения: «при появлении симптомов – жжения в глазах, першения в горле или затруднённого дыхания – сразу обращаться за медицинской помощью». Явно не стыкуется – «угрозы нет» и готовность больниц оказать помощь, перечисление симптомов отравления хлором.

  Всё-таки не зря известный  юрист и правозащитник Алексей Божков подавал иск о признании незаконным бездействия акима Усть-Каменогорска, на тот момент Жаксылыка Омара, в конце ноября прошлого года, когда было зафиксировано превышение ПДК по хлороводороду более чем в 9 раз. Суд поддержал это требование и признал действия акима незаконными, и даже направил частное определение главе области для принятия мер. На этот раз аким города и руководитель гражданской защиты Алмат Акышов приехал в район выбросов и в 22.16 сделал видеообращение к жителям. К этому моменту был создан областной оперативный штаб. Какие-то меры, хотя бы и символические, власть стала принимать. Но к полуночи 19 мая кроме успокоительных заявлений больше никакой информации так и не появилось. Лишь сообщили, что замеры производят не только экологи, но и работники санитарно-эпидемиологического контроля и национального центра экспертизы. На месте также и сотрудники ДЧС.  В 21.44 превышений ПДК уже не было. В сообщении отмечается, что «на точность замеров могли повлиять погодные условия и временная задержка между инцидентом и поступлением сигнала». Так ведь именно для того, чтобы не было «временных задержек», и создана система автоматического мониторинга!

 В этой же информации сообщается – «руководство предприятия не подтверждает факт аварийного выброса, а обращений от населения с признаками отравления не зарегистрировано». И это спустя лишь час после обращения управления здравоохранения о готовности оказать медицинскую помощь.

 Дальнейшее развитие ситуации стало ещё более интересным. 20 мая в 8.17 журналистам уже была направлена обобщающая сводка.  В ней ещё раз сообщается о проведении экологами замеров аж до 23.00. Так вот – «превышений ПДК зафиксировано не было»! А как же официальная информация департамента экологии о превышении ПДК по хлору?! Так был выброс хлора или не было? Если не было, то, почему занятия в школах Согры 20 мая  перевели на дистанционку?

 Здесь же и пояснение руководства ТМК о причинах случившегося. «В этот день на комбинате проводилась внеплановая профилактическая чистка системы конденсации хлорирующей установки №3. В ходе работ произошло осыпание гарнисажа в результате чего был перекрыт газоход». Естественно, лаборатория ТМК не зафиксировала превышения по хлору. 

Не все помнят, что густой газ розового цвета, выбрасываемый ТМК,  уже серьёзно напугал жителей Усть-Каменогорска 21 декабря 2021 года. Ситуация была примерно такой же, как и два дня назад. Вспомнить эти события можно прочитав статью «Выброс на ТМК», 22 декабря 2021 г. https://flashpress.kz/blog/flash/177951.html

 Тогда уровень превышения по хлору составил  4 ПДК. И причины практически те же. «21 декабря 2021 года АО «УК ТМК» проводились плановые профилактические работы по чистке 4-х фурм технологического оборудования под давлением. Выделение паро-воздушной смеси обусловлено взаимодействием отвального шлама со сжатым воздухом с содержанием влаги. Причина появления красного окраса паро-воздушной смеси объясняется наличием железа в отвальном шламе». Более подробно в статье «Газ розового цвета над ТМК – проверка завершена», 18 января 2022 г. https://flashpress.kz/blog/flash/177963.html

 И снова профилактическая чистка, приведшая к выбросу. В чём причина? Несоблюдение технологии, низкая квалификация персонала? Какие выводы сделаны?

 Кстати, 21 декабря 2021 г. экологов не допустили на территорию ТМК под предлогом окончания рабочего времени! И экологи не стали настаивать, а ведь предприятие непрерывного цикла, о каком окончании рабочего дня можно говорить?! А департамент промышленной безопасности ВКО вообще не стал проводить проверку, пояснив, что этот случай не является аварийным. Кстати, и сейчас этот департамент  проводит проверку ТМК.

 Три с половиной года назад все завершилось штрафом для ТМК на общую сумму 4,6 млн. тенге. Для гиганта металлургии это что слону дробина. Тем более, штраф взыскан с юридического лица, а не из кармана руководства.

 В конце 2021 года по следам этих событий я направил отправил открытое письмо руководителю ВК областного филиала партии «Nur Otan» Даниалу Ахметову с требованием вынести вопрос о лишении президента АО «УК ТМК» Асем Мамутовой полномочий депутата ВК областного маслихата, поскольку она является депутатом по списку данной партии. Основание для такого требования очень серьёзное - полное молчание руководства ТМК о возникшей ситуации. В итоге в городе реально могла возникнуть паника, ведь все знают, что производство ТМК опасно применением хлора. Несколько часов источником информации для жителей Усть-Каменогорска были только социальные сети. Подробнее в материале «Лишить депутатских полномочий президента АО «УК ТМК» Асем Мамутову!», 24 декабря 2021 г. https://flashpress.kz/blog/flash/177952.html

 Естественно, на моё обращение пришла отписка. Асем Мамутова является депутатом областного маслихата  по сей день, и в новом созыве. Она вновь избрана по партийному списку, только теперь уже от  партии Amanat.

Кстати, о депутатах. Представители народа не появились 19 мая на месте выброса. Не было там председателя городского  маслихата Александра Светаша.  И это не удивительно. Он не выезжал на ТМК и в декабре 2021 года. Видимо, не царское это дело. Будучи одним из руководителей города, он не назначил  экстренное заседание постоянных комиссий маслихата, не вызвал президента ТМК, экологов и прочих ответственных лиц, не обратился к жителям Усть-Каменогорска, своим избирателям. Лишь депутат Михаил Байтеряков на следующий день выехал в Согру и опубликовал в соцсетях видео, свидетельствующее, что и 20 мая газ был такой, что хоть топор вешай. Но на этом и всё. Кстати, Байтеряков – депутат от другого округа.

Экстренно отреагировала на ситуацию руководитель ВК филиала общественного объединения Ecojer Елена Березинская-Абилова. Уже вечером 19 мая она отправила заявление в департамент экологии о проведении внеплановой проверки УК ТМК.

 «Итак, что мы имеем? Система реагирования и оповещения жителей об аварийных ситуациях – никакая. Госорганы тяжелы на подъём, и очень долго готовят информацию.  Предприятие – загрязнитель может наглухо закрыться и тупо говорить, что у нас всё нормально, или вообще ничего не говорить. При наличии в городе предприятия, на котором потенциально может в любой момент произойти выброс хлора, уровень этого вещества в атмосфере фактически не контролируется. При таких условиях на первый план выходят слухи и  всегда есть повод для массовой паники.  А ведь если собрать все ведомства, отвечающие за экологическое состояние города, за реагирование на аварийные и нештатные ситуации, собрать всех лиц, которые обязаны принимать решения, то получится, что они получают сотни миллионов и даже миллиарды на свою зарплату». Это отрывок из статьи декабря 2021 года. Столько времени прошло, а ничего не меняется!

 А как же отреагировал аким области на частное определение суда, признавшего незаконным бездействие акима Усть-Каменогорска в день выброса хлороводорода 20 ноября прошлого года? Вот ответ  заместителя руководителя аппарата акима ВКО Мерея Асылханова на запрос редакции.

«Акимом Восточно-Казахстанской области уделяется особое внимание вопросам экологической ситуации в городе Усть-Каменогорске. В настоящее время принимаются соответствующие меры, направленные на снижение уровня выбросов в атмосферный воздух. 

Создано «Бюро экологической защиты при Общественном совете» которое осуществляет деятельность, направленную  на ускорение реализации экологических проектов в городе, улучшение качества атмосферного воздуха, ежедневный мониторинг его состояния, а также проведение оценки эффективности принимаемых мер.

Частное определение суда города Усть-Каменогорска рассмотрено в аппарате акима области.

По итогам  заместитель руководителя отдела жилищно-коммунального  хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска Шерубаев Р.Н., допустивший факт несвоевременного оповещения населения (в соответствии с пунктом 2 статьи 210 Экологического кодекса РК) привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания». Виновного нашли и сурово наказали.

 И ещё были «приняты меры». Жаксылык Омар, чьё бездействие судом признано незаконным, был назначен первым заместителем акима области. Кстати, судя по фото, заседание оперативного штаба по выбросу хлора прошло под его руководством. Круг замкнулся.

 Хотя ещё теплится наивная надежда, что «разберутся и накажут». Только что стало известно: «Министр экологии и природных ресурсов Ерлан  Нысанбаев с рабочим визитом посетил Восточно-Казахстанскую область в связи с несанкционированными выбросами загрязняющих веществ с территории Усть-Каменогорского титано-магниевого комбината.

В ходе визита министр  посетил АО «УК ТМК», где ознакомился с обстоятельствами произошедшего инцидента, а также встретился с руководством компании и представителями местных властей.

Департамент экологии по ВКО инициировал внеплановую проверку в отношении АО «УК ТМК», чтобы оценить соблюдение экологических норм и выявить возможные нарушения. Проверка охватывает все аспекты деятельности предприятия, которые могут повлиять на состояние экологии региона.

Министр экологии, отметив серьезность инцидента, дал следующие поручения: оценить правомерность действий (или бездействия) предприятия в связи с нарушением экологических стандартов, а также провести правовую оценку произошедшего инцидента. Принять все необходимые меры воздействия в рамках действующего законодательства, включая возможное привлечение к ответственности должностных лиц и предприятия в целом.  Принять срочные меры для предотвращения подобных инцидентов в будущем, в том числе усилить контроль за соблюдением экологических требований на других объектах региона. О результатах проверки будет сообщено дополнительно».

Подождем «дополнительного сообщения». Надежда, хотя бы и наивная, как известно, умирает последней.

 

 

      Денис Данилевский

Фото из соцсетей. Фото №4 – ситуация в декабре 2021 г. Фото №6 – РСК ВКО.