Для здоровья жителей Усть-Каменогорска страшен не смог в дни НМУ, а… лакокрасочные работы!

Газета "Flash!"

Именно так считают разработчики сводного тома предельно-допустимых выбросов (ПДВ) для Усть-Каменогорска. 10 декабря состоялись общественные слушания  по важнейшему экологическому  документу. Автор этих строк  задал вопрос о самом главном  разделе  - «Оценка экологического риска  для здоровья населения г. Усть-Каменогорска от воздействия загрязняющих веществ». Этот вопрос был поставлен ещё в статье «И снова «дышать нечем!», опубликованной 26 ноября https://flashpress.kz/blog/flash/178623.html

«Полученные результаты могут свидетельствовать о большой вероятности возникновения у населения заболеваний глаз, органов дыхания (бронхиальной астмы, хронического и острого бронхита), ЦНС (центральной нервной системы), сердечно-сосудистой системы, а также влияния на развитие», - такие неутешительные выводы сделаны в сводном томе ПДВ.

   «Но опасность для возникновения  таких заболеваний оказывают совсем не главные загрязняющие вещества – диоксид серы,  диоксид азота и пыль. Самые опасные -  другие вещества.  «Риск острого воздействия для здоровья населения характеризуется как чрезвычайно высокий по пяти веществам: пропан-2-он (ацетон), этилацетат, этанол, винилбензол, оксид углерода». Из них только оксид углерода, источником которого является автотранспорт, занимает значительную долю в выбросах (14,85%), и он контролируется. По другим четырём самым опасным веществам замеры на стационарных источниках контроля не ведутся.

 «По остальным веществам, присутствующим в выбросах промышленных предприятий и автотранспорта г. Усть-Каменогорска, рассчитанный уровень риска не превышает единицу, что свидетельствует о допустимом воздействии».

 Получается, что самую главную опасность для жителей представляют какие-то малоизвестные вещества, которые вообще не контролируются замерами, и источник выбросов которых неизвестен. Как был сделан такой вывод, и каким образом жителям города обезопасить себя от воздействия этих самых опасных веществ?

- Эти 4 вещества выделяются при лакокрасочных работах, - пояснил представитель ТОО «КАЗТЭКО» (эта фирма готовила том ПДВ) Виталий Баталов. – Даже дома, когда вы красите батареи, выделяются эти вещества. Для здоровья они опасны в высоких дозах.

 Такого, честно говоря, мы ещё не слышали за многие  десятилетия обсуждения темы экологии Усть-Каменогорска. Про НМУ, безветрие и расположение города в котловине гор говорят каждый день. Также ежедневно нам внушают, что главными загрязнителями являются автотранспорт и печки частного  жилого сектора. Периодически экологи бросают все силы, чтобы найти источник появления в воздухе различных веществ в сверхвысокой концентрации. Искали, кто выбрасывает формальдегид, потом вели следствие по сероводороду. Теперь вот ищут – кто же в конце ноября травил горожан в районе бульвара Гагарина хлороводородом, выбросив это ядовитое вещество в 9 раз больше нормы. Все поиски завершаются безуспешно, и «дело» закрывается в связи с невозможностью установить виновных.

 А теперь  плохую экологию  и  болезни горожан можно сваливать на лакокрасочные работы! Ирония судьбы в том, что те страшные 10 дней НМУ в ноябре для меня прошли без последствий. А вот вчера, направляясь на общественные слушания по предельно-допустимым выбросам в 5-й корпус ВКУ на центральной площади, довелось  хапнуть «газку». 10 декабря были объявлены очередные НМУ. Уже после обеда заболело горло, появился кашель. Впрочем, наверное, про газ я зря сказал. Учитывая последние выводы разработчиков тома ПДВ, наверное, кто-то  красил батарею, а я проходил мимо этого дома и надышался винилбензолом и этанолом. А газок –то, оказывается,  совсем безопасен!

 Таких весьма сомнительных  выводов в проекте сводного тома ПДВ участники общественных слушаний отметили немало. Известный эколог и общественник Роман Честных потребовал снять проект с рассмотрения, назвав его просто «сборником недостоверной информации».

 Наша справка. Согласно ст. 205 Экологического Кодекса РК «Сводный том предельно допустимых выбросов населенного пункта является постоянно действующим и перерабатываемым документом, определяющим фактическую и прогнозную экологическую емкость воздушного бассейна населенного пункта в целях дальнейшего обоснования градостроительной и строительной деятельности, планирования объектов транспортной инфраструктуры, государственного регулирования и управления в области транспорта, планирования мероприятий по охране окружающей среды». «Сводный расчет загрязнения атмосферного воздуха населенного пункта представляет собой расчет совокупного воздействия на атмосферный воздух выбросов всех стационарных и передвижных источников, расположенных или эксплуатируемых на территории соответствующего населенного пункта, а также фактических и прогнозируемых приземных концентраций загрязняющих веществ». Проводятся такие расчёты не реже одного раза в 5 лет.

 Соответствует ли данный проект этим требованиям? Вот только часть замечаний, сделанных Романом Честных.

 К примеру, учтены только выбросы от 36 предприятий, и то из них четверть составляют АЗС одной фирмы. Хотя предприятий, выбрасывающих вредные вещества, гораздо больше. И даже с учётом того, что сейчас предприятия IV класса опасности вообще не нормируют выбросы, а предприятия III класса лишь подают декларацию, сведения по их воздействию на воздух  можно было найти. Приведённые цифры по  выбросам не соответствуют даже тем данным, которые дают сами загрязнители. Так, данные УК МК «Казцинка» и УК ТЭЦ выше, чем цифры в томе ПДВ.

 При определении уровня загрязнения от частного сектора были применены характеристики угля Экибастузского месторождения, а жители отапливают дома углём  Каражыры. Средняя цифра в 4 тонны угля за зиму взята с потолка – при нашем климате сжигают не менее 5-6 тонн.

   Кстати, разработчики тома ПДВ пошли по уже проторенному пути, сделав упор на выбросы от автотранспорта. Вот, например, одна из их рекомендаций по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу. «Вывод из эксплуатации и применения старых автотранспортных средств экологического класса Евро 0 (автомобили производства России и СНГ до 2004 года выпуска и иностранные автомобили до 1992 года выпуска). Полный вывод этих автомобилей позволяет сократить выбросы загрязняющих веществ до 88 %». Выходит, что именно  старые машины являются основным источником загрязнения воздуха, а не промышленные предприятия.

  Ну, и совсем из разряда анекдотов вот такой фрагмент из проекта тома ПДВ: «Уровень загрязнения атмосферного воздуха в селитебной зоне города по большинству вредных веществ не превышает нормативных значений, что главным образом, обусловлено правильной планировкой городской территории: промышленные предприятия г. Усть - Каменогорск расположены за пределами населенного пункта». Тут, как говорится, без комментариев. Сами разработчики проекта на это замечание ответили так: «У вас же предприятия расположены в промышленной зоне, а не прямо посреди города»!

 Немало замечаний было высказано экологом Даулетом Асановым. Серьёзную критику проекту дал  и.о. руководителя департамента экологии ВКО Азамат Тауырбеков. Житель города Юрий Литвинов, выступая по видеоконференции, обратил внимание, что в депутатском запросе сенаторов Ольги Булавкиной и Шакарыма Буктугутова приведены совсем другие данные об экологической ситуации в Усть-Каменогорске.

  «На долю крупнейших предприятий города Усть-Каменогорска, а это: УК МК ТОО «Казцинк», УК ТМК, УК ТЭЦ, Согринская ТЭЦ приходится около 47 000 тонн в год или 29 % от всех выбросов. 89 автономных котельных, пекарни, производственные цеха, маслобойни образуют в год около 10 000 тонн выбросов (7%). За отопительный сезон частным сектором сжигается порядка 234 тыс. тонн угля, общая масса выбросов от которых составляет 14 100 т/год или 8,8% всех выбросов по городу. Величина валовых выбросов от автомобильного транспорта, как наиболее растущего сектора с углеродным следом, составляет 90 316 т/год или 56,2 % общего объема выбросов от всех источников».

 В проекте сводного тома ПДВ дана цифра в 49,6 тыс. тонн  от стационарных источников и 9,2 тыс. тонн от сжигания угля в частном секторе. Мелкие котельные и другие объекты выбросов вообще не учтены, выбросы от транспорта не подсчитаны.

   Вот какие данные приводят сенаторы по ухудшению здоровья жителей региона. «В ВКО по итогам 10 месяцев 2024 года зарегистрировано 229 новых случаев рака легкого, это на 12,7% больше, чем за 2023 год. Рак кожи занимает лидирующие позиции. Только за прошедший год зарегистрировано 472 новых случая рака кожи и 41 новый случай меланомы. И чаще всего заболевание выявляют именно в промышленных городах и районах: в Усть-Каменогорске, Риддере, Глубоковском, Шемонаихинском районах и районе Алтай. На 23,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось количество новых случаев рака головы и шеи. Это ли не показатель ухудшения экологической обстановки, оказывающей негативное влияние на здоровье восточноказахстанцев». Видимо, причина  в лакокрасочных работах!

 Все задававшие вопросы и выступавшие были едины во мнении – проект тома ПДВ требует серьёзной доработки. Будет ли учтено это мнение заказчиком – управлением природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО – пока неизвестно. Но столь единодушная и, самое главное, аргументированная критика может послужить основанием  для  доработки проекта.  

 К сожалению, на слушаниях большую часть участников составляли госслужащие и разработчики проекта. От народа, по моим подсчётам, было всего три человека, включая автора этих строк. Ещё с десяток участвовали через видеоконференцию. Такова гражданская активность жителей города, в котором «дышать нечем». Вся деятельность  завершается гневными комментариями в соцсетях, да публикацией в 1001 –й раз фото городских пейзажей в смоге. Так что, задаваясь в очередной раз вопросом «Кто виноват?», будет совсем не лишним посмотреть в зеркало.

 

       Денис Данилевский