Закрытый тендер по «Сергеку» засекретили под предлогом борьбы с терроризмом

Газета "Flash!"

    Уже более трёх лет назад, ещё задолго до трагических  январских событий, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев дал поручение обеспечить прозрачность государственных закупок.

  «Недоступность информации о планах и условиях закупок, принятие кулуарных решений - все это должно уйти в прошлое. Я констатирую, что позитивные тенденции в этом важном вопросе начались. Цифровизация данной сферы позволит быстрее выявлять и отсеивать «нелогичные» решения, не допускать завышения цен, закупать более качественные товары и услуги.

Требуется разработать прозрачный механизм разрешения споров, возникающих в случае несогласия участников тендеров с решениями конкурсных комиссий», - заявил глава государства 11 февраля 2021 г.  в ходе форума поддержки отечественных предпринимателей Samruk Business Forum.

 Ещё раз о прозрачности системы госзакупок президент высказался в послании народу Казахстана 1 сентября 2023. Среди главных проблем государственных закупок он назвал «длительные сроки, бесконечные обжалования, недостаточную прозрачность».

  «Транспарентность следует обеспечить за счёт нового механизма рассмотрения жалоб и внедрения института общественного мониторинга», - таким видит путь вывода госзакупок «из тени» Касым-Жомарт Токаев.

 Но, похоже, «из тени» никто выходить не собирается. Идут годы, но ничего не меняется. Либо президент просто говорит красивые слова для публики, либо его поручения не выполняются, саботируются. В законе о госзакупках по-прежнему полно лазеек для «тайных» сделок на десятки миллиардов бюджетных средств, которые в итоге попадают «нужным людям».

  Яркий пример таких «тайных» сделок можно видеть в Усть-Каменогорске. Со вчерашнего дня система фотовидеофиксации и видеоаналитики, больше известная под названием «Сергек», обслуживается новой организацией. С 2018 года в рамках государственно-частного партнёрства эту систему создавало с нуля и обслуживало ТОО «Коркем-Телеком». Кто сейчас занимается этой системой – неизвестно, как неизвестна и сумма, выделенная на сопровождение и техническую поддержку «Сергека».

  Скандал вокруг закрытого тендера на обслуживание «Сергек» разразился в середине июня. Более подробно об этом в предыдущей статье «Кому достанется «Сергек» - большой, большой секрет», опубликованной 18 июня. https://flashpress.kz/blog/flash/178535.html

   Редакция направила запрос в управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО (УПТ и АД), которое и проводило эту злополучную тайную госзакупку. Вот какие вопросы были заданы.

«1. 12 апреля 2024 г. УПТ и АД был проведён конкурс на «Услуги по сопровождению и технической поддержке информационной системы». Видимо, имеется в виду информационная система фотовидеофиксации  и видеоаналитики в г. Усть-Каменогорске «Сергек». Почему конкурс, по сути, оказался закрытым? На основании каких нормативных актов проводился данный конкурс?

2. На сайте госзакупок даже не указана цена за единицу услуги и запланированная сумма. На какую сумму проводился данный конкурс? На какой срок планируется оказание данной услуги?

3. Кто стал победителем,  и какая сумма им предложена? Подписан ли договор на оказание услуг? 

4. Что будет с оборудованием системы «Сергек»? Останется действующее оборудование, или фирма – победитель станет устанавливать новое оборудование? Как будет функционировать система «Сергек» в переходный период, не останется ли город без системы фиксации и аналитики?».

   В ответе  руководитель управления Нуржан Жумадилов сообщает весьма интересную информацию.

«В соответствии со ст. 50 Закона РК «О государственных закупках» -  государственные закупки с применением особого порядка осуществляются в случаях приобретения  товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственные секреты в соответствии с законодательством РК о государственных секретах и (или) содержат служебную информацию ограниченного распространения, определенную Правительством РК.

    Проведение конкурсных процедур с применением особого порядка осуществляется в соответствии с «Правилами осуществления государственных закупок с применением особого порядка», утвержденных приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов РК от 20 июня 2023 года № 686.

    Решение организатора о проведении государственных  закупок способом конкурса с применением особого порядка принято с учетом того, что объект и информация, в части которого производится закуп услуг, включены в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении,  на основании приказа №17 от 1 февраля 2019 года об утверждении перечня сведений, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, имеющих пометку «Для служебного пользования», постановления №32 ДСП от 13 февраля 2019 года о внесении дополнения в постановление ВК областного акимата от 16 мая 2016 года №138 ДСП «О некоторых мерах по повышению уровня антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, расположенных в ВКО», постановления №826 ДСП от 3 сентября 2022 года о включении в перечень объектов, уязвимых для террористического нападения Восточно-Казахстанской области.

   На основании вышеизложенного, ввиду содержания служебной информации ограниченного распространения, имеющих пометку «Для служебного пользования», предоставление их невозможно. Дополнительная информация будет представлена в ходе реализации проекта».

  Обратите внимание – президент дал поручение обеспечить прозрачность госзакупок в феврале 2021 года. Тем не менее, и  в новом  законе о госзакупках, подписанном Токаевым вчера,  осталась статья 50 о проведении госзакупок в особом порядке. Наверное, специально её разместили в самом конце текста закона. Неприметная такая статья, дающая колоссальные возможности для подведения практически любой госзакупки под особый порядок и гриф секретности. А постановление правительства о закупках в особом порядке приняли 20 июня 2023 года.  Так пожелания Токаева реализуют на практике.

   Получается всё очень просто. Достаточно на местном уровне внести учреждение, предприятие, сооружение, здание в список объектов, уязвимых в террористическом отношении, и госзакупки для такого объекта можно проводить в особом порядке. Любая информация становится закрытой.

  Похоже, разработчики законов и других нормативных актов усиленно напрягают мозги только лишь для того, чтобы деятельность органов власти была максимально закрытой. Наверное, это самая важная цель, которую ставит перед ними высшее руководство и региональные начальники. Было бы хорошо знать поимённо этих юристов, а то авторство законов остаётся анонимным. А депутаты дружно поднимают руки или нажимают на кнопки в поддержку таких законов и постановлений. Видимо, именно поэтому власть даже на выборах в маслихаты делает всё возможное и невозможное, чтобы не пропустить в депутаты тех, кто хотя бы имеет собственное мнение,  может его высказать с трибуны, и проголосовать «против» подготовленного в «верхах» закона или решения.

 Кстати, любой закон или нормативно-правовой акт теперь проходят научную антикоррупционную экспертизу. Специально отобранные эксперты должны выявлять коррупционные риски. В республиканском бюджете 2024 года для этого выделено почти 570  млн. тенге. Но почему-то лазейки для коррупции в законах всё равно остаются. Куда смотрят эксперты? Полмиллиарда тенге – это немалые средства! А эффекта, по сути, никакого!

 А какая угроза терроризма будет, если областное  управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог  назовёт фирму, победившую «в особом порядке», которая теперь будет сопровождать систему «Сергек»? Неужели потенциальные террористы нацелят свои взоры на областной центр ВКО, если станет известна сумма, которую бюджет заплатит этой фирме? Ведь известно же, что сумма договора с ТОО «Коркем-Телеком» составила 7 млрд. 120 млн. тенге. Это на 6 лет, с учётом поставки, монтажа оборудования и всей системы. Известна и фирма, и сумма, но никаких проявлений терроризма от этого не произошло!

    А пока приходится добывать информацию из неофициальных источников. Известный борец с коррупцией, руководитель  Восточно-Казахстанского филиала РОО «Әділдік жолы» Адиль Пшенов по своим каналам  установил, что «Сергек» передали фирме из Туркестана, до этого занимавшейся  лишь поставками сжиженного газа.  А из бюджета на сопровождение системы фотовидеонаблюдения и видеоаналитики выделено около 11 млрд. тенге. https://youtu.be/glTaKbiyaVQ?si=J_wWvlFLe9ru_YhC

    Но это неофициальные сведения. Официальную информацию предоставить отказались под прикрытием секретности.

  Похоже, второй год работы Ермека Кошербаева на посту акима ВКО вряд ли будет таким же тихим, как первый. Он и начался со скандала вокруг системы «Сергек». И пока есть возможности для тайных закупок, секретных сделок, как говорится, то ли ещё будет!

 

                                                                                  Денис Данилевский  

   Иллюстративное фото из Интернета