Существенные нарушения уголовно-процессуального законодательства в ходе досудебного расследования по делу топ-менеджеров группы компаний «Бипэк Авто – Азия Авто» подтвердила на днях судебная коллегия по уголовным делам ВК областного суда.
Напомним, что в конце июля городской суд №2 г. Усть-Каменогорска в ходе предварительного слушания вернул дело прокурору для устранения выявленных нарушений. В частности, в деле имеется документ на арабском языке из правоохранительных органов Объединённых Арабских Эмиратов, не переведённый на русский язык, выбранный языком судопроизводства. Это обстоятельство не позволяет в полном объёме ознакомиться с материалами дела, как обвиняемым, так и суду. Более подробно о предварительном слушании в статье «Перевод с арабского», опубликованной 15 августа. https://flashpress.kz/blog/flash/178349.html
Но вместо того, чтобы заняться переводом документа с арабского, прокуратура подала частное ходатайство в областной суд с просьбой отменить постановление горсуда №2.
В апелляционной инстанции адвокат одной из обвиняемых в своей частной жалобе обратил внимание - речь идёт даже не о том, что защита ознакомилась не со всеми материалами дела. Ситуация с соблюдением УПК гораздо хуже – в деле отсутствуют многие материалы и вещественные доказательства! К примеру, нет базы 1С «Бухгалтерия», изъятой при обыске на электронных носителях. А как без бухгалтерской базы можно доказывать виновность или невиновность?! Нет соглашения национального холдинга «Самрук-Казына» с группой компаний о стратегическом партнёрстве – тоже важнейший документ. Отсутствуют более 2000 файлов сводной информации.
Поразительно, но прокуратура в своём частном ходатайстве утверждает, что якобы суд может позже сам ознакомить защиту с материалами дела! Но прокуратура «не учитывает, что суд не сможет ознакомить защиту с материалами, которые формально приобщены к делу, но фактически отсутствуют» - возражает адвокат.
Невероятно, но, оказывается, следствие не ознакомило подозреваемых ни с одной видеозаписью следственных действий! Хотя, как следует из протоколов, все обыски, выемки, допросы подозреваемых и свидетелей записывались на видео. Опись носителей видеозаписей отсутствует и в сопроводительном письме к обвинительному заключению. Значит, эти записи невозможно будет просмотреть и в суде.
Вот такие особенности и следствия, и надзора за законностью по-казахстански!
Адвокат особо отмечает, что «орган расследования так и не установил обстоятельства хищения, вследствие чего оно прописано общими фразами, без описания преступления, в совершении которого вышеперечисленные лица подозреваются». Ещё раз терпеливо и обстоятельно, словно ученику первого класса, объясняется, что следствие так и не установило сумму ущерба банку. Т.н. «ущерб» взят из решения гражданского суда, между тем, в том судебном постановлении речь шла о задолженности группы компаний перед банком. А ущерб и задолженность – это две большие разницы. Снова приводятся красноречивые цифры – возвращено банку средств гораздо больше, чем сумма кредита. Простое арифметическое действие сложение позволяет сделать расчёт. Это превышение «образует отсутствие состава преступления» - поясняет адвокат. Залоговое имущество значительно покрывает сумму задолженности по основному долгу. Между тем, не была даже назначена судебно-товароведческая экспертиза по оценке залогового имущества.
Апелляционная инстанция в итоге оставила в силе постановление городского суда №2 и также вернула дело прокурору для устранения существенных нарушений УПК. Что касается доводов защиты об отсутствии состава преступления и невиновности обвиняемых, то эти обстоятельства будут рассмотрены в главном судебном разбирательстве.
Когда суд начнётся – сказать трудно. Теперь прокурору и следствию нужно устранить все «косяки». На это уйдёт немало времени. При таких нарушениях вполне вероятно, что и в главном судебном разбирательстве дело вернут на доследование.
Похоже, что в «верхах» пока так и не определились, что же делать как с этими абсурдными обвинениями в отношении 8 наёмных работников «Бипэк Авто-Азия Авто», так и с огромным имущественным комплексом группы компаний. Такое предположение позволяет сделать и явная неторопливость «Жусан Банка», как якобы пострадавшего, с реализацией залогового имущества. Прошло уже несколько лет, а продана лишь малая часть имущества. Если банк так озабочен возвратом денег, то, вроде бы, в его интересах побыстрее всё продать. Но банк почему-то не спешит, хотя и несёт расходы по сохранности имущества.
7 сентября должны были пройти торги по реализации имущественного комплекса завода «Азия Авто». Это производственные и административные корпуса, земля, железная дорога и прочее. Но в последний момент определением экономического суда по заявлению «Азия Авто» (это юридическое лицо продолжает существовать), торги отменили. И это уже не первая отмена.
Всё указывает на то, что вокруг «Бипэк» продолжают идти какие-то закулисные интриги. От их разрешения, как и от развития общей политической ситуации в стране, будет зависеть судьба оказавшихся, по сути, заложниками, обвиняемых наёмных работников, судьба всего имущества, ход двух других дел – по рейдерскому захвату и пыткам, которые пока вообще в зависшем состоянии. Но сколько их уже было – этих политических перемен, вплоть до ареста и суда над теми, кто инициировал рейдерский захват предприятия, но ничего не меняется. Что же ещё должно произойти?
Между тем, на встрече с предпринимателями, состоявшейся 12 сентября, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в очередной раз высказался за выстраивание новых отношений государства с бизнесом.
- Речь идет о заключении нового «общественного договора» государства с бизнесом. Суть этого договора можно выразить следующим образом. Государство создает самые благоприятные условия для развития бизнеса и обеспечивает полную защиту частной собственности. В свою очередь, предприниматели добросовестно исполняют взятые на себя обязательства – по уплате налогов и инвестированию в экономику, созданию рабочих мест и комфортных условий труда для своих сотрудников, - сказал Токаев.
Разве не так обстояли дела в «Бипэк Авто-Азия Авто»? Миллиарды налоговых поступлений, сотни миллионов долларов инвестиций за счёт собственных средств. Пять тысяч рабочих мест. Небывалый для нынешних времён социальный пакет для работников. Поддержка социальной сферы не только предприятия, но и региона. Но всё это пошло прахом именно по инициативе государства.
– Госаппарат не должен видеть в каждом бизнесмене потенциального нарушителя закона. Такой подход порождает репрессивный по своей сути характер администрирования. Государство обязано помогать предпринимателям. Бороться с преступлениями, в том числе экономическими, нужно исключительно законными методами. Перегибы не только не соответствуют интересам государства, но и дискредитируют Казахстан, подрывают доверие людей к моим инициативам – заявил президент.
Подобные заявления звучали уже сотни раз в разное время. Но реальность такова, что 21 сентября исполняется уже два года, как сотрудники «Бипэк Авто – Азия Авто», вина которых до сих пор не доказана, из-за якобы «ущерба» частному банку, лишены свободы. Из них 13 месяцев нахождения в камерах СИЗО, и 11 месяцев домашнего ареста. Жизнь в тревожном ожидании, пытки и издевательства, подорванное здоровье, невозможность работать и помогать своим семьям. Какие уж тут новые отношения государства и бизнеса, какая охрана частной собственности? Много ли желающих найдётся вкладывать сотни миллионов долларов в какие-то крупные производства в Казахстане? Зачем? Чтобы потом потерять всё в один момент по мановению руки высших чиновников? И кто вообще станет доверять такому государству?
Денис Данилевский