Разрушение Каховской ГЭС на Украине реально показало ужасающий масштаб затопления и экологической катастрофы в случае повреждения плотины гидроэлектростанции. В Усть - Каменогорске расположена одна из крупнейших ГЭС страны, и, естественно, имеется потенциальная угроза её повреждения с последующим затоплением прилегающих территорий.
Редакция сайта www.flashpress.kz направила запрос акиму г. Усть-Каменогорска Жаксылыку Омару. Конечно, сам аким не стал отвечать. В итоге ответы предоставлены за подписью заместителя начальника городского управления по ЧС Дастана Ахметова.
- В советское время территория между Иртышским мостом и первыми многоэтажными домами на КШТ считалась зоной затопления в случае аварии на УК ГЭС, и строительство там не велось, поскольку было запрещено. Микрорайон КШТ начали застраивать именно на возвышенности, чтобы вода туда не дошла. Сейчас на этой территории ведётся активное строительство, построены не только спорткомплекс, Фрэшмаркет, торговые центры, драмтеатр, но и множество жилых домов. Почему игнорируется опасность затопления этой территории в случае аварии на УК ГЭС? Учитывается ли этот фактор при проектировании? Продолжится ли строительство в этом районе?
Ответ управления по ЧС короткий: «Данный вопрос не входит в компетенцию управления». Понятно, что управление по ЧС не решает – где вести строительство, а где – запрещать. Но почему в городском акимате проигнорировали этот вопрос и переправили его в то ведомство, которое не уполномочено давать ответ? Уже много лет редакция пытается добиться ясного и чёткого пояснения – почему многоэтажные жилые дома, коммерческие и социальные объекты возводятся в потенциальной зоне затопления, да ещё и в районе с грунтовыми водами?
Официально на этот вопрос нам ответил главный архитектор города Даурен Касымов ещё в 2016 году, в статье «Нас не затопит?», опубликованной в газете «Flash!» 7 апреля 2016 года. https://flashpress.kz/blog/flash/155189.html
Он сослался на новый генеральный план Усть-Каменогорска, принятый в 2009 году.
— Данный проект в установленном законодательством порядке прошёл согласования со всеми контрольно-надзорными службами, в том числе службами ЧС и гражданской обороны. По проекту генплана города получено сводное заключение комплексной градостроительной экспертизы от 15.02.2008 года, выполненное РГП «Государственная вневедомственная экспертиза проектов». В соответствии с генпланом Усть-Каменогорска, на участке от Иртышского моста до застройки 14-го жилого района расположена территория рекреационной зоны, предусматривающей размещение объектов спорта, культуры и отдыха и индивидуальная застройка 22-го жилого района.
Новый генплан города, принятый уже в 2021 году, сохраняет данный район застройки. Интересно, что в 2013 году главный архитектор города, отвечая на мой вопрос, заданный в ходе общественных слушаний, подчёркивал, что жилые дома в зоне затопления строить не будут.
— И по старому генплану на этой территории можно было строить нежилые здания малой этажности и кратковременного пребывания. В новом генплане эти нормы остались. Мы не строим там жилье и дома повышенной этажности. Выделялся участок для строительства элитного микрорайона «Зеленая долина», но это индивидуальные жилые дома. Строительство этого района не состоялось из-за кризиса и прокладки в этом месте железной дороги. Нельзя сооружать многоэтажные дома, потому что это места постоянного проживания большого количества людей.
Любопытное обоснование безопасности строительства в потенциальной зоне затопления дал главный архитектор проекта детальной планировки этого района Борис Невзоров.
— Да, в случае сброса атомной бомбы на Усть-Каменогорскую и Бухтарминскую ГЭС, этот район будет затоплен. Этот фактор учитывался при разработке генерального плана города институтом «Ленгипрогор» в 1969 году. Но когда в 2006 году за работу над новым генеральным планом взялась фирма «Градо», то они учли, что ГЭС находятся под управлением американцев, и им вроде бы нет резона бомбить самих себя. Поэтому новым генпланом здесь предусмотрено строительство.
Это выдержки из статьи «Спортивная зона в зоне затопления», газета «Flash!», 7 ноября 2013 года.
А вот бывший заместитель председателя Усть-Каменогорского городского исполкома Анатолий Злотников (к сожалению, он уже покинул этот мир) в статье «Нас не затопит?» выразил совсем другое мнение, и это мнение одного из руководителей города 70-х-80-х годов.
— Дело в том, что от Левого берега Иртыша и до гор, где начинается микрорайон «Комбинат шёлковых тканей» — это зона не подтопления, это зона затопления. Раньше это было закрытой информацией. Во избежание такой катастрофы, и даже не на Усть-Каменогорской ГЭС, а именно на Бухтарминской ГЭС, в которой перепад высот 96 метров, если я не ошибаюсь. Учёные подсчитали, что стоит взорвать Бухтарминскую ГЭС, и вода зальёт полностью Усть-Каменогорск, перейдёт на Левый берег. Вода по расчётам может дойти до первых зданий высоток, которые сразу же видно с правой стороны, когда вы заезжаете туда.
Более того, вода идет далее в сторону посёлка Белоусовка. На тот момент я был заместителем председателя городской комиссии по спасению этой территории, я отвечал за эвакуацию людей. Два часа нам давали на полную эвакуацию Усть-Каменогорска. Поэтому в этой зоне ничего не строили. Она простиралась до поселка Меновное и дальше.
Напомним, что в 2016 году произошло подтопление Усть-Каменогорска из-за увеличенного сброса воды с Бухтарминской и Усть-Каменогорской ГЭС. Причиной стало переполнение водохранилищ из-за паводка в Китае. Вода залила Набережную Иртыша, Комсомольский остров. Тогда вице-министр по ЧС Юрий Ильин и председатель комитета по водным ресурсам Минсельхоза Ислам Абишев предупредили жителей Усть-Каменогорска, что город находится в зоне риска.
— Первостепенное внимание мы обращаем на проектную мощность и устойчивость всех ГЭС, они выдержали нагрузку. Сейчас еще есть резерв, можно выдержать и больший объём воды. Сегодня могу заверить, что угрозы нет. Но, в то же время, я обращаю внимание граждан Усть-Каменогорска, что они проживают в зоне риска, где имеются ГЭС. Есть официальное заключение — стойкость Бухтарминской ГЭС рассчитана на 8 баллов. Есть технологический принцип укрепления бетона, но в любом случае жители города должны понимать, что определенные риски есть. Задача – не создавать паники. Мы должны проводить плановые тренировки, занятия, оповещать — куда должен эвакуироваться человек, — сказал Юрий Ильин (статья «Усть-Каменогорск в зоне затопления», газета «Flash!» 18 июля 2016 года). https://flashpress.kz/blog/flash/169051.html
Вернёмся к ответам заместителя начальника управления по ЧС г. Усть-Каменогорска Дастана Ахметова на наши вопросы.
- Имеются ли вообще расчёты масштаба затопления в случае повреждения плотины УК ГЭС? Пользуется ли руководство города расчётными данными советского периода? Каков максимальный масштаб затопления в самом худшем варианте повреждения плотины?
Вот какие данные привело управление по ЧС. Проектный объём суточного регулирования водохранилища - 650 млн. м³. Плотина УК ГЭС выдерживает землетрясения до 9 баллов, при прорыве дамбы на ГЭС площадь затопления составляет 80% от территории города - 437 км2, население, попадающее в зону затопления (75,2%) - 260,3 тыс. чел. «Обращаем Ваше внимание на то, что расчет является ориентировочным с использованием обобщенных характеристик русла реки по справочным данным и космической съёмки. Расчеты выполнены для декларации безопасности гидротехнического сооружения Усть-Каменогорской ГЭС, и не могут быть использованы при прогнозировании аварийных ситуаций на ГЭС природного и техногенного характера. Дополнительно сообщаем, что в 2022 году декларация безопасности плотины Усть-Каменогорской ГЭС была обновлена, вместе с тем, обновились данные по зоне затопления, для точной информации Вам необходимо обратится в ТОО «АЭС Усть-Каменогорская ГЭС».
Странно, что в управлении по ЧС не знают новые данные по зоне затопления!
- Имеется ли у городской власти чёткий план действий на случай затопления? Определены ли места сбора, схема и точки эвакуации жителей из зоны затопления? Кто конкретно в каждом многоэтажном доме, на каждом предприятии оповещён, проинструктирован и ответственный за эвакуацию жителей из зоны затопления?
«В Управлении по ЧС г.Усть-Каменогорска имеется план действий при ликвидации по ЧС, утвержденный Акимом города, на территории города в случае возникновения различных видов ЧС (подтопления) предусмотрено 12 пунктов временного размещения (ПВР) и 31 сборно-эвакуационный пункт (СЭП)».
Это хорошо, что такой план имеется. Но знают ли горожане - в какой эвакуационный пункт нужно бежать в случае ЧС, и куда их станут временно размещать? Кто вообще будет организовывать эвакуацию конкретно в каждом доме? КСК? Центр территориального самоуправления?
- Проводятся ли учения по отработке действий администрации, ответственных лиц, структур гражданской защиты, руководителей предприятий, населения в случае затопления?
«В ТОО «АЭС Усть-Каменогорская ГЭС» регулярно проводятся тренировки и учения различного характера, в том числе и связанные с прорывом плотины и затоплением. После проведения тренировок соблюдается строгая отчётность, направляемая в УЧС г. Усть-Каменогорска. Масштаб действия данных тренировок и учений охватывает только пределы станции».
Констатируем. К возможному прорыву плотины и затоплению готовится только персонал ГЭС. Городские власти и население пребывают в беззаботном спокойствии.
- Как проводится работа по информированию населения об опасности и необходимых действиях в случае затопления?
«Информирование населения и организацию мероприятий при любых видах ЧС производит ДЧС ВКО посредством системы оповещения, подачи сигнала «Внимание всем!» и последующей текстовой информацией из всех доступных источников. На данный момент в городе проводится модернизация системы оповещения установками (СРУ) сиренно-речевыми устройствами».
Сирены иногда действительно проверяют. Но не помню, чтобы об опасности предупреждали из уличных динамиков. Сейчас видео из соцсетей опережает официальную информацию и нередко порождает панические настроения. Вспомним розовый газ на ТМК в декабре 2021 года. Несколько часов город был в неведении – что же произошло, основная версия, которая гуляла в соцсетях – выброс хлора, и ведь некоторые жители уже выражали готовность покинуть Усть-Каменогорск. Вода распространяется со стремительной скоростью. Смогут ли службы ЧС сработать оперативно в этом случае?
- Как укрепляется охрана и безопасность УК ГЭС в связи с новыми угрозами современности (международный терроризм, применение беспилотников, геополитическая напряжённость)?
«В соответствии с действующим законодательством ТОО «АЭС Усть-Каменогорская ГЭС» подлежит обязательной государственной охране, а также входит в региональный перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении, в связи с чем выполняется комплекс мероприятий по обеспечению безопасности и охраны объекта. Физическая охрана объекта осуществляется в комбинированном режиме силами специализированных охранных подразделений органов внутренних дел и частных охранных организаций. Инженерно-техническая защита объекта осуществляется применением систем контроля управления доступом, видеонаблюдения, охраны периметра, охранной, пожарной, тревожной сигнализации, средствами досмотра, обнаружения взрывчатых веществ, радиационного излучения, электронного противодействия беспилотным летательным аппаратам».
Подведём итог. Несмотря на то, что Усть-Каменогорск находится в зоне риска затопления 80% территории города, серьёзных мер по подготовке к такой ситуации не видно. Если персонал ГЭС занимается подготовкой, то руководство города совсем не озабочено возможным затоплением. «У нас такого точно не случится» - подобная мысль, видимо, успокаивает наших высших чиновников.
Пусть десятилетиями и столетиями стоят плотины наших ГЭС. Они построены в советское время, и это лучшая гарантия их прочности. Никаких маниакальных страхов не должно быть. Но события в мире развиваются стремительно, и помимо нашего желания и нашей воли. Могли мы представить всего два года назад, что снарядами будут обстреливать атомную электростанцию? Невозможно было даже подумать, что сознательно, целенаправленно будет разрушена ГЭС, затоплена огромная территория на сотни километров, погибли по данным на 20 июня 35 человек, и это только на территории, подконтрольной России. Что будет дальше – не сможет сказать никто, даже высшие руководители государств. Дело доходит до реальной угрозы применения ядерного оружия. В высшем накале противоречий капитализма, в высшем накале геополитической борьбы нужно быть готовыми ко всему.
Денис Данилевский
Фото из Интернета. На фото 2 – разрушенная Каховская ГЭС.