Цены на продукты питания вырастут в среднем на 30 процентов. Об этом заявил исполняющий обязанности министра сельского хозяйства Ербол Карашукеев, сообщает корреспондент телеканала Atameken Business. И.о. министра уточнил, что такая картина наблюдается не только в Казахстане, но и во всем мире. При этом чиновник ссылается на прогноз продовольственного и сельскохозяйственного подразделения ООН. По словам Карашукеева, ведомство сейчас делает все возможное по сдерживанию роста цен на корма, но проблема, увы, глобальна.
Глобально мыслят наши чиновники. Если во всём мире рост цен на продукты, то и у нас должно быть также. Вот такое простое объяснение. А ведь мировой рост цен на продукты питания может сыграть Казахстану и на пользу. У нас аграрная страна, мы можем выиграть на увеличении доходов от экспорта той же пшеницы, а вырученные средства направить на сдерживание цен для населения Казахстана.
Так, прогноз урожая зерновых в этом году показывает довольно неплохую для засушливого лета цифру в 17,6 млн. тонн, хотя и меньше, чем в прошлом году на 1,6 млн. тонн. При этом только урожай пшеницы составит 12,5 млн. тонн. Внутреннее потребление держится на уровне 2,7 млн. тонн. На экспорт планируется продать 8,1 млн. тонн (все данные взяты на официальном сайте Союза фермеров РК). При таком урожае никаких проблем с продовольствием и ценами на продукты, вроде бы, быть не должно. Вроде бы… Но всё зависит от общественно-политического строя.
Доходы в этой ситуации, конечно, вырастут. Но только у аграрных олигархов. Они будут продавать урожай за границу и богатеть. Опасения за урожай серьёзно влияют на мировые цены. По данным сайта oilworld.ru на 9 августа цены на пшеницу на Чикагской товарно-сырьевой бирже составили 264,19$ за тонну. В сентябре 2020 года цена составляла 195,25$,(данные сайта АгроИнфо). Ещё больший рост на мукомольную пшеницу. На 9 августа стоимость тонны на Парижской бирже – 269,91$. В сентябре прошлого года – 209,44$ (сайт АгроИнфо).
Но дело в том, что при частной собственности государство не может консолидировать вырученные от экспорта средства и направить их на общегосударственные нужды, поддержку других аграрных отраслей, или на удешевление отечественных и импортных продуктов питания. Государство может лишь распоряжаться налогами и пошлинами, которые поступают от аграрного сектора. Из бюджета часть аграриев получает субсидии, но это никак не способствует снижению цен на продовольствие.
Продукты на прилавках казахстанских рынков и магазинов, конечно же, вырастут в цене, наверное, некоторые даже больше заявленных 30%. Если учесть, что с переработкой у нас дела плохи, немалая часть продуктов импортная, то, сложно представить, какими будут цены хотя бы через несколько месяцев.
Самый неблагоприятный прогноз по ценам на мясо дал в интервью телеканалу Atameken Business эксперт в области сельского хозяйства Алмасбек Садырбаев. Засуха, трудности с кормами, и, как следствие, рост цен на корма, привели к тому, что крестьяне режут скот. Правительство приняло слишком запоздалые меры. Корма по сниженной стоимости стали поступать в Мангистаускую и Кызылординскую области только в июле, когда пали уже тысячи голов скота. Ввели запрет на экспорт кормов, но совсем не тех, которые, в основном, используют наши животноводы. А в других областях ситуация не лучше, а даже хуже. В Туркестанской области 5,5 млн. голов скота, но непонятно, чем его кормить. Скот начали резать и в житнице страны – Северо-Казахстанской области. По мнению Алмасбека Садырбаева говядина дойдёт до 4-5 тыс. тенге за килограмм, баранина – выше 3000 тенге. При этом сельчане отдают скот перекупщикам за бесценок: овцу за 60-70 тыс. тенге, отдавали и за 30 тыс.
По - иному и быть не могло. Вот какие цифры приводит в своём недавнем интервью порталу ElDala.kz председатель Ассоциации фермеров Казахстана Жигули Дайрабаев. «На заре становления государственности у нас, по статистическим данным, выращивалось 12 млн. га многолетних трав при поголовье скота 35 млн. А на сегодня где-то 3 млн. га при общем поголовье в 30 млн. Видите, какой минус. За прошлый год посеяли только 300 тыс. га, да и то, достоверны ли эти сведения, большой вопрос. Вывод понятен: кормопроизводством мы занимаемся плохо».
И эта проблема не только нынешнего года. «Наше животноводство будет в зоне риска, пока мы основательно не поднимем кормопроизводство. Поэтому в каждом из наших 14 регионов нужно дать задание властям взять этот вопрос на особый контроль - ежегодно сеять многолетние травы в соответствии с чётким планом. Если этого не делать, то все остальное останется пустым разговором. По всей стране нужно ежегодно от 1 до 1,5 млн. га засевать», - продолжает Жигули Дайрабаев.
Этим должно заниматься министерство сельского хозяйства. Но на фоне трудностей с коронавирусом аграрное ведомство страны так спокойно извещает граждан о том, что им придётся опустошить свои кошельки ещё как минимум на треть только для покупки пропитания. В том числе, и благодаря такой вот работе министерства. Похоже, там вообще нет никакой стратегии работы. Ведь нужно же умудриться при наличии в стране сотен тысяч мелких личных хозяйств, являющихся основными поставщиками мяса и других продуктов, совсем не продумать вопрос – а как же эти мелкие домашние хозяйства будут обеспечены кормами? Похоже, в этом ведомстве больше думают об успешном освоении многомиллиардных субсидий, средств, выделяемых для кредитования сельхозпроизводителей и прочих финансовых вопросах, нежели о развитии отрасли.
В прошлом году по статистическим данным казахстанские семьи тратили на продукты 53,2% от всех затрат. В отдельных регионах расходы на пропитание ещё больше. В Туркестанской области – 65,6%, в Мангистауской – 62,5%, в Атырауской – 61,5. Доходы явно не вырастут на 30%, значит, траты только на прокорм увеличатся до 80% и выше от всего семейного бюджета! А как жить?
Ни в министерстве сельского хозяйства, ни в других ведомствах не слышно, что же государство планирует сделать, чтобы облегчить народу это бремя непосильных расходов.
На любые вопросы о мерах по сдерживанию цен ответ вполне предсказуем. Нам скажут о 19 наименованиях социально-значимых продуктов, на которые местные власти могут устанавливать предельные цены. Скажут о стабилизационном фонде, в который закупается 4 вида плодов и овощей: картофель, лук, свекла и морковь. Могут сказать, что производителям выделены льготные займы для удешевления некоторых продуктов. В очередной раз заведут заезженную за 30 лет пластинку о том, что будут решать проблему торговли сельхозпродукцией без посредников. Если раньше все надежды были на муниципальные рынки (например, рынок «Жардем» в Усть-Каменогорске), то теперь найден другой чудодейственный рецепт – оптово-розничные центры (ОРЦ). Вот построят их, и сразу заживём. В областном центре ВКО уже несколько лет говорят о проекте строительства такого ОРЦ. И вот аким области заявил, что возведение очередной «оптовки» начнётся на ул. Жибек жолы. На сайте СПК «Ертiс» можно посмотреть сведения об этом проекте, и даже эскизы. Стоимость такого ОРЦ в виде нескольких ангаров – 10 млрд. тенге. Будет строиться в рамках государственно-частного партнёрства.
Ещё скажут про ярмарки, которые начнут действовать с наступлением холодов, а также про мобильные группы по мониторингу цен. Вот, пожалуй, и весь набор государственных мер. Ни слова о росте цен на ГСМ, тарифы на коммунальные услуги, уголь, ж/д перевозки, сельхозтехнику, которые также становятся важнейшей причиной удорожания продуктов.
При этом власти через свои информационные структуры рассказывают о неустанной работе по сдерживанию цен. Вот, например, какое сообщение поступило в редакцию из Информационного центра ВКО.
«В Восточном Казахстане власти будут контролировать цены на социально значимые продовольственные товары.
С начала года в Восточном Казахстане отмечают рост цен на овощи, подсолнечное масло, сахар, молочную продукцию. Специалисты связывают подорожание с сокращением урожая прошлого года, повышением тарифов на коммунальные услуги, цен на ГСМ и упаковочные материалы из РФ.
С 1 июля в действие вступили дополнения в Закон «О регулировании торговой деятельности». Теперь местные исполнительные органы будут контролировать соблюдение размера торговой надбавки на социально - значимые продовольственные товары, которая не должна превышать 15 процентов. За нарушение данной нормы предусмотрена административная ответственность.
Как сообщил секретарь Усть-Каменогорского городского маслихата Александр Светаш, в городе действуют мониторинговые группы по стабилизации цен на социально - значимые товары. В их состав входят представители местных исполнительных и представительных органов, партии Nur Otan и общественность города. Сейчас они регулярно выезжают на объекты торговли для того, чтобы довести до субъектов предпринимательства нормы законодательства. Кроме того, в ходе посещения объектов, мониторинговые группы оценивают размер торговой наценки и знакомятся с товарно-транспортными накладными.
– Для урегулирования цен было заключено 210 меморандумов с товаропроизводителями, оптовыми поставщиками, торговыми точками города о взаимном сотрудничестве в части стабилизации цен. Сейчас у нас действует 30 социальных торговых точек, которые реализуют социально- значимые продовольственные товары с наценкой от 5 до 12 процентов, – пояснил Александр Светаш.
Помимо этого, в рамках мер по стабилизации цен, в торговых павильонах АО «СПК «Ертіс» реализуется восемь видов социальной продукции по цене ниже среднерыночной до 20 процентов. Среди них мука первого сорта по 155 тенге, сахар – по 290 тенге, рис – по 231 тенге, гречневая крупа – по 325 тенге, масло подсолнечное – по 600 тенге, соль – по 50 тенге, рожки – по 200 тенге, яйца – по 300 тенге.
В рамках «оборотной схемы» по сниженным ценам в минимаркетах «AIIMartVostok» реализуется три основных вида молочной продукции. Стоимость молока жирностью 2,5 процента составляет – 270 тенге, кефира жирностью 2,5 процента – 335 тенге, творога жирностью 5 – 9 процентов - 1400 тенге.
Вместе с тем, как сообщил Александр Светаш, для Усть-Каменогорска на период межсезонья 2021 – 2022 года в стабилизационном фонде планируется закладка 2,9 тысячи тонн картофеля, моркови, лука, капусты.
Таким образом, работа по стабилизации цен на социально - значимые продовольственные товары находится на особом контроле».
По мнению секретаря городского маслихата, всё с ценами, вроде бы, хорошо. Даже продукты по сниженным ценам продают. Только вот, наверное, не знает главный депутат города, что продуктов этих – мизер. Мы занимались этой темой и имеем официальную информацию об объёме продажи таких продуктов. Например, масло подсолнечное по цене 600 тенге за литр поступило в киоски СПК «Ертiс» в количестве 20 000 литров. Значит, 20 000 жителей Усть-Каменогорска и Семея смогут купить по одному литру. Существенная поддержка! Сахар по цене 290 тенге за килограмм имеется в объёме 42 тонны. Значит, 42 000 человек в двух городах могут приобрести по 1 килограмму сахара. Стоимость яиц секретарь городского маслихата назвал в 300 тенге за десяток. А нам в СПК сообщили совсем другую цену – 220 тенге за десяток. Таких яиц будет продано 302 400 штук. Значит, если брать по десятку, то хватит для 30 000 жителей двух крупнейших городов - пару раз яичницу сжарить. Глава депутатского корпуса, наверное, думает, что такие относительно дешёвые продукты будут продаваться круглый год? Он, видимо, и не знает, что для поставки этого количества продуктов через СПК производителям был выделен займ в 200 млн. тенге каждому на очень льготных условиях. Через год они вернут всего на 20 тысяч больше. Если всё это неведомо Александру Светашу, то ему должно быть стыдно. Нужно быть ближе к народу. Хотя за него конкретно нынче никто не голосовал, но, всё же, он глава представительной власти города.
Кстати, в этом году подорожало и жильё. Несмотря на сокращение количества сделок купли-продажи, тем не менее, жильё стало дороже на 25%, сообщает телеканал «Хабар 24» со ссылкой на статистические данные. Дороже стало не только вторичное жильё, но и новостройки, и арендные квартиры. Питание и жильё составляют первоочередные расходы любой семьи. Вот и посчитайте – если продукты подорожают на 30%, жильё уже подорожало на 25, то выходит, что питание и ипотека или аренда съедают все семейные доходы. А тут ещё и постоянные ограничения из-за вируса, доходы падают, убытки никто не компенсирует. Кто-нибудь на властном Олимпе подумал – как же народ выживает в таких условиях?
А вот что думает о росте цен во всём мире российский прогнозист и эксперт по стратегиям Сергей Переслегин (цитируем выдержки из статьи «Инклюзивный фашизм», газета «Завтра», №27, июль 2021 г.). Он комментирует недавнее высказывание шведской экоактивистки Греты Тунберг с призывом к человечеству перейти на растительное питание.
«Важным моментом является то, что, по мнению сторонников нового порядка, сегодня продукты питания сильно недооценены. Поэтому в перспективе не только естественное продовольствие будет стоить безумных денег, но и искусственное станет очень дорогим удовольствием. Цены на продукты по отношению к зарплатам увеличатся в разы.
«ЗАВТРА». Зачем это нужно?
Сергей ПЕРЕСЛЕГИН. Ответ чрезвычайно простой. В каждой семье существует понятие неизбежных расходов: затраты на крышу над головой, тепло, одежду и еду — то, без чего человек не может обойтись. Средним классом считаются те люди, которые сегодня тратят на питание не более трети своих реальных доходов. Поэтому у них возникает возможность на оставшиеся деньги путешествовать, покупать бытовую технику и прочее. А «реформаторы» хотят заставить людей тратить на неизбежные расходы больше, потому что их задачей является уничтожение среднего класса вместе с его политической позицией, ведь средний класс — это весь либерализм и вся демократия в мире, вся философия и наука. При уничтожении среднего класса стирается тот единственный слой населения, который мог бы поставить под сомнение вечность создаваемого миропорядка».
А ведь действительно, голодный человек уже не будет думать ни о какой демократии, и ни о каких правах человека. У него будет только одна мысль: «Кушать хочется!».
Денис Данилевский
На фото Информационного центра ВКО – мониторинговая группа во главе с секретарём Усть-Каменогорского городского маслихата Александром Светаш изучает цены.