Пожертвовать фигурой, но сохранить партию

Газета "Flash!"

21 февраля вечером Глава государства обратился с заявлением к казахстанцам.

«Уважаемые казахстанцы!

Сегодня я принимаю важное решение для нашей страны. Социально-экономическая ситуация в предыдущие годы была стабильной. Это — безусловно, положительный момент. Но этого недостаточно для нынешнего времени.

Инициированные мною Третья модернизация и «План нации — 100 конкретных шагов» были направлены на ускоренное проведение структурных реформ. Полная реализация Пяти институциональных реформ должна была привести к кардинальному увеличению доли МСБ и снижению доли госсектора в экономике, «расчистке» банков, повышению доверия к судам и правоохранительной системе.

По многим направлениям экономики, несмотря на принятие множества законов, решений Правительства, положительные изменения так и не достигнуты. Рост ВВП в основном достигается за счет сырьевых ресурсов.

Но Правительству совместно с НацБанком так и не удалось в полной мере создать реальные стимулы и инструменты для качественного роста экономики. Анализ реализации госпрограмм показал, что они выполняются, но конкретных результатов по многим важным направлениям нет.

Недостаточно создается продуктивных рабочих мест, особенно на селе. Малый и средний бизнес так и не стал драйвером роста, его развитие не стало основной задачей акимов и министров. Я неоднократно поручал, чтобы доходы и качество жизни населения стали основным приоритетом каждого члена Правительства и каждого акима.

Два года назад мы провели конституционную реформу, и Правительство вместе с акимами получили все необходимые полномочия и независимость, чтобы решать социально-экономические вопросы и отвечать за это.

Приняты все необходимые государственные программы, в том числе индустриальная, социальная, развития инфраструктуры, здравоохранения и образования. Выделены необходимые ресурсы для их осуществления.

Однако системная работа так и не была выстроена. Реальные доходы населения не увеличиваются. Доля расходов на продукты питания в бюджете семей растет. В результате формального подхода исполнительных органов часть социально-уязвимых слоев населения не охвачена адресной социальной помощью.

На все это накладывается неумение работать с населением со стороны членов Правительства, министров, акимов, выслушивать проблемы людей, разъяснять проводимую работу и политику. В этих условиях я, как Президент и Гарант Конституции, учитывая интересы нашего народа, принимаю следующее решение.

Считаю, что Правительство должно уйти в отставку.

Новое руководство Правительства должно выработать действенные шаги по повышению уровня жизни, стимулированию экономики, реализации стратегических задач. На ближайшем съезде партии «Нұр Отан» я предложу ряд мер по усилению социальной поддержки и повышению качества жизни людей, на что будут выделены немалые средства из бюджета и Национального фонда.

Эти средства будут направлены на решение следующих задач.

1. Усиление социальной поддержки малообеспеченных граждан.

2. Расширение возможностей для улучшения жилищных условий социально-уязвимых слоёв населения.

3. Серьезное изменение политики развития регионов.

На это должна быть направлена работа Правительства, акимов всех уровней.

Средства, которые имеются у Правительства и на местах, тратятся не по назначению. За всем этим будет установлен контроль. Подробнее по всем направлениям будет сказано на съезде партии «Нұр Отан».

Давно из уст Президента не звучала столь горькая правда. Руководитель страны признал, что в реальности – практически полный провал по всем направлениям. Пресловутый рост ВВП достигается за счет сырьевых ресурсов, можно добавить, и за счет роста цен. Государственные программы не дают реального результата, и, прежде всего, создания новых рабочих мест. Вроде бы, судя по отчётам, создано более тысячи новых предприятий, но эффекта от этого никакого, многие из них простаивают, а миллиарды народных денег ушли в неизвестном направлении. Уровень жизни народа неуклонно снижается. Пожалуй, впервые власть признала, что растут расходы на питание. Не работает даже механизм контроля цен на 19 важнейших социальных продуктов. В Восточном Казахстане, к примеру, эти цены никак не регулируются, хотя законом такое регулирование предусмотрено. Кроме пресловутых ярмарок и рейдов общественников по торговым точкам больше никакой работы по сдерживанию цен не проводится. Годами говорят о борьбе с перекупщиками, но дальше разговоров дело не сдвигается.

Наверное, впервые признано и неумение власти работать с населением, прислушиваться к проблемам людей, их мнению. Причём, упомянуты все уровни власти. Конечно, «неумение» — это мягко сказано. Можно говорить и о «нежелании». Даже зарегистрировать обращение в канцелярии становиться для простого человека неразрешимой проблемой. Спесивые и величественные канцеляристки, задача которых лишь принять бумагу и поставить штамп, яростно преграждают путь жалобе или просьбе на стол начальника. Нередко они отправляют человека восвояси, а растерянный и подавленный проситель не знает, что же делать. Сейчас, конечно, на помощь пришло электронное правительство, и человек, имеющий выход в Интернет и цифровую подпись, может отправить письмо в любой орган власти прямо с домашнего компьютера. Но отправить – это ещё полдела. Вероятнее всего в ответ придёт отписка. Жалобщику посоветуют обратиться в суд, либо бумага проделает долгий путь, чтобы прийти к тому, на кого жаловались. Сложно записаться на приём к акиму практически любого уровня. Те же самые спесивые канцеляристки сначала проверят – прошёл ли человек все нижестоящие инстанции. Если не прошёл – на приём не запишут. И «маленькому человеку» предстоит месяцами, а то и годами писать челобитные, и даже не надеяться на решение своей проблемы. Интересно, что такая оценка работы власти с людьми прозвучала на следующий день после скандальной отчётной встречи акима Алматы Бауржана Байбека перед населением. Соцсети гудели, описывая подробности задержания полицией жителей города еще на подступах к месту проведения встречи, отсекали практически всех неугодных. Вот такая работа с населением.

Решение Президента об отставке правительства было принято, вероятнее всего, как реакция на общественные настроения. Год начался очень тревожно. Уже в новогодние праздники в Караганде состоялись митинги в связи с кровавой разборкой в одном из ресторанов в новогоднюю ночь, когда гибель одного из участников драки была мгновенно и умело представлена в соцсетях как межнациональные столкновения. А начало февраля принесло трагедию в Астане, гибель в пожаре пятерых детей. Эта трагедия высветила тяжелейшие проблемы малоимущих и многодетных семей. И хотя тут же была создана рабочая группа в правительстве по решению проблем этих семей, во всех регионах в срочном порядке было объявлено о местных мерах помощи многодетным и малоимущим, но градус общественного настроения этот «парад заботы» снизил. Хотя бы в социальных сетях, но люди выразили общественный запрос на справедливость. Реакцией на этот запрос стали и те три задачи, которые Президент озвучил перед будущим составом правительства в конце своего обращения: усиление социальной поддержки и повышения качества жизни населения, обеспечение жильём, развитие регионов. Особо можно выделить задачу развития регионов. Ведь если в регионах жизнь будет улучшаться, то снизиться и поток переселенцев в мегаполисы и крупные города.

Действительно, в этой напряжённой обстановке нужно было как-то разрядить атмосферу, и отставка правительства с разгромной критикой его работы, как и всей исполнительной власти – лучший способ такой разрядки. Говоря шахматной терминологией, пожертвована фигура, но зато сохранена партия.

Что будет дальше? Отставок правительства в новейшей истории Казахстана было немало, но в целом это не оказывало решающего влияния на экономику и социальную политику. Изменения могут быть, если вектор действительно изменится в сторону хотя бы не построения, но движения к социальному государству. Президент заявил, что на социальные цели будут выделены немалые средства из бюджета и Национального фонда. Будут ли это разовые вливания, или наметился разворот в сторону перераспределения национального богатства, прежде всего, доходов от полезных ископаемых от олигархов в пользу народа? На такой резкий поворот надеяться, конечно, не стоит.

Итак, осталось подождать съезда правящей партии, и объявления состава нового правительства. Последуют ли вслед за этими изменениями кадровые перемены в регионах – также станет известно в ближайшее время. Ещё один момент – возможно, что отставка правительства и выделение средств на решение ряда социальных проблем – это часть подготовки к предстоящим выборам.

Впрочем, фамилии не так уж и важны. Главное – направление работы. Или серьёзные перемены, или небольшая лакировка, и всё пойдёт по-прежнему.

Денис Данилевский