В угле одни камни? У Вас есть право обратиться в суд!

Газета "Flash!"

Чиновников много, толку мало

Уже третий месяц мы пытаемся узнать – кто же контролирует качество угля в ВКО? И не только в ВКО, но и в стране. Мы не думали, что поиск ответа на этот, вроде бы простой вопрос, начнется в октябре и продлится до начала декабря! За это время нами выслано в разные инстанции почти 10 запросов, а отписок получено еще больше! Напомним, что все началось с обращения в редакцию семьи из 23 микрорайона Усть-Каменогорска. Заняв деньги, они купили 10 тонн угля, потратив более 100 тысяч тенге. Из 10 тонн пригодной для отопления оказалась лишь тонна, остальное – камни! При наличии товарного чека с печатью, мы так и не смогли найти поставщика. Мобильный телефон, с трудом раздобытый нами, на звонки не отвечает. Единственный разговор с поставщиком завершился ничем, а потом он просто отключился. На железнодорожном тупике адрес не знают. В Интернете есть только юридический адрес. Мы наивно полагали, что государственные органы, с их, несомненно, гораздо большими возможностями, чем у нас, не только найдут поставщика бракованного угля, но и заставят привезти семье качественное топливо! Помогут попавшей в беду семье! Однако, никто не проявил рвения, всё завершилось составлением отписок. Формально ответ дан, а то, что ничего не сделано – это никого не волнует.

И наше расследование, наконец, завершилось. Как оказалось, в Восточно-Казахстанской области за качество угля действительно никто не отвечает: ни департамент метрологии и технического регулирования, ни департамент охраны общественного здоровья, ни департамент по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по ВКО, ни управление энергетики и ЖКХ. И даже обращение на «горячую линию» акима ВКО в итоге завершилось ещё одной отпиской!

Также мы отправили официальные запросы Председателю Мажилиса Парламента РК Нурлану Нигматулину и Премьер-Министру РК Бакытжану Сагинтаеву. Из Канцелярии Премьер-Министра обращение было направлено для рассмотрения сразу в три министерства: по инвестициям и развитию, энергетики, национальной экономики. Запрос из Мажилиса отправили вице-спикеру Мажилиса Владимиру Божко.

Далее, наш запрос, отправленный в мажилис, попал к депутату от фракции КНПК Галине Баймахановой и был переадресован Генеральному Прокурору РК Кайрату Кожамжарову и Министру энергетики Канату Бозумбаеву.

Согласно официальному ответу вице-министра энергетики РК Сабит Нурлыбай, именно департамент охраны общественного здоровья занимается контролем качества продукции, в том числе и угля. Между тем, Департамент охраны общественного здоровья ВКО (ДООЗ) от угля открестился и переслал наш запрос в Департамент комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. А в ответе департамент ООЗ подчеркнул, что их решение может быть при желании нами обжаловано у вышестоящего должностного лица в вышестоящем органе. Значит, в нашей области ДООЗ заниматься своими обязанностями не желает.

На наш запрос, который переслали из мажилиса парламента РК в генеральную прокуратуру, отвечал и.о. начальника службы по защите общественных интересов Генпрокуратуры Сапарбек Нурпеисов. Дабы не обременять себя лишней работой, исполняющий обязанности весьма интересной должности начальника службы по защите общественных интересов переслал наш запрос в Министерство Национальной экономики РК и в Министерство по инвестициям и развитию РК, то есть туда, откуда мы уже получили ответы. Конечно, он не знал, что мы уже получили ответы из этих ведомств. Так уж получилось, что наше обращение попало в эти министерства трижды: из правительства, мажилиса и теперь ещё и из генеральной прокуратуры! Вот он, круговорот бумаг! Такая громкая должность не позволила высокопоставленному прокурорскому сотруднику даже ответить на вопросы, касающиеся непосредственно деятельности прокуратуры. А какие общественные интересы начальник службы по защите общественных интересов защитил в данном случае? Видимо интересы торговцев, которые торгуют камнями вместо угля. Вот вам и высший орган по надзору за законностью в стране. Никого не интересует, что людям впихивают камни вместо угля!

Единственному, кому мы не писали, так это нашему Президенту. Да и стоит ли писать? Понятно, что к самому президенту наше обращение не попадет. Писать, чтобы в ответ получить очередную отписку о том, что запрос перенаправили в министерства? Был бы еще от этих бесконечных министерств толк…

В итоге результат нашего более чем двухмесячного расследования весьма печален – все многочисленные чиновники, от городского до республиканского уровня в один голос советуют обращаться в суд. Вот и всё.



И в заключение несколько цифр. Немногие знают, что на 2018 год на услуги по обеспечению работы акима области тратится 1 млрд. 471 млн. тенге. А вот на услуги по реализации государственной политики на местном уровне в области энергетики и ЖКХ – 150,8 млн. тенге. Бюджет Комитета охраны общественного здоровья Минздрава РК, того самого подразделения, которое, вроде бы, и должно контролировать качество угля, на 2018 год составляет 45,03 млрд. тенге. В этой сумме и затраты на содержание Департамента охраны общественного здоровья ВКО. На 2019 год запланировано 44, 107 млрд. тенге, на 2020 – 44,8 миллиарда. Для сведения — на 2019 год на обеспечение работы акима области предусмотрено 1 млрд. 205 млн., а на 2020 год 1 млрд. 240 млн. тг.

Теперь перейдем к нашим любимым депутатам. На услуги по обеспечению деятельности Парламента Республики Казахстан на 2018 год предусмотрено 12 млрд. 848 млн. 280 тыс. тг., на 2019 год 12 млрд. 180 млн. 058 тыс. тг. а на 2020 год 13 млрд. 929 млн. 433 тыс. тг.

На работу канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан в текущем году заложено 3 млрд. 922 млн. 353 тыс. тг., в 2019 году 3 млрд. 671 млн. 281 тыс. тг, а в 2020 году 3 млрд. 749 млн. 197 тыс. тг. На работу Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в текущем году заложено 26 млрд. 595 млн. 623 тыс. тг., на 2019 год 23 млрд. 996 млн. 286 тыс. тг, и на 2020 год 24 млрд. 158 млн. 223 тыс. тг.

Интересные цифры, не правда ли? И теперь, зная, какие баснословные суммы выделяются на содержание чиновников и депутатов, возникает вполне резонный вопрос: за что всё-таки они получаю зарплату, если не помогают людям? Они хорошо выполняют лишь одну работу – почтальонов, пересылая обращения с мест друг другу, из одного ведомства в другое! В ответ от чиновников, депутатов, прокуроров мы получаем лишь рекомендации для народа: нужно быть внимательными, тщательно изучить товар, брать все документы, узнавать точное расположение фирм, у которых товар был куплен, в нашем случае это уголь, а затем подавать в суд. А Государство для чего? Не государство продавало, и уж покупало точно не оно. Вы купили, а значит, и проблемы тоже – Ваши! А то, что у вас в области никто не контролирует качество угля, это тоже уж точно не проблемы государства. Решайте на местном уровне. У нас вот в государстве комитет охраны общественного здоровья отвечает за контроль качества угля. А у вас область, а область – это не Республика. У вас есть право обратиться в суд, и никто его не отменял. А в стране проблем и без Вас с Вашим углём хватает!

Да, и думается потом: для чего тогда нужны столько министерств, чиновников и депутатов? Может быть, стоит оставить только суд, раз все советуют обращаться именно туда, и только таким образом решать проблемы? А вот найдешь ли в суде правду, тоже не известно. А после суда ещё есть исполнение решения суда. Допустим, решит суд – заменить уголь. А как это исполнить? Опять нужно людям идти кланяться судоисполнителю, да ещё и 10% от суммы иска ему платить. А потом ждать месяц-другой в лучшем случае. Глядишь, к лету, может быть, и исполнят.

Видимо, нашему народу в очередной раз остаётся полагаться только на себя. Да и разве кто-то будет этому действительно удивлен…



Кристина Капрелян