В Усть-Каменогорске, согласно природному распорядку, постепенно вступает в свои законные права зима. Для большинства граждан с городских окраин, проживающих в частном секторе, этот климатический период ассоциируется со многими дополнительными хлопотами по уходу за домашним хозяйством.
Экология и энергетика – разные маршруты следования
Прежде всего, это печное отопление. По всей видимости, этот архаичный способ задерживается в наших краях на неопределённо долгое время. Вот уже и шестую часть ХХI века пережили, но и в проекте пока не видно, когда наша страна, один из крупнейших мировых экспортёров углеводородов, перейдёт на более комфортные способы получения тепловой энергии, чем дрова и уголь. А значит, немалая часть наших граждан, причём, проживающих не в отдалённых населённых пунктах, а в крупных городах, наподобие нашего Усть-Каменогорска, и дальше обречена жить в условиях повышенной пожарной опасности, загрязнённости домашних помещений частицами продуктов горения угля (выбросы золы, углекислого газа и т.д., во время загрузки топлива в горящую печь).
Ежегодно, за каждый зимний сезон, тысячи тонн печной золы выбрасывается на территорию областного центра, не способствуя этим оздоровлению экологического баланса нашего воздуха, грунтовых вод. Про отвратительный пейзаж наших поселковых улочек, расположенных на периферии города, весной, при таянии снега, после этого можно уже и не говорить. Лишь малая часть подобных городских территорий, как правило, расположенных на равнинной местности, приспособлена под вывоз золы и шлака из частных домостроений с печным отоплением. Основная же часть таких отходов летит под ноги горожан. Ещё раз заострим внимание, что главная беда от такого отопления касается нашего здоровья, причём, как тех, кто полгода проводит у домашней печки, так и тех, кто просто дышит городским воздухом, существенно разбавленным газами от сгорания некачественного угля с Каражыринского месторождения. Кстати, расположенного на бывшем ядерном полигоне, в том самом месте, где было произведено 130 подземных ядерных взрывов!
Вначале, по этому поводу была надежда, что ситуация вскоре может поменяться к лучшему. Во-первых, были иллюзии, что с заключением союзных отношений с РФ в рамках Таможенного и Евразийского экономического союза, Казахстан протянет по своей территории газопроводы и подключится к потреблению российского газа, чем резко снизит потребление экологически вредного угля. Во-вторых, были более реальные надежды на то, что по мере пусть медленного, но верного, роста благосостояния населения, и благодаря применению двухфазного по времени суток тарифа на потребление электричества, если не все, то многие, перейдут на отопление частного жилого сектора путём электроэнергии, используя её в ночное время по минимальным тарифным затратам.
Об этих возможностях много говорили, начиная с начала века, и что?
Ситуация с газификацией не изменилась с тех пор, ни на шаг, не считая отчасти жителей Зайсанского и Тарбагатайского районов области. Но и там процент охваченных газификацией жителей не достигает и трети от всего населения районов. В остальном, продолжаются какие-то разговоры про долгосрочные планы по газопроводам из России, про нехватку средств для инвестиций по данному проекту и т.д., но реально не делается ничего. Наши депутаты – мажилисмены говорят, что полная газификация Астаны – дело очень дорогостоящее. Подсчитали, что для этого требуется триллион тенге, хотя, что такое триллион – это 2,9 млрд. долларов, столько потратили на организацию и проведение выставки ЭКСПО. Так что, если уж для обеспечения всех жителей столицы «голубым топливом» деньги не могут найти, на что могут рассчитывать такие провинциальные заштатные города, как наш Усть-Каменогорск, или наш сосед Семей?!
Вторая надежда на снижение потребления угля также «тихо скончалась», не далее, как неделю назад, когда пришло известие о том, что в Казахстане окончательно распрощались с применением дифференцированного по времени суток тарифа на электроэнергию, как «не оправдавшего свою эффективность». При этом, каких – то серьёзных аналитических материалов по поводу «не эффективности» предъявлено общественности не было. Да и как подсчитать в тенге дополнительные вдыхаемые порции золы, углекислого газа и копоти, и сопоставить их с доходами собственников угольных карьеров?
Бизнес – отдельно, комфорт населения — отдельно
Но, если приходится дышать подобной угольной копотью, и, видимо, придётся аж до тризны, то неизбежно встаёт вопрос о лечении болезней органов дыхания – ОРВИ, ОРЗ, бронхит, астма и т.д. Как только приходит глубокая осень, с её осадками, гололёдом и ветрами, с одной стороны, и, газовыми выхлопами из трубы родимой печки, у меня возникает привычное обострение подобных болезней – озноб, температура, отёк гортани, кашель. Бежать целый километр от дома в очередь к участковому терапевту с температурой за 38 градусов — смерти подобно. Поэтому решаюсь вызвать врача на дом. Звонок. Трубку на том конце провода берёт работник регистратуры поликлиники: «Доложите о своих симптомах». Начинаю перечислять свои болезненные ощущения. Как только дохожу до воспаленнности своей гортани, меня прерывают уже поставленным диагнозом от сотрудника регистратуры (совсем не терапевта!): «Наш терапевт Вам помочь не сможет. У Вас, скорее всего, воспаление десны. Поэтому берите такси и езжайте в районную семейно-врачебную амбулаторию по ул. Бурова, запишитесь там к стоматологу, он вас пролечит».
Вот такой оперативный диагноз по телефону от работника регистратуры поселковой поликлиники! Видимо, она светило медицины! Ведь раньше только Кашпировский да Чумак могли позволить себе лечить на расстоянии! А тут такой талант, да еще на окраине провинциального города! Только непонятно, почему такое «светило» до сих пор прозябает всего лишь в регистратуре?! Советую ей выдвигать свою кандидатуру на должность руководителя областного управления здравоохранения. Этот опыт определения диагноза по телефону нужно широко распространять! Представляете, как хорошо будет. Больным не нужно ходить в больницу, а врачам не нужно принимать больных, и, тем более ходить к ним на вызов по домам.
Но в тот момент, когда меня колотил озноб, я до этого не додумался. Поняв, что связываться с государственными органами здравоохранения себе дороже (в смысле ухудшения самочувствия от беготни с температурой до учреждения медицины, расположенного в нескольких километрах от дома), решаюсь применить известный и проверенный способ, распространённый среди большинства населения – заняться самолечением на дому. Но вот не задача. Для этой цели нужны простейшие таблетки, а где их взять? Ближайшая к моему дому аптека, оставшаяся в посёлке Аблакетка, располагается именно в здании поликлиники, то есть на расстоянии полутора автобусных остановок. Учитывая расстояние между поселковыми остановками, это время быстрой ходьбы минут за 20 в один конец, при колючем ветре в лицо и дожде со снегом. Раньше была аптека и поближе, минутах в 5-7 ходьбы, однако она «приказала долго жить», не смогла окупить даже аренду помещения. Что же, рынок в очередной раз показал своё «лицо». Любое предприятие при рынке и капитализме развивается только там, где есть шанс получить устойчивую прибыль. Только фирма почувствует, что выходит за грань рентабельности, сразу исчезает.
С одной стороны, это объективный фактор. Однако, пора бы нашим государственным управленцам создать схемы и методики по поддержке социально — значимых объектов малого бизнеса – пекарен, малых продуктовых магазинов, аптек и т.д., которые бы сумели функционировать даже в условиях небольшого потока покупателей и малых доходов. Ведь каждый человек должен иметь возможности для удовлетворения своих обязательных потребностей в еде, лекарствах, транспорте и тому подобное. Только в этом случае можно говорить о построении подлинно социального общества. У нас же жизнь, ведение бизнеса, осуществляется по принципу «где густо, а где и пусто». Есть по городу кварталы, в которых расположились по 5-7 аптек и по столько же продуктовых, обувных и прочих магазинов. А есть и целые микрорайоны, куда так и не дотягиваются руки малого бизнеса, где люди лишены самого необходимого для повседневной жизни. И потому вынуждены за любой хозяйственной мелочью, будь то носки, таблетки или картошка, постоянно выезжать в центр города. Там и цены пониже, и товар менее затхлый, и выбор несравнимый. На это всё уходят дополнительные ресурсы сил, времени и транспортных расходов. Вот так и получается, что внимание властей обращено исключительно на поддержание благостного состояния центральных территорий города, а об участи городских окраин заботы мало. Да и частный бизнес развернуть на окраинах не получается.
Вот следующий пример. Накопилось у меня определённое количество старых газет и журналов, килограммов под сотню. Места они занимают много, захламляя собою совсем не «царские палаты» моего домашнего пространства. Куда это деть? Раньше пионеры выручали. Сейчас тимуровское движение больше осталось в школьных отчётах. Были раньше и специализированные пункты по сдаче макулатуры, практически в любом микрорайоне города, куда можно было отнести ставший не нужным бумажный хлам, и получить за него вожделённый талон на приобретение заветного романа, к примеру, Э.Ремарка (мы же были самой читающей нацией в мире). Затем мы перестроились, и нужда в Ремарке и Шолохове отпала. Тем не менее, бумажный мусор, в виде наполовину разгаданных сканвордов и глянцевых журналов с рецептами от французской кухни, остался. Что с ним делать? Начинаю искать в социальных сетях предложения от малого бизнеса по заготовке макулатуры. Оказалось, по городу в реальности есть только одна фирма, которая забирает макулатуру у граждан. Звоню: «Приезжайте, забирайте хоть задаром. Адрес такой-то, это на Аблакетке». Ответ после секундного раздумья: «Нет, не поедем. Вы слишком далеко живёте. Жгите макулатуру в печке. Всего вам доброго!».
Кажется, малозначащий случай, из которого нельзя делать значительные выводы. Однако, из подобных мелочей состоит жизнь.
Вот ещё случай. Закупка дров (необходимый товар в ХХI веке). Рекламы по продажам в социальных сетях – полно. Начинаю дозваниваться. Однако, в одной фирме есть сами дрова, но нет машины для вывоза. В другой — вот как назло, только продали, и теперь напилят следующую поленницу только через неделю. В третьей – дрова только в чурках. В четвёртой – дрова исключительно берёзовые, по сумасшедшей цене. В пятой отказались везти из-за дальнего расстояния на Аблакетку. И т.д. Только на 12-ой по счёту фирме, торгующей дровами, удалось договориться о привозе. На заказ ушёл целый день и уйма нервов! Вот такой комфорт от малого бизнеса. Раньше такие дела решались за 10-15 минут, с подачей заказа на своём предприятии о выделении дров, профсоюзный комитет помогал приобрести дрова, привозил их на заводской машине и по профсоюзной цене!
Ну, да ладно. Привезли дрова через неделю после заказа! ЗИЛ-130, весь проржавевший, с облупившейся краской на кузове, еле заехал в гору, роняя поленья на дорожных ухабах (других дорог на периферии города практически нет). Подъехал, остановился, попытался дать задний ход, дабы сгрузить поближе к ограде заказчика дрова, и заглох. Как потом выяснилось, «пламенному мотору» ветерана отечественных дорог уже не хватает сил заезжать на такие крутые горки. Поэтому, из-за опасения, что такая «моторизованная Сивка-Бурка» окончательно может «умереть», решено было освободить её от деревянного груза немедленно, прямо посреди бугристой улочки, что и было сделано молодыми бизнесменами, торгующими и развозящими ценный и необходимый товар для печного отопления. Всё, заказ от населения выполнен! Как потом будет перетаскивать эту кучу дров довольно пожилой заказчик, молодых людей уже не касалось. Получив за работу свои кровные 42 тысячи тенге, они на холостом ходу покатились на своём драндулете вниз под гору, пытаясь таким образом завести дряхлый мотор. Вот такой сервис. Вот такой комфорт для жителей городской окраины через четверть века победного шествия рыночных отношений. Об этом ли нам говорили на заре перестройки?
«Гордиев узел» вечных проблем
Заканчивая свой небольшой рассказ о тяготах жизни на окраинах города, нельзя в очередной раз упомянуть о состоянии жилого фонда, который уже выработал все мыслимые ресурсы по своей эксплуатации. Но в городских планах по — прежнему нет даже намёка на решение проблемы по ветхому жилью. В том числе, расположенному на окраинах, где его скопилось очень много.
Не будем подробно в очередной раз останавливаться на состоянии дорожного полотна в таких микрорайонах. Нет, центральные автострады в них вполне можно считать удовлетворительными для езды на автомашинах. Но, как говорится, «шаг вправо, шаг влево от них» считается очень рискованной попыткой проехать в дебри переулков окраинных кварталов частного сектора.
Закончим свои заметки лишь очередным фактом отношения государства к проблемам хотя бы минимальной комфортности проживания населения на городских окраинах.
По сообщению корреспондента YK – news. Kz., из-за низкого пассажиропотока маршрут №4 может перестать работать по воскресным дням. Как подтвердили в Центре управления пассажирскими перевозками, такие планы действительно есть из-за низкого пассажиропотока маршрута №4 «Речной вокзал – ГЭС».
Если такое решение примут в городском отделе ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог, то целый отдалённый район города на сутки окажется в тяжёлом транспортном положении. Поясним ситуацию. Сейчас на Аблакетку ходят 3 маршрута (№№№ 4,25,27), и, казалось бы, приостановка движения на одном из них, да ещё лишь по воскресеньям, не должна вызвать перегрузки для остальных. Однако, те жители города, кто знаком с данным путём следования, понимают, что не всё так однозначно. Прежде всего, это график движения этих маршрутов. Так вот, все три маршрута на Аблакетку имеют меньшую частоту движения, чем лишь один маршрут №60! То есть, все три маршрута на Аблакетку ездят реже, чем один на КШТ! Учитывая, что по воскресеньям жители посёлка очень часто выезжают на рынки, ярмарки и магазины нашего города, чтобы сделать закуп продуктов и товаров на всю неделю (таковы реалии жизни на окраинах и практически полное отсутствие торговой сети в них), можно предположить, что по воскресеньям на остановках будет весьма многолюдно. А учитывая, что обратно люди везут набитые сумки с товарами, в автобусах станет очень тесно. Возьмём праздничные выходные дни. В центре города, как правило, вечером устраиваются праздничные представления для народа – концерты, гуляния и другие шоу. Общественный транспорт, обслуживающий центральные районы города, в такие дни работает в усиленном режиме до позднего времени. Но такая забота не распространяется на жителей окраин. Там уже с 21-00 перестаёт работать общественный транспорт и проблема — как добраться с праздника домой — встаёт в полный рост. Об этом хорошо знают таксисты и прочие «бомбилы», обычно занимающие парковки возле остановок, с предложением довезти за повышенную «праздничную» цену. Поэтому не все жители окраин могут рискнуть провести праздничный вечер в центре города. Для кого-то это дополнительные расходы на такси, и, что немаловажно, обида за своеобразную транспортную дискриминацию. Ведь, по сути, таким графиком работы городских автобусов подчёркивается, для кого сегодня праздник. Если ты живешь на КШТ, на городских набережных, на его проспектах – ты горожанин первого сорта, а если ты с Аблакетки или Бабкиной мельницы, то вроде уже и второго.
А здесь хотят эту разницу ещё больше усилить. Мол, сидите там у себя, где почти ничего нельзя купить, а если и можно, то значительно дороже, чем на рынках. Вы люди со старых городских окраин, территорий без будущего, которые уже сейчас напоминают гетто для неудачников по нормативам сегодняшних понятий об успешности жизни. Поэтому введем для вас комендантский час на целые сутки. Зачем вам, полноценный отдых в воскресенье? Говорите, в театр хочется сходить, в кино, с детьми в парк? Какой вам театр, смотрите зомбоящик, скажите спасибо, что хотя бы это развлечение есть, для вас и этого хватит. Огни неона, просторные автобусы, праздничные фейерверки — это не для вас, старики и их потомки с рабочих, прежде промышленных окраин. Сейчас в число успешных входят другие люди. Вот для них мы и будем создавать комфортные условия. В том числе и за счёт окраин, разумеется. Каждому – своё.
Иван Безутешный