Учитель – это звучит гордо! Или горько?

Газета "Flash!"

Эпиграф — «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял, и не стоит, и не может стоять в буржуазном обществе. Это – истина, не требующая доказательств. К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъёмом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию и, главное, главное и главное – над поднятием его материального положения».

В. И. Ленин «Странички из дневника» 1923г.



В данном материале мы продолжим рассмотрение тематики, связанной со сферой среднего образования, которой было уделено значительное внимание в прошлом номере газеты «Flash!». И если в материалах прошлого номера газеты речь шла в основном о проблемах по снабжению учебниками и учебными пособиями учеников средних школ нашего региона, а также, качеству самих этих учебников и содержанию новых программ и методик обучения, то сегодня подошёл черёд поговорить о самих носителях знаний – учителях и их нелёгкой и одновременно одной из самых благодарных профессий на земле.



Озабоченность народных коммунистов

Новый этап по реформированию образовательной сферы сопровождается мощным агитационно-пропагандистским сопровождением со стороны исполнительной власти всех уровней: от министерской до региональной. По областям Казахстана были запущены специальные пропагандистские бригады из Министерства образования РК, с целью разъяснительной работы по введению новых подходов в обучении. Проводятся обязательные встречи таких групп с преподавательским составом, с надёжными членами попечительских советов школ и родительских комитетов. На таких встречах происходит своеобразный инструктаж для местных работников образования и лояльной общественности — как нужно продвигать в широкие массы, прежде всего в родительские, новые методы и стандарты, задуманные и утверждённые в министерских кабинетах.

За всей этой шумихой осталась незамеченной новость о том, что в школах Казахстана в наступившем учебном году требуется 4480 учителей. Отчего возник такой дефицит? Почему выпускники школ не торопятся поступать в педагогические колледжи и педагогические факультеты вузов? Почему возникла проблема авторитета учителя в школах, ведь многие школьники не воспринимают учителя как наставника и педагога, зачастую относясь к нему, как к своей ровне, позволяя себе в отношении учителя грубость, хамство, а иногда и рукоприкладство? Тот же вопрос можно задать и по отношению некоторых родителей учеников, которые не стесняются в присутствии своих чад не лестно отзываться о педагогах.

Эти и другие вопросы стали предметом обсуждения на заседании круглого стола, проведённого областным комитетом партии народных коммунистов Восточного Казахстана (ВК областной филиал КНПК) 25 октября.

В ходе обсуждения была получена информация о ситуации с педагогическими кадрами по ВКО, которую озвучили сотрудники областного Управления образования А.М. Доржанова и А.Х. Нускенова:

— В ВКО насчитывается порядка 24 тысяч учителей средних школ, из них около половины (48%) — педагоги с высшей и 1-ой категорией (всего существует три профессиональных категории для учителей – высшая, первая и вторая). В целом же по области официально насчитывается 244 свободных вакансии для учителей.

Средняя зарплата учителей со средним специальным педагогическим образованием без стажа работы (2-я категория) начинается от 75 000 тенге (после вычета всех налогов и платежей – порядка 63 000 тенге). Для работников с 1-ой категорией и высшим педагогическим образованием средняя зарплата по области составляет от 80 000 тенге (к выдаче – 68 тысяч тенге), учителей с высшей категорией 98 тысяч тенге (к выдаче – 83 000 тенге). К этим суммам нужно прибавить доплату за ведение классного руководства ( до + 25% к окладу), проверку тетрадей учеников (до 25 % к окладу), за содержание учебного кабинета. Теперь вот планируется надбавка учителям за владение английским языком, в размере до 35 000 тенге. Так что говорить, что современные учителя находятся на низких ступенях материального положения, не совсем верно, но, конечно, такие зарплаты не совсем соответствуют их высокому социальному статусу в обществе. С предложениями народных коммунистов о рассмотрении в парламенте и правительстве Казахстана возможности повышения оплаты труда педагогов нужно согласиться.

По другим видам материальной поддержки учителей, прежде всего в сельской местности, нужно сказать, что для их поддержки существуют льготные кредиты на жильё и подъёмные, общей суммой до 3 млн. 400 тысяч тенге.

Также много усилий прилагается для профессиональной переподготовки преподавательского состава и повышению его профессионального уровня. Так, в этом году по ВКО почти 5 тысяч педагогов прошли подобную переподготовку на специальных курсах.

В итоге, судя по этой информации, ситуация с педагогическими кадрами и проведению очередных системных нововведений в образовательный процесс выглядит вполне удовлетворительной и даже привлекательной для тех, кто желает связать свою профессиональную деятельность с образованием.

Однако, со стороны общественности прозвучал и ряд критических замечаний по поводу реформ в образовании. Прежде всего, люди обеспокоены той невиданной спешкой и безаппеляционностью со стороны управленцев, с которой они проводят эти очередные реформы. Общественные эксперты и родители, ссылались при этом на неподготовленность многих нововведений, «штурмовщину» при переходе на новые стандарты обучения или принятие новых учебников, новой системе оценки знаний учеников, упорным внедрением так называемой «отсылочной» системы при подготовке домашних заданий и т.д.

Многие указывали на поспешность одновременного для всех школ перехода на трёхъязычную подачу учебного материала. Говорили, что дополнительные знания по иностранному языку явно не востребованы из-за отсутствия языковой среды и необходимости на производстве, или, допустим, в малых населённых пунктах. Было обращено внимание на слабую конкуренцию среди абитуриентов педагогических факультетов. Отсюда завязывается цепочка, которая тянется дальше: «слабый» студент педучилища – «слабый учитель» — «слабый» ученик, подготовленный таким учителем.

По итогам была принята резолюция. Вот её основные предложения:

— Рассмотреть возможность увеличения заработной платы педагогам в первый же год работы для повышения интереса к профессии у молодёжи.

— Рассмотреть возможность прохождения обязательных курсов повышения квалификации учителям не через 5 лет, а через 3 года;

— Школы испытывают кадровый голод. Вместе с тем во всём мире сейчас идёт тенденция, когда к работе учителями привлекают успешных людей из разных сфер. Бывшие экономисты, IT — специалисты и представители некоторых других профессий, после прохождения педагогических курсов идут работать в школы. Такой подход позволяет дать детям уникальные знания и навыки, вносит в школу новые технологии, новый формат общения. Необходимо рассмотреть вариант привлечения специалистов в казахстанские школы, обеспечив возможность получения такими специалистами знаний по педагогике на специальных курсах;

— Рассмотреть вопрос по обучению в педагогических вузах и колледжах студентов на бесплатной основе для привлечения молодёжи;

— активнее проводить профориентацию в школах, чтобы отбирать молодых людей, имеющих склонность к педагогике, уже в стенах школы.



Так всё – таки — «гордо», или «горько»?

Начнём, пожалуй, с основного момента любой производственной деятельности – с материального обеспечения работников отрасли. Недаром, столетие назад вождь мирового пролетариата, первый руководитель советского государства именно с этой позиции предлагал начать реформу образования (смотреть эпиграф).

Итак, с позиции работодателя для педагогического состава всего Казахстана, коим является, прежде всего, Министерство образования РК, зарплата наших учителей, находящаяся в усреднённых пределах 60 — 100 тысяч тенге ежемесячных сумм на руки, является «вполне» удовлетворительной. При этом, осознаётся тот факт, что пока, даже с различными добавками к окладу за дополнительную производственную нагрузку, эти суммы не дотягивают до средних ежемесячных зарплат, официально заявленных Департаментом статистики в 148 000 по ВКО. Да и не просто не дотягивают, а почти в 1,5 – 2 раза уступают ей. При таком раскладе говорить о «всеобщем культе знаний» не только у школьников, но, главное, у их носителей, учителей — пока преждевременно. То же можно сказать и о термине «высокое звание – учитель». Какое же оно высокое, когда практически любой мелкий лавочник и низшего ранга чиновник стоят неизмеримо выше учителя по материальному положению? Как можно вести профориентацию в школах, привлекая молодёжь в педагогику, если даже среди «троечников» эта профессия вызывает скепсис?

Ещё раз приглядимся внимательно к размерам зарплат учителей. Что такое 60-75 тысяч тенге для молодого учителя в областном центре? Ответ однозначный – крайняя бедность. Молодым людям, да ещё с публичной профессией, какою является учительская, нужно неплохо выглядеть. Начинаем считать. На рабочую одежду (увы, зачастую она считается одновременно и парадной) для молодой женщины – учителя нужно по минимуму на учебный год 2 пары туфель (12-20 тысяч тенге), костюм + пара блузок (ещё 12-20 тысяч тенге), колготки (2 тысячи в месяц), обувь зимняя и осенняя (30-40 тысяч на два года), верхняя одежда (20-60 тысяч на три года). Итого, только чтобы скромно одеться, в среднем в месяц нужно до 10 тысяч тенге, не считая нижнего белья.

Далее косметика, предметы личной гигиены, простейшие лекарства. По минимуму это в пределах 5-8 тысяч в месяц. Транспорт — ещё 4-5 тысяч без пересадок, с пересадками – лучше проездной за 8,5 тыс. Питание только в школе, на обедах – 1,5 – 2 тысячи в месяц. Питание дома – 10-15 тысяч в месяц. Интернет, телефон – от 2 до 4 тысяч. Уже набежало по минимуму порядка 35-40 тысяч тенге обязательных месячных расходов, но далеко не всех… Жильё! Здорово, если молодая учительница проживает вместе с родителями. Но сейчас молодёжь предпочитает жить отдельно. К тому же, многие молодые учительницы (изредка – юноши) – это выходцы из районов области. Они остаются в городе из-за работы (в своём селе работа не всегда есть), но без своего угла. Аренда даже однокомнатной благоустроенной квартиры нереальная, цена начинается от 40 тысяч тенге в месяц. Приходится как-то изворачиваться – кто-то обитает у родственников в городе (не бесплатно), кто-то объединяется в маленькие «коммуны» по 2-4 человека и в таком составе снимают крохотную жилплощадь. Тем не менее, в любом случае, плата за жильё вместе с «коммуналкой» вряд ли меньше 10-15 тысяч в месяц. В итоге набежало 45-60 тысяч из 63 тысяч зарплаты. То есть, существовать на такую зарплату можно, но жить, нельзя. А ведь ещё впереди замужество (женитьба), дети… Разве такое возможно с зарплатой учителя?

И этот подсчёт приблизительно верен для скромных городов Казахстана — Усть-Каменогорск, Семей, Павлодар и т.д. В них, конечно, жизнь тоже не дешёвая, но всё познаётся в сравнении с обеими столицами, или, скажем, Актау, Атырау, где «гуляют» солидные деньги, а с ними и более высокие цены на проживание. Но зарплата учителей одинакова везде. И значит, в самых богатых городах республики даже существовать на такие зарплаты практически не возможно.

Правда, есть и более приемлемый вариант. Он подходит для сельской местности, где уровень доходов в 30-50 тысяч в месяц уже считается неплохим. Здесь, конечно, учителя, да и весь контингент государственных служащих относятся, если к не привилегированному сословию, то к среднему классу, точно. Но у нас жителей в сельской местности осталось по республике всего 40%. К тому же, устроится на селе в школу бывает посложнее, чем в городе. Численность учащихся на селе падает, новых учительских вакансий не прибавляется, а те, которые есть, заняты местными кадрами.

Естественно, что даже при поголовной зарплате хоть в 100 тысяч тенге, профессия учителя не будет настолько привлекательна, особенно у молодёжи, чтобы она бросилась на штурм педагогических факультетов.

Кто-то может задать вопрос: а сколько же им нужно? У нас и на тяжёлой работе (строители, металлурги и т.д.), зачастую такие зарплаты не доступны, а у педагогов в тепле, да в чистоте. И рабочий день не по 40 часов в неделю, а лишь по 18 (расчётная учительская нагрузка в школах). Могли бы за такие деньги работать, многие работяги на куда менее привлекательных рабочих местах и этого не видят.

С одной стороны, можно согласиться с таким мнением. Действительно, на многих производствах рабочие трудятся и за 40, и за 30 тысяч тенге. С другой — люди, задающие такие вопросы, видимо не знают всех тонкостей профессии педагога. По сути, рабочий день учителя зачастую длится до полуночи. Провести по 5-6 уроков за день — это только видимая часть айсберга деятельности педагога. А затем начинается следующая, не такая заметная, но необходимая – написание различных многочисленных отчётов, информаций; заполнение журналов; участие в педсоветах; отдельная подготовка к различным общешкольным мероприятиям и их проведение; собеседование с родителями, а то и посещение последних на дому и другое. Но вот учитель пришёл домой, наскоро поужинав, он садится за проверку тетрадей учеников, за подготовку планов завтрашних уроков. Бывает, что такая «незаметная работа» затягивается до полуночи. Об этом в трудовом кодексе ничего не сообщается, а ведь это суть одного процесса в работе педагога.

И главное – на протяжении всех суток (даже не дня), на учителе лежит большая ответственность за своих подопечных, даже когда они не находятся в школе. Если какой-то ученик совершит проступок вечером, в своё свободное время, отвечать за него всё равно будет учитель, в том числе. Как же — не доглядел, не распознал, не заинтересовал, не увлёк полезной общественной нагрузкой, не привил здоровый образ жизни и т.д. И вот уже такого учителя могут «тормознуть» с присвоением более высокой квалификационной категории (а значит, и с повышением зарплаты).

Рассуждать о нервных нагрузках учителей вообще нет резона, об этом знают все. Только теперь они увеличились. Дети уже понимают, что они неплохо защищены от строгостей педагогов. У нас теперь, согласно правилам хорошего мирового тона, заработала ювенальная юстиция, которая, не маскируясь, стоит на защите прав подростков, но не учителей, которые всё чаще становятся объектом хамства, случается — и насилия со стороны отдельных учащихся.

Теперь к этому прибавилось знание компьютера, на видимом горизонте – владение английским, а то и «тарабарским», как в последних учебниках по русскому языку.

И вот за это всё – 60-100 тысяч тенге?

При этом, в нашей жизни, как – то хорошо прижились «скромные» должности, где напрягаться особенно не нужно, но деньги можно грести, где совочком, а где и лопатой во всю силу. Как-то наша газета писала о частном судоисполнителе, который за распродажу на аукционе имущества завода за долги, получил только по одному исполнительному производству почти 20 млн. тенге (10% от суммы продажи)! Вот это работа, вот это зарплата, вот это круто! О таких доходах, совсем не напрягая «пупок», и будут мечтать выпускники! Имея такую реальность, вряд ли мы сумеем сделать профессию педагога престижной и привлекательной для молодёжи.

По остальным пунктам резолюции можно, конечно, в чём — то поспорить, ну, например, по привлечению в школу специалистов из других профессий. Трудно всё же представить, что успешный специалист с радостью пошёл бы в школу, тем более, не имея за плечами практического опыта работы с детьми, или навыков выступления перед аудиторией. Как показывает практика, мало знать до тонкостей свой предмет. Важно суметь донести эти знания до других, в данном случае, до учеников. А это уже другой разговор. Зачастую бывает так, что отличник педвуза, прекрасно знающий свою учебную дисциплину, совершенно теряется перед классом, не умеет направить урок в нужное русло, не приучен взаимодействовать с ребятами. Такие учителя, как правило, сбегают из школы, не успев в ней отработать хотя бы одну четверть. А смогут ли работать в школе специалисты совсем «чужих» профессий, без педагогического образования? Вряд ли стоит рассчитывать, что они легко могут прижиться в школе и помочь ученикам своим большим опытом. И вообще – зачем им это нужно?

Ещё в резолюции есть один верный пункт – принимать студентов в колледжи и вузы на педагогические специальности на бесплатной основе. Уже сейчас один год обучения на педагогических факультетах является одним из самых дорогостоящих(?). Учитывая это, а также предстоящие мизерные зарплаты учителей, можно сказать, что данные студенты очень долго будут восполнять свои затраты (своих родителей) на обучение. Это дополнительная преграда для притока кадров в педагогику.

Если признать, что профессия педагога, наравне с профессией врача должна считаться одной из основополагающих в становом хребте государства, то государство должно взять на себя бремя расходов по обучению этим профессиям. Это было бы справедливо.

Да, многое нужно сделать, чтобы звание учитель звучало гордо. Захотят ли власти такого гордого звучания?

Сергей Михеев