Необразованное образование

Газета "Flash!"

Ну, вот мы дожили и до петиций в отношении школ. А само нынешнее образование нам напоминает шастающего в темноте алкаша – который заблудился и постоянно тыкается носом в какой-нибудь забор.

Школа начинается… с поборов

«У нас нет никаких поборов!» – примерно так начинается родительское собрание в каждой школе. А потом звучит: фонд школы – столько-то, фонд класса – столько-то, то ведро у них лопнуло, то доска покосилась, то шторы полиняли, то класс нужно ремонтировать. А потом все больше, а потом все дальше: ярмарка – родителям нужно спечь и принести..., акция «Забота» – родителям нужно принести для малообеспеченных..., ко дню «Пожилого человека» – родителям нужно принести для пенсионера…

Государство весьма технично переваливает со своей больной головы на наши здоровые все то, что оно просто ОБЯЗАНО делать – заботу о школах, заботу о школьниках, заботу о малообеспеченных и заботу о пенсионерах. Осталось только переложить на наши плечи заботу об армии и полиции, и успех в стиле эмира из произведения «Повесть о Ходже Насреддине» будет полный:

«Новый эмир поставил во всех селениях отряды стражников и приказал жителям бесплатно кормить их, заложил множество новых мечетей и приказал жителям достраивать их. В дополнение к прежним четырем налогам он ввел еще три, установил плату за проезд через каждый мост, повысил торговые и судебные пошлины, начеканил фальшивых денег… Приходили в упадок ремесла, разрушалась торговля: невесело встретила Ходжу Насреддина его любимая родина».



Дома родители тратят на занятия с ребёнком больше времени,

чем он проводит в школе! Тогда для чего нужна школа?!




Мы не говорим о том, что нужно перестать заботиться о ближних. В конце концов – это один из признаков человечности, нужно заботиться о людях постоянно. Мы требуем от государства перестать перекладывать на нас эту заботу, и начать заботиться постоянно со своей стороны – ведь это вы от пенсионеров получили все то, на чем наживаетесь! А наша забота должна заключаться в том, чтобы не раз в год принести порошок или торт, а постоянно знать о нужде соседей-пенсионеров и оказать СВОЕВРЕМЕННУЮ соседскую помощь: свозить в больницу, принести лекарства и так далее. Хватит подачек! Все это напоминает один из выпусков «Ералаша»: «Это не наша старуха, вон она наша!» – и бабуся летит с сумками в снег…

Запомните, чиновники: одно дело – чистая и настоящая забота, и совсем другое – плановая забота. Малообеспеченные и пенсионеры – вы не обижайтесь. Вы знайте, что когда вам приносят стиральный порошок или торт с цветами и просто его дарят в ЛЮБОЙ день – это подарок от души. А когда к вам раз в год пришли по плану, да еще с вами после этого фотографируются, и отчитываются о посещении перед классным руководителем (давайте смотреть правде в глаза) – это плановая подачка, да еще собранная на деньги таких же бедных, как вы, родителей. Родителей, некоторым из которых приходится работать на двух-трех работах одновременно, и прилагать неимоверные усилия, чтобы содержать жилье, одеть-обуть ребенка, собрать его в школу, уже не говоря о пропитании. И зная это, пенсионерам надо взять, и бросить эту подачку в лицо тому, кто придумал плановую, раз в год, заботу о них!

Довелось как-то автору этой статьи работать в одной из государственных контор. На годовщину конторы решило руководство созвать пенсионеров на юбилей – послали его развозить пригласительные. А пенсионеры – кто умер еще несколько лет назад, кто сменил место жительства… Вот он, истинный показатель заботы о пенсионерах!

С 1 сентября ежегодно чувствуешь себя дойной коровой – сосут и сосут. Станешь говорить – никому правда не понравится: почему родители должны сдавать деньги на шторы, на ремонт класса, на подарок школе и на прочие мелочи, которые должны быть в школе за бюджетные деньги? Если не сдадут родители – расплачиваться будет педагог. Разве не так?

Кто возьмет на себя обязательство позаботиться о тех, кто не попадает под акцию заботы – об обычных семьях? Государство? Дык, оно заботиться только о своем: переименовать пару улиц на пару миллионов, повысить акцизы, оповестить народ о том, что девальвации опять не будет, объяснить повышение тарифов и цен на бензин, ввести дополнительные пошлины и штрафы для граждан, обеспечить транспортом ментов, да расширить их объемы для полного наполнения улиц, дабы те трясли нас с вами за каждый неверный шаг.

А семья может в месяц получить столько же дохода, сколько пенсионер. Или чуток больше – экономический кризис жахнул по всем, и не у всех есть оклад, зато у многих есть сдельная оплата труда. Только, это никого не волнует.



И вновь за деньги…

Мы фиксировали основные расходы на обучение ребенка в бесплатной школе: 9000 тенге ушло на канцелярию. 3570 тенге ушло на прописи для первоклашки, 11000 ушло на форму, и по 280 тенге в день на питание в столовой. Это без учета фонда класса и прочих «мелочей», о которых писалось выше.

В этом году расходов меньше не стало, поскольку идет рост цен на всё. Дошло до того, что объявляется олимпиада и следом объявляется цена за присутствие на ней. Последняя олимпиада стоила 520 тенге. Но, мало того, волей-неволей, на родителей уже перекладывают то, что государство безапелляционно обязано предоставить.

Как известно, в соответствии со статьей 30 Конституции Республики Казахстан «Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно».

И вот это бесплатное образование дошло до того рубежа, когда Министерство образования внедрило обновленное содержание начальной школы. Это «обновленное», о котором мы расскажем ниже, и которое, судя по наблюдениям, призвано сделать юное поколение покорным и малообразованным стадом, тоже посасывает денежки.

В общем, мало того, что родителей никто не спрашивал по вопросу внедрения этого «обновленного» образования, так, вдобавок, в нарушение статьи 30 Конституции, своим бездействием нас обязывают приобретать рабочие тетради.

Некогда Р. Честных, один из гражданских активистов Усть-Каменогорска, был вынужден обращаться с запросом по поводу рабочих тетрадей. Ему сообщили, что до 20 сентября будет 100% обеспеченность. Ответ он опубликовал в соцсетях. Однако до настоящего времени некоторые классы школ города так тетради и не получили. Уже октябрь идет, а мы до сих пор в неведении – выдадут или нет, и не придется ли их покупать? Хотя рабочие тетради являются частью учебников, как это написано в самих учебниках.

Мы сделали уже собственный запрос, в котором не рекомендовали выяснять: где учится родственник автора запроса. В противном случае мы всерьез поставили перед собой цель – привлечь к ответственности каждого, кто рискнет использовать наш запрос против нас и наших детей. И, кроме того, мы поставили условие: если ребенок снизит успеваемость по вине нашего уважаемого образования – мы через суд признаем их бездействие виновным в случившемся.

Предварительно нам ответили, что «Все учащиеся организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы предшкольной подготовки, организаций среднего образования, независимо от социального статуса, в соответствии с подпунктом 7) пункта 3 статьи 47 Закона обеспечиваются бесплатными учебниками и учебно-методическими комплексами в объеме, прогнозируемом органами образования на учебный год за счет средств местных бюджетов путем поэтапного ежегодного их закупа в соответствии с циклом фондирования учебной литературы.

Управлением образования в свою очередь, неоднократно направлялись письма в отделы образования городов и районов о необходимости 100% обеспечения учащихся учебниками и учебно-методическими комплексами, а так же рабочими тетрадями».



Тупой и еще тупее…

Ну, а теперь пора поговорить о самом том, что государство дать обязано, и что нам навязывают в такой форме, от которой у родителей волосы шевелятся – о программе обучения.

Итак, нам расхвалили, что скоро, вот уже очень скоро, не завтра так послезавтра будет трехъязычное обучение, от которого все станут гениями или абсолютно неграмотными, судя по тому, как уже учится ребенок автора статьи. И это еще без трехъязычия!

Да, есть учебник, в котором есть правила, под названием «русский язык». Да, есть «математика». Много чего есть. И во многих учебниках есть тот самый «Байтерек», о котором либо прямо, либо косвенно мы прочитаем. Заглянув в справочники, мы найдем там подробности о «Байтереке»:

«Байтерек» своим расположением и композиционным строением выражает космогонические представления древних кочевников, по преданиям которых на стыке миров протекает Мировая река. На её берегу возвышается Дерево жизни — Байтерек (каз. Бәйтерек — «тополь», также «опора, защитник»), корнями удерживающее землю, а кроной подпирающее небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол — земном, а крона — в небесном.

Каждый год в кроне Дерева священная птица Самрук откладывает яйцо — Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у подножия дерева жизни, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу Добра и Зла.

«Байтерек» означает молодое, крепкое, растущее дерево, символизирует собой государство, сохранившее свои исторические корни, имеющее прочную опору и устремленность к будущему процветанию».

Конечно, знать национальные символы очень важно. Но для чего во многих учебниках эти древние космогонические представления? Почему в нашей стране бытует представление, что если «Байтерек» показать в фас и профиль, и особенно в учебниках – то настанет общегосударственное благополучие?

Вместо древнего дерева, надо научить детей тем знаниям, которые им будут необходимы. Вместо этого, как нас озадачили на собрании, задачей педагогов является научить детей получать знания. То есть, педагог теперь должен быть вагоновожатым трамвая-класса, в котором дети-пассажиры сами должны получать знания на трамвайных остановках, именуемых домом?

Детей учат «золотому правилу» в отношениях с окружающими, честности и порядочности, в перерывах же ведут поборы с родителей на все и вся, а ложь выдается в виде принципа «приходится подстраиваться». Ребенку вместо оценок ставят «Молодец», «Хорошо», «Надо стараться». А когда этот «Молодец» приходит домой – он в пройденном материале ничего не понимает. И дома родители тратят на занятия с ним больше времени, чем он провел в школе. Почему? Зачем мы содержим образование, тратя еще и дополнительные средства, если сами же потом и занимаемся с детьми? Тогда отмените обязательное школьное образование – мы сами ребенка научим необходимым вещам, без вашей «медвежьей услуги».

Второй год мы проходим слова по слогам, перенос по слогам, ударные и безударные гласные и тому подобное. Для чего ребенок учится два года? Чтобы учить одно и то же? Тогда понятно, для чего обсуждается необходимость 12-летнего образования. С таким подходом нужно не 12-летнее, а 50-летнее образование. Чтобы век прожил, век проучился, да так дураком и умер! Истина будет подтверждена практикой. И первыми нужно на такое обучение отправить чинуш из образования!

А обратимся к языковедам – это же вообще невесть что! По английскому и казахскому языкам в учебниках нет перевода к словам. И домашние задания – выучить слова. Сначала мы через Google переводим эти слова на русский язык, а потом уже учим. Это английский. А вы попробуйте так казахский язык выучить!

В WatsApp’е у родителей клавиатура греется оттого, какие бурные обсуждения там ведутся:

– Что задавали на завтра? У нас не написано!

– Вроде бы это.

– А у нас это написано.

Родители даже не в курсе иногда, что именно учили на уроках их дети, так как тетради сданы, а вокруг информационный вакуум. И связи даже с классным руководителем через дневник нет никакой! Вся информация дается через все тот же WatsApp одним из родителей. А уж про языковедов говоря, там вообще «черная дыра»: неизвестно ни что проходят, ни какие успехи, ни что нужно делать!

Вы заметили, что мы обсуждаем русский язык, математику, английский язык, казахский язык, но не говорим об остальных предметах? Как думаете, почему? А потому, что по тем предметам нет информации даже в соцсетях, и домашних заданий никаких. Может быть, вместо занятий они на ушах ходят – это нам неведомо. И оценок нет. Зато к концу года нам обещали какое-то тестирование, которое покажет результат обучения. А если результат будет плачевный? Напишут «Молодец» и переведут во второй класс?

Недавно неравнодушными гражданами была подписана петиция против поборов в школах. Мы тоже ее подписали. Но, все же, надо было следом за той петицией направить еще одну: «О реформировании образования и комплексной проверке его чиновников на соответствие ими занимаемых мест их уровню знаний».



Иван Непридорожный