Лекарственный коллапс

Газета "Flash!"

Для многих устькаменогорцев получить льготные лекарства в наступившем году (как и в прошлом) – это что-то из области фантастики. Чтобы стать обладателем заветных пилюль и микстур — нынче надо иметь стальные нервы и обладать крепким здоровьем. Лекарства есть, но их…нет

— Мне выписали препарат «Экватор» при артериальной гипертензии по бесплатному рецепту. Это лекарство я должна была получить по ул. Бурова, 8/1, но, когда я пришла в эту аптеку, мне ответили, что препарата уже нет, хотя было только начало рабочего дня – самое утро. Вы представляете мое состояние в этот момент – ком в горле и слезы, ведь это лекарство мне жизненно необходимо! – сетует жительница города Элеонора Беляева. — «Экватор», выпускаемый в Венгрии, по бесплатному рецепту стоит 2572 тенге (как я представляю, в эту сумму входят все транспортные расходы, дистрибьютеры, зарплаты сотрудникам и т.д.), а в аптеках в свободной продаже он стоит уже по другой цене – около 5000 тенге.

В результате всех этих «скитаний» по аптекам, мое давление поднялось за 220! Придя в себя, я позвонила заведующей городской поликлиникой №2 Ляйле Чаловой и спросила: «До каких пор вы будете издеваться над нами, неужели нельзя назначить ответственного, который бы знал — в каких аптеках, и в каком количестве в нашем городе имеются лекарства?». Мне ответили, что такой возможности нет, и что необходимое мне лекарство будет завтра — 10 февраля. И что вы думаете? На следующий день с утра звоню в свою аптеку, там мне заявляют, что препарат поступит 13-го февраля.

Тогда я позвонила в акимат, мне дали номера телефонов облздрава, там я переговорила со специалистом Р. Абгали, который связался с дистрибьютером, взял мой номер телефона и сказал, что мне позвонят и сообщат, в каких аптеках есть «Экватор». Мне позвонили, выяснилось, что препарат есть в двух аптеках – возле «Колоса» и на улице Потанина. Я стала звонить в эти аптеки, но выяснилось, что обещанного препарата там нет. Почему нас, пенсионеров, все время «футболят» по разным аптекам и разным инстанциям? Я пришла к выводу, что нас в Казахстане убивают наши чиновники своим равнодушием, враньём, взятками, безответственностью, которые при этом ещё и получают зарплату не понятно за что, — подытожила Элеонора Павловна.

— Нигде в городе нет лекарственного препарата «Эналаприл», который мне так необходим при повышенном давлении, — вторит ей вслед другой разгневанный житель Усть-Каменогорска Дмитрий Николаев. – Весь день сижу на телефоне, звоню в ту же хваленую справочную службу «1330», но там вечно занято! Уже никаких сил нет, помирать только остается!

— Как был беспорядок с этими лекарствами, так все и осталось, — говорит жительница города Зинаида Михайлова. – Я уже просто не хожу в наши аптеки, потому что это нервы надо иметь какие железные! И человек вовсе не лечится, а вся эта «забота» только во вред идет: мы пока сходим в свою больницу, нам через неделю только выпишут бесплатный рецепт, потом мы по 10 раз за день ездим в аптеки, а лекарства — нет.

В итоге столько нервов и сил люди теряют в этих хождениях по мукам. Я сказала: да провались оно все пропадом, пусть я лучше кусок хлеба не куплю, зато спокойно приобрету лекарство за свои деньги, чем буду ходить по этим аптекам и больницам, терпеть унижения.

Однако, чиновники из облздрава рапортуют о том, что в этом году все нюансы прошлого года учтены, и перебоя с лекарствами не будет. Но, как видно, население в корне не согласно с этим тезисом, и считает совсем по-другому. Мало того, что люди действительно терпят унижения, в то время как чиновники от медицины находятся, будто в ступоре, словно их поглотила эпидемия беспомощности и безответственности.



В ожидании чуда

Для того, чтобы прояснить ситуацию, мы обратились непосредственно к «виновникам» — фармацевтическим компаниям, уполномоченным на поставку медпрепаратов, на отсутствие которых жаловались наши читатели.

Лекарства для больных артериальной гипертензией поставляла небезызвестная павлодарская фирма – ТОО «Жалын-ПВ», получившая в прошлом году самый крупный государственный заказ на поставку лекарств для диспансерных больных, в общей сложности – более 1 миллиарда тенге. И еще несколько сотен миллионов дополнительно в конце года в связи с тем, что число больных этим заболеванием резко увеличилось. О том, когда лекарственная эпопея благополучно завершится и чего стоит ожидать пациентам в наступившем году, рассказали в вышеупомянутой фармацевтической компании.

«Flash!»: — Жители Усть-Каменогорска жалуются на острую нехватку лекарственных препаратов, в том числе и по такому заболеванию, как артериальная гипертензия. Насколько нам известно, Ваша фирма уполномочена на поставку лекарств по данному заболеванию. В чем причина дефицита медпрепаратов, и когда они появятся в аптеках нашего города?

— Более 50% лекарств с этого года были переданы в национальную компанию «СК-Фармация», в том числе и по таким заболеваниям – сахарный диабет и артериальная гипертензия, — комментирует заместитель директора ТОО «Жалын-ПВ» Ернур Жусупов. – По этому вопросу Вам лучше обратиться к ним.

«Flash!»: — А препарат «Экватор» больше не в ведении Вашей компании?

— Большое количество препаратов ушли от нас, как я ранее уже говорил, но «Экватор» остался у нас. Он не основной препарат по артериальной гипертензии, к основным относятся, например, «Физиотенз» и другие. «Экватор» поступит в аптеки в среду (22 февраля – прим. авт.).

«Flash!»: — В чем все-таки причина отсутствия лекарств, ведь очень многие пациенты жалуются на их нехватку?

— Дополнительное соглашение только подписано, первое соглашение было подписано в январе этого года, а второе подписали совсем недавно. Необходимый объем лекарственных препаратов мы завезли в январе, а потом выяснилось, что и в феврале надо тоже поставлять, а мы думали, что в феврале, как и положено, пройдет тендер на поставку лекарств (в этом году тендер объявили аж в марте – прим. авт.).

«Flash!»: — Как быть людям в сложившейся ситуации, ведь эти медпрепараты им жизненно необходимы?

— Ну, извините, мы в прошлом году в течение 2-3 месяцев (лекарства – прим. авт.) за свой счет поставляли, хотя нам оплату вообще никто не производил. Также и в нынешней ситуации, мы поставляем препараты за свои средства, а дополнительное соглашение только появилось.

Я думаю, что эта проблема будет решена в кратчайшие сроки.

Напомним, что и.о. руководителя облздрава Г. Жуасбаева сообщала журналистам, что в октябре прошлого года из бюджета было выделено 216 млн. тенге, которые сразу ушли на погашение долгов перед поставщиками, снабжавшими аптеки за свой счет. А в ноябре выделили еще 221 млн. тенге. Почему, в таком случае один из руководителей фирмы «Жалын-ПВ» говорит, что оплату за поставленные лекарства им никто не производил?

Чтобы окончательно прояснить картину с отсутствием пилюль и микстур, мы обратились к единому дистрибьютору лекарственных средств ТОО «СК-Фармация» непосредственно в головной офис – в Астану.

«Flash!»: — В ТОО «Жалын-ПВ» нам сообщили, что с этого года большая часть препаратов, в том числе и по артериальной гипертензии и сахарному диабету передана в национальную компанию «СК-Фармация», действительно ли это так? С чем связана нехватка препаратов по вышеуказанным заболеваниям?

— На 2017 год в «СК-Фармацию» передано 47 позиций по лекарственным препаратам, потому что многие организации здравоохранения обращались к нам с тем, чтобы эти позиции были переданы, так как раньше постоянно наблюдались перебои с лекарственными средствами,- пояснили в пресс-службе ТОО «СК-Фармация». – По лоту, что у нас заявлен на 2017 год, в частности, по заболеваниям, которые Вас интересуют — артериальная гипертензия и сахарный диабет, все медпрепараты отгружены, вся потребность в этих препаратах на февраль и на март обеспечена.

Сейчас от единого дистрибьютера все лекарства доставлены, мы свои обязательства выполнили, вопросы касательно отсутствия лекарственных препаратов в вашем городе – это уже к местному Управлению здравоохранения.

И действительно, лекарства вроде бы есть, но до населения они как-то не доходят, растворяясь в общей запутанной системе поставки лекарств. Казалось бы, мы копнули не так уж глубоко – почему нет такого важного препарата, как «Экватор», а выявилась целая замысловатая цепочка доставки лекарства к пациенту. Отныне за это снадобье больше не ответственна нашумевшая фирма «Жалын-ПВ», теперь препарат поставляет «СК-Фармация». По заявлению единого дистрибьютера все лекарства доставлены в срок, но почему тогда в аптеках Усть-Каменогорска «обрывают трубки» телефона многочисленные недовольные пациенты, не получившие долгожданное лекарство вовремя?

Если дистрибьютер выполняет свои обязательства, то куда загадочно пропадают лекарства на местном уровне? Почему пациенты в условиях отсутствия препаратов, вынуждены за свой счет приобретать лекарства? И стоит ли говорить в условиях сплошной чехарды с медпрепаратами о какой-либо компенсации?

И главный вопрос, помимо обозначенных, все же остается – почему нельзя было провести тендер заранее, например, в конце прошлого года, а не в марте месяце (20 марта), как недавно было объявлено на сайте облздрава?

Отметим, что те же дополнительные соглашения заключили только на январь-февраль. Март и начало апреля, пока будет проводиться тендер, подводиться итоги и заключаться договор, выпадает. А если опять начнутся суды, то будет такая же ситуация, как и в прошлом году. Выходит, что все обещания пациентам о лучшей жизни – на ветер?

Увы, но до Управления здравоохранения ВКО нам так и не удалось дозвониться: или вечно занято, как говорят сами пациенты, или руководителя нет на месте. Может быть, после публикации в нашей газете, профильное ведомство захочет прокомментировать сложившеюся катастрофическую ситуацию с лекарствами.

P.S. Мы связались с Элеонорой Беляевой накануне верстки этого материала в номер. По словам Элеоноры Павловны, лекарственный препарат «Экватор» ей удалось получить только с горем пополам и то в понедельник – 20 февраля. Но, каких «жертв» ей это стоило: от звонка в акимат до телефонного разговора с представителем компании «Жалын-ПВ» (занимающейся поставкой лекарственных препаратов, в т.ч. и «Экватора» — прим. авт.) по ВКО Алией Самаркановой, далее выстоять километровую очередь и только потом получить лекарство. Вот так на деле выглядит бесперебойная поставка медпрепаратов. Как говорится, надежда умирает последней.



Анжелика Бакирова