Тайны бесплатных лекарств

Газета "Flash!"

Бесплатные лекарства для диспансерных больных – эта тема стала для нашей газеты главной в прошедшем году. Начиная с марта, и до конца года мы регулярно публиковали материалы на эту тему, проводили своё собственное расследование. Сначала разбирались в тайнах проведения тендера на поставку бесплатных лекарств. В конце концов, решением суда этот тендер был признан незаконным. Но впервые произошло так, что результаты незаконного тендера не были отменены! Суд посчитал, что поставка лекарств – это дело большой социальной значимости, и отмена результатов тендера, расторжение договоров приведёт к срыву поставок, и пострадают больные. Поэтому всё оставили как есть, даже, несмотря на незаконность. Но как раз в срыве поставок лекарств и заключалась вторая загадка. Ведь лекарства по многим видам заболеваний исчезли уже в июне-июле. Почему бесплатные препараты закончились за 1,5-2 месяца? Разгадке этой тайны были посвящены наши материалы второго полугодия. Управление здравоохранения долго молчало, пока, наконец, не выдало свою версию: значительно увеличилось число больных, и выросла стоимость лекарств. При этом цифру прибавившихся больных назвали лишь в начале ноября на специальной пресс-конференции, куда нас почему-то не пригласили. Видимо, чтобы не задавали неудобных вопросов.

Поскольку на пресс-конференции наших журналистов не было, пришлось задавать вопросы официальным письмом. Цифры и аргументы, которые были названы чиновниками управления здравоохранения, требовали пояснений, что мы и попросили сделать. Приводим наши вопросы к управлению здравоохранения в полном виде.

«И.о. руководителя

Управления здравоохранения ВКО

Жуасбаевой Г.А.

Уважаемая Галия Абдугалиевна!

3 ноября в Региональной службе коммуникаций прошла пресс-конференция управления здравоохранения ВКО по разъяснению причин отсутствия бесплатных лекарств. По непонятным для нас причинам, нашу газету не известили о проведении данной пресс-конференции. Ознакомившись с информационным сообщением по итогам пресс-конференции, у нас возникло несколько вопросов, т.к. ситуация для нас остается не совсем понятной.

На основании Закона РК «О средствах массовой информации» прошу Вас ответить на следующие вопросы:

1. В информационном сообщении сказано, что «в 2016 году увеличилось количество диспансерных больных по болезням системы кровообращения на 20159 человек, в том числе по артериальной гипертонии на 16454, по ишемической болезни сердца на 5792 человек, хронической обструктивной болезни лёгких на 2013 человек». Простой арифметический подсчёт показывает, что общее количество диспансерных больных увеличилось на 24 258 человек. Что означают данные цифры: больные артериальной гипертонией и ИБС входят в число больных с болезнями системы кровообращения, или по ним ведётся отдельный подсчёт? Сколько же всего дополнительных диспансерных больных, нуждающихся в бесплатных лекарствах, выявлено в 2016 году и поставлено на учёт?

2. Как говорится в сообщении, все они выявлены в результате скрининговых исследований в этом году. Как известно, скрининговые исследования проводятся ежегодно для выявления определенной болезни или группы болезней и для населения определенных возрастов. На выявление каких болезней или групп болезней в этом году проводились скрининговые исследования и для населения каких возрастов? Сколько всего населения должно было быть охвачено этими исследованиями? Сколько из них прошло исследование?

3. Чем можно объяснить столь высокую цифру выявления новых больных? Появлением нового суперсовременного оборудования, выросшей квалификацией врачей, возросшей явкой больных на прохождение скрининга? Сколько для сравнения было выявлено новых больных и поставлено на диспансерный учёт в результате скрининговых исследований в 2014 и 2015 годах?

4. Когда реально начались скрининговые исследования в этом году, с учётом того, что процедура проведения конкурсов, заключения договоров, и начала финансирования обычно занимает 2-3 месяца? Сколько больных прошли скрининговые исследования, у скольких больных в результате этих исследований были выявлены указанные выше заболевания и сколько больных было поставлено на учёт в разрезе по месяцам, начиная с января и по октябрь 2016 года включительно?

5. Какие еще больные были выявлены в ходе этих исследований, кроме вышеуказанных, по каким заболеваниям, и в каком количестве?

6. Об отсутствии бесплатных лекарств по ряду заболеваний было заявлено уже в июле, через 3 месяца после реального начала поставки лекарств. С учётом того, что в мае-июне и начале июля поставки лекарств по спорным лотам, включая указанные болезни, не осуществлялись из-за судебных разбирательств, то, получается, что весь годовой объём лекарств был поставлен в аптеки за 1-1,5 месяца. Как можно объяснить такой странный факт?

7. Сколько конкретно было выделено дополнительных средств на поставку бесплатных лекарств в общем, и по группам заболеваний? Какие фирмы получили дополнительное финансирование, и в каком объёме каждая фирма?

8. На какую сумму и на какое количество больных планируется осуществить поставку бесплатных лекарств в следующем году? Для выявления каких болезней будут проводиться скрининги в 2017 году, и среди каких групп населения? Что делается управлением здравоохранения, чтобы не повторилась ситуация, возникшая в этом году?

9. Проводило ли управление здравоохранения анализ – сколько больных в этом году вынуждены были приобретать лекарства за свой счёт? Как это сказалось на состоянии их здоровья? Намерено ли управление здравоохранения если уж не компенсировать людям эти затраты, то хотя бы публично извиниться за моральные и физические страдания, а также за материальные потери, понесённые больными?

10. Понесут ли наказание должностные лица, виновные в том, что длительное время бесплатные лекарства отсутствовали?».

Вопросы конкретные, и вопросы по делу. Ведь действительно, такой ситуации ещё не было. Почему-то именно в прошлом году вдруг добавилось такое количество диспансерных больных. Неужели все они были выявлены уже к июлю, когда лекарства закончились? Как их успели выявить, если реально скрининги начинаются в апреле-мае? Не много ли странностей в этом деле?

Этот запрос был официально зарегистрирован в канцелярии облздрава ещё 4 ноября. По закону ответ средствам массовой информации ведомство должно предоставить в трёхдневный срок. Если вопрос требует дополнительной проработки, то облздрав должен был дать нам промежуточный ответ, и через месяц предоставить ответ по существу.

Наступило 4 декабря, но ответа не последовало. Пришлось нам посылать ещё одно письмо, где мы напомнили чиновникам прописные истины – что ответ они обязаны дать в установленный срок. И вот на календаре уже завершается 2016 год в момент работы над этим материалом, а газету читатели будут держать в руках 5 января, спустя два месяца после отправления запроса. Но никакой информации из облздрава редакция так и не получила! На чиновников от медицины не повлияла даже наша готовность обратиться в прокуратуру, национальное бюро по госслужбе и противодействию коррупции, и подать иск в суд.

По всей видимости, отвечать просто нечего. А как ещё можно объяснить это молчание и грубое нарушение закона?! Видимо, чиновникам проще нарушить закон о средствах массовой информации и о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц, чем предоставить нам ответ на очень и очень непростые для медицинского руководства вопросы. А если и отвечать нечего, тогда действительно лучше промолчать. И тянуть время. День простоять, да ночь продержаться, а там глядишь, и отстанет эта газета «Flash!» со своими неудобными вопросами.

Нет, господа, не отстанем. Пока вы чётко и внятно не объясните нам и нашим читателям, что же всё-таки произошло с бесплатными лекарствами в 2016 – м году, пока не ответите на все поставленные вопросы. Не думайте, что эта тема исчезла с последним листком календаря ушедшего года.

Есть и ещё один вопрос, не вошедший в наше официальное письмо. Ведь больные приобретали лекарства за свой счёт, а потом поставщики получили дополнительное финансирование. Получается, что за июль – октябрь народ оплатил медикаменты сам. По логике, если дополнительные деньги выделены, то эти средства должны вернуть тем больным, которые на свои деньги покупали лекарства. Но такого механизма нет в законе и в бюджетном кодексе. В таком случае, куда будут направлены эти средства? Лекарства необходимо закупать только на ноябрь-декабрь, задним числом никто их закупать и поставлять в аптеки не будет.

Ещё один вопрос. При отсутствии лекарств по бесплатным рецептам, медикаменты практически всегда имелись в наличии для свободной продажи. Об этом неоднократно сообщали в редакцию наши читатели. При этом разница в цене просто колоссальная. Так, Элеонора Беляева приобрела лекарство «Экватор» в свободной продаже за 4635 тенге, а по рецепту его стоимость 2500 тенге.

В сельской местности ситуация ещё более катастрофическая. Так, наша читательница из села Песчанка Бородулихинского района сообщает, что за последние пять лет больные ни разу не получали лекарства в полном объёме.

— Начинают выдавать в апреле, а в июле лекарства уже кончаются. Так же было и в 2016 году. Аптеки, где можно получить бесплатные лекарства, в селе нет. Приходится ездить в райцентр, за 60 километров. Врачи амбулатории нас выручали, привозили лекарства, получали за нас. Но сейчас перестали, потому что это нарушение, их могут наказать. Вот и представьте, звоню я в райцентр, в аптеку. Говорят – есть лекарства. Иду на автобус, а он ходит только 3 раза в день. Пока доеду, а лекарств уже нет! Возвращаюсь домой ни с чем! Что же творится?! Почему над нами так издеваются? Куда идут народные деньги, если их выделяют на лекарства, а лекарств нет, — сообщает по телефону наша читательница.

Да, всё познаётся в сравнении. Жители Усть-Каменогорска сетуют, что за одним лекарством нужно ехать в один конец города, а за другим – в противоположный конец. А сельчанам приходится вот так преодолевать по 50-60 и более километров, и безрезультатно! Вот как руководят наши деятели от медицины, вот какую весёлую жизнь они устроили народу! И ведь даже извиниться не соизволили. Дескать, не царское это дело, перед холопами извиняться.

А пока мы ждали ответа, произошли следующие события. В местной печати было опубликовано пояснение и.о. руководителя управления здравоохранения ВКО Г. Жуасбаевой. Она сообщила, что в период, когда деньги закончились, поставщики снабжали больных за свой счёт по гарантийным письмам облздрава. Поэтому, как только в октябре из областного бюджета было выделено 216 млн. тенге на приобретение бесплатных лекарств, эти средства сразу же целиком ушли на погашение задолженности перед поставщиками. Ещё один вопрос – если лекарства поступали в аптеки, как утверждает главный врач области, то почему их не было в наличии с июля по ноябрь?!

В ноябре из бюджета было выделено ещё 221 млн. тенге для закупа лекарств до конца года больным артериальной гипертензией, ишемической болезнью сердца и хронической обструктивной болезнью лёгких. Итого дополнительное финансирование по этим трём заболеваниям составило 437 млн. тенге, почти полмиллиарда! При этом общая сумма, выделенная ранее на обеспечение диспансерных больных бесплатными лекарствами после проведения тендера в феврале 2016 года, составила чуть более 3 миллиардов тенге.

Наконец, ещё одна новость. В 2017 году средства на все бесплатные лекарства будут выделяться только из республиканского бюджета. Ранее из местного бюджета закупались медикаменты для диспансерных больных, а для стационаров – из республиканского. Может быть, передача всех функций по снабжению бесплатными лекарствами министерству здравоохранения и социального развития станет правильным решением. Во всяком случае, о перебоях в поставке лекарств для стационаров в прошлом году мы не слышали. Хотя цены на лекарства также повышались. Поживём – увидим, как будут снабжаться аптеки бесплатными пилюлями в наступившем году. Но своё желание разобраться с тем лекарственным беспределом, который мы наблюдали в году ушедшем, мы намерены довести до конца.



Денис Данилевский