Акция в поддержку Сергея Костенко – водителя, попавшего в ДТП из-за плохого состояния дороги, еще раз показала роль Интернета и социальных сетей. На призыв в соцсетях о сборе подписей откликнулись тысячи горожан. Такая активность в Усть-Каменогорске проявилась впервые. В мире вообще идет дискуссия о роли социальных сетей в общественно-политических процессах. События «арабской весны» в 2011 году, приведшие к смене власти в Тунисе, Египте, Ливии, Йемене, гражданской войне в Сирии, вообще называют «твиттер-революциями», поскольку народ вышел на улицы через призывы в соцсетях. В публикуемой ниже статье – мнение по этому вопросу известного российского публициста.
О переоценённости влияния интернета на современное общество
Роль интернета вообще и социальных сетей в особенности в современном мире изрядно преувеличена. Притом преувеличена, в большей степени, не так называемой «сетевой общественностью», а властями.
Государственная пропаганда в слиянии с пропагандой либеральной денно и нощно нам повествует об огромном влиянии «сетей» на политику, общественные умонастроения, на настоящее и будущее нашей страны. Официоз в данном случае можно понять: тут тебе и цветные революции, где роль соцсетей была выставлена едва ли не решающей, и естественное недоверие любой власти к чему-то, что практически невозможно жёстко контролировать. Что же касается наших «демократов» и «либералов», то их собственная активность в «сетях» и в интернете вообще, вкупе с поддержкой их если не политических, то жизненных установок значительной частью пользователей рунета, придаёт им значимости в собственных глазах, что весьма приятно на фоне результатов выборов.
Некие предпосылки для подобных иллюзий имеются: крайне неэффективные и непродуманные попытки верховной российской власти бороться с разбросом мнений в интернете, в особенности на законодательном уровне.
Можно приводить подсчёты роста числа пользователей всемирной паутины, можно констатировать этот рост и справедливо отмечать, что даже консервативно настроенные в отношении технических новинок пенсионеры всё больше приобщаются к виртуальности, но всё сказанное никак не отменяет другого обстоятельства: люди тратят всё увеличивающееся количество времени в сети вовсе не для того, чтобы менять окружающую их действительность. Да, развитие интернета радикально облегчило доступ к информации и навсегда изменило судьбу не только традиционных СМИ, но, вероятно и судьбу искусства, прежде всего литературы. И все же эти перемены мало соотносятся с реальной жизнью подавляющего большинства людей.
Глобальная сеть используется рядовым гражданином как способ получения доступа к музыке, фильмам, клипам, играм, к книгам и разнообразной информации, не говоря уж о сайтах сомнительных с моральной точки зрения, запросы к которым составляют едва ли не треть общего количества обращений. Даже получение новостной информации уже связано с необходимостью затратить известное количество усилий, если человек желает узнать хоть что-то, отличающееся от стандартного содержания новостных сайтов. Конечно, сайтов этих великое множество, и всегда можно найти тот, позиция которого тебе более близка, но для этого нужны усилия.
Еще Г.К.Честертон писал об особенностях прессы: что из неё мы узнаём только завершение события. Мы читаем о том, как разрешился тот или иной политический, к примеру, кризис, но понятия не имеем о причинах кризиса. А ныне мы и вовсе узнаём от СМИ лишь фрагменты событий и почти совершенно не можем посмотреть на картину в целом. Даже война в Сирии известна большинству населения страны весьма приблизительно. Интернет, конечно, способен помочь в такой ситуации, но, как уже было сказано, необходимо приложение усилий. А в силу того, что люди в массе своей ленивы и нелюбопытны, обыкновенный гражданин не склонен к дополнительным затратам времени и сил.
Потому значение интернета и соцсетей преувеличено. С одной стороны, мы имеем дело с относительно новым явлением, которым пользуется всё больше людей, а с другой стороны, достаточно посмотреть, как именно им пользуются. Люди склонны пересылать друг-другу малоосмысленные картинки и фотографии, невнятные шутки и сомнительные, никогда не произносившиеся в реальности, афоризмы разного рода авторитетов и т.д. Образно говоря, постить и лайкать условных котиков. Характерно, что даже соцсети, обладающие алгоритмом формирования хроники пользователя в зависимости от его интересов, такие как «Фейсбук», нимало не свободны от недостатков. И потому говорить о сколько-нибудь заметном влиянии всемирной паутины на общество напрямую, очевидно, не приходится. Банальный пример: если вспомнить количество критики, сарказма и издевательств в сети за последние годы в адрес партии «Единая Россия» и её видных представителей, то неизбежно напрашивается вывод, что данная политическая организация обречена на фатальный проигрыш на выборах любого уровня. Между тем…
Давно замечено, что наши сограждане, активно высказывающиеся по политическим вопросам в интернете, в массе своей не принимают участия в реальных выборах. Здесь вновь стоит вспомнить современных российских либералов, которые не только подхватили у «Единой России» идею проведения праймериз (а те, в свою очередь, в США), но проводят это мероприятие в интернете. Когда подобными вещами развлекается партия власти, это хотя бы простительно, но вот для чего подобное устраивает оппозиция — неясно. И непонятно выглядят претензии некоторых людей (не только принадлежащих к оппозиции), занявших в очередном интернет-голосовании первое место, но показавших в реальном мире совершенно иные результаты.
Интернет, скорее, можно рассматривать как клапан, позволяющий выпустить пар общественного недовольства, но не как фактор, активно влияющий на умонастроения общества. И государственной машине имело бы смысл активнее использовать сеть именно таким образом, а не пытаться контролировать её сомнительными законодательными и административными методами.
Дмитрий Горбачев
Газета «Завтра»
От редакции. Трудно не согласиться с автором о роли Интернета, как способа выпустить пар. В Сети кипят такие страсти и дискуссии, выражается столько недовольства деятельностью органов власти, но в реальной жизни при этом ничего не меняется. Интернет и соцсети, это лишь инструмент, который может сработать только тогда, когда для этого возникает совокупность объективных и субъективных условий.
В случае с Сергеем Костенко такие условия сошлись: массовое недовольство людей безобразным состоянием дорог и тротуаров как раз и нашло выход в отклике на призыв помочь водителю, который был размещен в соцсетях. И подписи народ ставил и в поддержку водителя, и выражая протест против плохой работы коммунальных служб. В то же время, когда в соцсетях три года назад был призыв выразить свое отношение к повышению пенсионного возраста женщинам, никакого массового отклика это не нашло. Все ограничилось традиционными гневными комментариями.