Очередные реформы образования: вопросы без ответов

Газета "Flash!"

В сентябре стартовал очередной учебный год. По традиции он начинается под знаком очередных глобальных реформ в отечественном образовании. Они, прежде всего, касаются постепенного, но необратимого перехода школьного образования на 12-летнюю систему обучения, введения трёхъязычного преподавания некоторых школьных предметов и в целом повышения знаний родного и иностранных языков. Комплексный План по развитию трёхъязычия на 2015-2019гг. уже утверждён в соответствии с государственной Программой «О развитии языков в РК на 2011-2020 годы».

Что следует понимать под этими масштабными и затратными реформами? В какой точке своего положения находится отечественное образование, и на какую следующую орбиту планирует выйти? Об этом с началом осени были высказаны мнения достаточно широкого круга людей – политиков, педагогов, родителей учеников. Нужно отметить сразу, что отношение к реформам в обществе неоднозначное, осторожное. Полного одобрения они не вызывают, так как проводятся наспех, без глубокого анализа и обсуждения. Но это фирменный стиль нашей исполнительной власти – насаждать изменения молниеносно, без апробации и широкого обсуждения с общественностью. Создаётся впечатление, что каждый новый руководитель МОН РК стремится переделать существующую систему под свой вкус, одновременно доказывая свою востребованность и новаторский подход к делу. Это всегда модно и престижно. По другой версии – мы просто обязаны проводить реформы образования по западным образцам, так как в своё время подписали все возможные договоры и меморандумы с международными организациями по образовательному процессу и теперь вынуждены соответствовать глобальным стандартам. Даже, невзирая на то, насколько они полезны и необходимы для нашего подрастающего поколения. Вот уж истина, что лучшее – враг хорошего.

Впрочем, послушаем, какие комментарии к проводимым реформам в среднем образовании, а также общая его оценка, прозвучали в сентябре от самых разных людей, представляющих различное видение вопроса.

Вот высказывания сенатора Дариги Назарбаевой, прозвучавшие на недавнем награждении победителей республиканского конкурса «Лучший педагог»: «…Последние 25 лет простыми не назовёшь, всякое было – шарахались мы на этом пути из стороны в сторону, и народное образование претерпело немалые череды непрерывных, может быть, не всегда продуманных реформ. Что поделать? Всё-таки опыт – это самая дорогая вещь на свете. Но опыт приходит через свои ошибки и достижения. Но мы справились, чтобы будущие поколения поставили нам отметку «отлично», ну или хотя бы «хорошо», — подчеркнула она, особо к тому же отметив, что за эти сложные четверть века ни разу не отменялись выпускные балы, «первые» и «последние» звонки в школах.

А это противоположное мнение, от депутата Мажилиса, фракция КНПК, Жамбыла Ахметбекова, высказанное на круглом столе, посвящённом актуальным проблемам образования: «Результаты многочисленных перестроек в образовании выглядят сомнительно. Образование — это фундамент успешного будущего для наших детей и для нашей страны, но в последние годы это будущее становится всё туманнее. Бесконечная череда реформ, частая смена министров образования, произвол в изменении учебных программ и содержимом учебников, вызывают серьёзные опасения, как у родителей, так и у педагогов. Потому что за каждую неудачу каждого нового реформатора расплачиваются дети. Свои провалы в реформировании образования государство решает назначением нового министра, но восполнить провалы в знаниях детей это вряд ли поможет».

Вот такие полярные оценки от политических деятелей. Попробуем дать собственную оценку тем изменениям, которые уже затронули, или будут введены в ближайшее время в наше среднее образование.



« 12 и 3»

Рассмотрим краеугольные новшества, планируемые на ближайший период. Речь пойдёт о переходе на 12-летнюю систему обучения в средней школе и плане по развитию трёхъязычия.

Как бы ни обвиняли критики родное правительство в бессистемности, прожектёрстве и даже волюнтаризме, логика современных реформ в среднем образовании вполне очевидна.

Главная цель государства на середину этого века отражена в стратегических Программах и посланиях. Основным итогом движения страны должно стать вхождение её в 30-ку наиболее развитых стран с успешной рыночной экономикой. Экономика всегда диктует свои запросы к обслуживающим её сферам, в том числе и к образовательной, как поставщику эффективных трудовых кадров для экономики. Вспомним легендарную аксиому: «Кадры – решают всё!». Значит, процесс глубокой модернизации экономики, вывод её на орбиту инновационно-индустриального развития не возможен без соответствующей подготовки специалистов, без обладания ими необходимых знаний. Причём, в идеале, эти процессы – модернизация производства и насыщение его квалифицированными кадрами, должны проходить практически параллельно, без больших перекосов в какую-то одну сторону.

Ведь если допустить, что насыщение производства новейшими приёмами, технологиями и оборудованием, оторвётся в своём развитии от количества имеющихся квалифицированных работников, способных эффективно обслуживать передовые технологии, то последние будут стоять мёртвым грузом и приходить в негодность, превращая затраченные усилия и средства в пыль. С другой стороны, если начинать готовить классных образованных специалистов, что возможно на прочном фундаменте эффективного среднего образования, но отстать с модернизацией производства, получится отток специалистов на другие рынки труда, или неизбежная деквалификация знаний и умений из-за отсутствия опыта их применения.

Учитывая такой подход, кажутся вполне уместными, по крайней мере, в теории, намеченные изменения в среднем образовании. Во-первых, дополнительный год обучения в школе способен дать дополнительные знания, лучшее усвоение учебного материала по общеобразовательному стандарту и т.д. Подтягивание же знания иностранных языков к уровню государственного казахского языка и русского, опять же в теории, должно повысить конкурентные возможности наших абитуриентов при сдаче международных экзаменов для продолжения учёбы в зарубежных вузах. Владение иностранными языками поможет отечественным производственникам освоить передовые зарубежные технологии, развитию туризма и многих других важных отраслей. То есть, более широко войти в международные рыночные отношения, что и является приоритетной задачей, закреплённой в государственной стратегии по дальнейшему развитию страны.

Исходя из такой логики, и задумывались все последние нововведения в наших школах.

Хочется как лучше, а не получится ли как всегда?

Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, посмотрим, а как проходили реформы образования в нашей стране в разное время.

Пожалуй, начать нужно с 20-х годов прошлого века. Страна, находящаяся тогда в руинах, выдвинула перед собой грандиозные цели – стать передовой державой мира, в том числе и по экономическим показателям. Причём достичь этой цели без привлечения зарубежных кредитов, в условиях изоляции, при 80-ти% неграмотности населения, отсутствии передовых индустриальных отраслей и технологий. Население захлестнула стихия малого рынка – миллионы безработных, самозанятых кустарей и торговцев. Образование в стране оказалось в руках революционеров-западников, много лет проживших в Европе, в эмиграции, а потому сроднившихся с западными ценностями, в том числе во взглядах на образование. В конечном итоге, такие образовательные системы были подстроены, чтобы оградить большинство населения от действительно научных знаний, но зато наполнить рынок труда людьми, освоившими лишь элементарные навыки. То есть насытить рынок труда малообразованным и исполнительным элементом, способным лишь выполнять узкие функции по созданию дополнительных материальных ценностей для промышленно-торговой элиты. Образ такого «маленького человека -винтика» обессмертил в своё время в кино Чарли Чаплин. Естественно, новое руководство страны, поставившее очень высокие цели по развитию общества и экономики, быстро усомнились в таком подходе к образованию, и уже с 30-х годов вернуло обучение в школах на классические рельсы педагогики. Но не просто вернуло, но и в 5 раз(!) на протяжении 1928-1937 гг. увеличив финансирование, сделав учительскую профессию достаточно престижной и уважаемой, причём не только за счёт неплохой зарплаты (на уровне квалифицированного рабочего), но и системой государственных льгот.

Итоги такой заботы государства оказались просто ошеломительными – за полтора десятка лет СССР прочно занял место в тройке стран по самому высокому показателю ВВП, в стране почти не осталось неграмотных среди молодого и среднего возраста, были освоены самые передовые на тот момент промышленные технологии и созданы новейшие отрасли производства. И всё это на базе 7 и 9-ти летнего обязательного среднего образования. Вот такое тогда давали качество учёбы. Один маленький пример из наступившей вскоре военной поры.

Согласились англичане передать советской стороне 8 старых списанных ими кораблей. Корабли уже долго стояли у них на приколе, ржавели, двигатели небыли в ремонте лет 5. К тому же при приёмке в английских портах этих кораблей советскими командами, состоящими из молодых моряков, ещё вчера сидевшими за партами в школе, выяснилось, что англичане «потеряли» рабочие чертежи и документацию на системы и механизмы этих ржавых посудин. Мол, если удастся их оживить, то уплывёте. Англичане, конечно, не сомневались, что такое невозможно. Так вот, эти вчерашние советские школьники, всего за один месяц ремонтных работ, собственными силами смогли запустить неизвестные им дотоле сложные корабельные турбины, произвести другой сложный технический ремонт, не прибегая к помощи бывших владельцев, без солидного знания чужого языка. Когда советские моряки самостоятельно отплыли на родину, англичане в изумлении отреагировали: «Да у них каждый матрос – инженер!».

Так с помощью чего произошёл такой образовательный прорыв? Ключ – в государственном всеобъемлющем планировании! Только чётко зная трассу развития экономики, твёрдо выполняя заранее намеченные цели в народном хозяйстве, оказалось возможным не просто дать очень хорошее образование, но отрегулировать и трудовой рынок. Поэтому таких проблем, как сейчас – острый дефицит в одних профессиях, и наоборот, избыток по другим — просто не было. Ребёнок уже с детства знал все выгоды от образования, видел свой дальнейший служебный рост, свою востребованность, которая пропорционально возрастала от степени его образовательного потенциала. А значит, удавалось мотивировать с самого начала обучения в школе, давать жизненную перспективу для подрастающего поколения. Правда, нужно признать и то, что начиная с 70-х годов, и советское образование вступило в эпоху конформизма, приписок, снижения уровня престижности труда педагога и прочим явлениям, присущим застою и перерождению.

Недавно в Семее прошёл круглый стол, посвящённый обсуждению реформ в среднем образовании. Представительство на этой дискуссии было весьма солидным. Участие приняли заместитель акима города Надежда Шарова, начальник городского отдела образования Наталья Фисенко, более десятка директоров средних школ и колледжей, представители ветеранов образования, родительские комитеты, всего более 50 человек. Дискуссия прошла весьма интересно, все выражали озабоченность ситуацией в образовании, делились своими предложениями. Представляем в обобщённом виде мнения, выраженные на круглом столе.

В Казахстане на одного ученика выделяется всего 520 долларов, при среднемировом уровне в 1518 долларов. И если в развитых странах на образовательную сферу тратится от 6 до 25% ВВП, то у нас только 3%. (В СССР полвека назад было 10%, а в США -4%). У нас хронический дефицит на многие педагогические вакансии, особенно это касается молодых учителей. Педагогический состав школ стремительно стареет. Низкая привлекательность профессии педагога является препятствием для привлечения талантливых молодых людей в сферу образования. Как можно привлечь молодых людей на нелёгкий труд с зарплатой не выше 70-80 тысяч тенге? За рубежом, где к вопросу относятся серьёзнее, существует чёткая система отбора абитуриентов педагогических вузов, контролируется качество подготовки студентов, и диктуются жёсткие нормы при найме на педагогическую работу. У нас же в пединституты абитуриенты идут не по призванию, а потому что им больше не удалось никуда поступить, а учиться на гранте и получить диплом хочется. Спрашивается, где мы найдём столько квалифицированных кадров под расширение школьных программ и срока обучения? Нас уверяют, что к 2019 году мы нарастим количество необходимых кадров, повысим их качественную подготовку и плавно перейдём на новые школьные стандарты. Но получится ли это за столь сжатые сроки?

Вот что сообщила на недавнем брифинге, посвящённом комплексному плану трёхъязычия, директор регионального центра «Шыгыс» управления образования ВКО Мунлык Асанова. Оказывается, решено ввести систему, по которой учителя должны будут пройти аттестацию, переподготовку и курсы усовершенствования. При этом впоследствии, если они не будут справляться со своими обязанностями (какие критерии для определения этого?), плохо владеть новыми методиками обучения, то они будут уволены с обязательством выплатить неустойку, равную затратам на их переподготовку за государственный счёт. Кто при этом рискнёт проходить постоянно круги аттестаций? Привлечёт ли такая перспектива и обещанные пока только на бумаге премиальные в 10-40% от оклада для тех, кто успешно прошёл аттестацию? А если такие жёсткие условия только подтолкнут школы к новой порции дефицита на учителей?

Одним словом, можно было рассмотреть вариант постепенных реформ, не только по срокам, но и по количеству переходящих на новые требования школ. Так ли нужна спешка с реформами? Есть уверенность в достаточной обеспеченности их проведения? Может, сначала наладить процесс в элитных и профильных школах? Затем осмотреться, проанализировать, и тогда двигаться дальше, а не пользоваться методами, всё-таки напоминающими знакомую штурмовщину?

Воспитательный аспект

Ещё одна проблема образования заключается в том, что казахстанские школы хоть худо-бедно, но дают детям знания, но при этом абсолютно упускают воспитательный вопрос. У нас принято считать, что воспитанием ребёнка занимаются родители, а школа даже не может проверить результат. Сделать это при помощи ЕНТ просто невозможно. С одной стороны школа призвана прививать учащимся чувство любви к родине, уважения к старшим, воспитывать ответственность за своё поведение. С другой – она практически лишена возможности это делать. И в нынешнем состоянии не способна выдержать конкуренцию с другими современными «воспитателями» — интернетом и телевидением. Но образовательная программа не может быть полной и действенной без её воспитательной составляющей. Именно поэтому серьёзные реформы следует осуществлять не только в учебной части образовательной системы, но и в культурно-нравственном воспитании, а для этого подбирать педагогические кадры отнюдь не по остаточному принципу.

Вот мы заявляем, что хотим наделить ребят дополнительными знаниями – через трёхъязычие, дополнительный год обучения в школе, через повышение качества преподавания и т.д. Замечательно! Но при этом туманно и не внятно говорим – где эти молодые люди применят потом знания? Куда, обременённые дополнительными и зачастую отстранёнными от реальной жизни знаниями, они пойдут работать?

Молодёжь, хоть и не обладает полнотой информации, но остро чувствует, где её обманывают, или не говорят всей правды. А она такова.

Тридцать лет назад в стране 75% населения было занято производительным трудом, а остальные оказанием услуг. Теперь 30% что-то производят, а остальные на услугах и торговле. У нас сотни тысяч продавцов мелкой розницы, обретающих свой «кусок насущный» в частных торговых лавках и мини-рынках, тысячи водителей «газелей», торговых экспедиторов и грузчиков. И что-то, несмотря на заявления о продвижении программ по новой индустриализации, не видно, чтобы эти пропорции менялись в обозримом будущем. А для того, чтобы закончить школу и институт или даже университет, и в итоге пойти торговать продуктами и ширпотребом, что и происходит сейчас с большинством выпускников школ, колледжей и даже вузов, особых знаний не нужно. Не требуется знание языка Шекспира, и не нужно отсчитывать сдачу за булку хлеба при помощи бинома Ньютона и интегралов. И школьники это понимают. Они прекрасно видят, что в обществе, где выпускники педвузов работают штукатурами и охранниками, а другие, вообще без специального образования, занимают высокие посты на частном производстве и даже на государственной службе, далеко не всегда успешность в жизни достигается настоящими знаниями. А раз так, зачем нам ваши реформы?

Кстати, присутствовали на дискуссии, посвящённой проблемам образования, и студенты педагогического колледжа им. Алтынсарина. Ведущий задал им вопрос:

— Собираетесь ли вы получать дополнительные знания, как это намечено предстоящими реформами?

Студенты ответили, что не совсем понимают, для чего они затеяны. Всё они, конечно, понимают. Знают, что эти знания вряд ли откроют им ворота гарантированной успешности в жизни. Знают, например, что вопросы по дополнительному образованию и освоению языков уже давно решены в семьях «новых казахстанцев». Их дети могут изучать языки с малых лет, хоть на дому, хоть в отечественной элитной школе, а то и напрямую в зарубежье. Мажорной молодёжи открыты все дороги – хоть к элитарным знаниям, хоть к престижной работе. А нам что делать со своим сносным английским? С кем на нём говорить в своём районе? Будет развиваться туризм, приезжать гости? Да не смешите! Уже четверть века ждём заморских гостей, да всё не едут к нам, и говорят — причина не в слабом знании нами английского, а в наших дорогах, да в отсутствии комфортабельных общественных туалетов. Самим путешествовать и находить среду для применения иностранного языка? На зарплату учителя не слишком поездишь. В крупный бизнес не пройти, а малый сам еле концы с концами сводит, тут не до Европы.

Вот такая «сермяжная правда», вернее, настроения молодого поколения, которых самих призывают сеять «разумное, доброе, вечное и полиязычное», но которые к собственным жизненным перспективам относятся скептически.

Что касается внедрения трёхязычия, то это далеко не совсем безобидный акт. Внедрение полиязычия (если, конечно, оно будет выполнено на удовлетворительном уровне), по — любому будет способствовать распространению космополитичных взглядов и ценностей у подрастающего поколения. А это подрыв всей корневой системы, держащий на себе национальный код идентичности. Если кто-то думает, что это опасения ретрограда из прошлого, пусть внимательно посмотрит информацию о количестве выезжающих на ПМЖ за границу, или остающихся там после окончания учёбы. Чтобы без последствий вводить многоязычие, нужно, по крайней мере, создать такие условия жизни в собственной стране, чтобы из неё не хотелось уезжать. Иначе отток молодёжи увеличится, и мы будем на свои бюджетные средства пополнять научные и трудовые кадры для экономик других стран.

Вряд ли есть острая нужда вкладывать очень большие государственные деньги для дополнительного изучения английского языка, зная при этом, что он реально востребован, необходим, от силы 10-15% населению страны. Кто они? Чиновники высокого ранга, бизнес-элита, творческая богема и тому подобное, для которых во все времена знание дополнительных языков было необходимым условием их жизни. Но они составляют не более 5-7% населения. Так было, и так будет всегда. Прибавим к ним постоянно выезжающих на отдых за рубеж. Это ещё не более 10%. Вот и все реально нуждающиеся в английском языке. Надеяться на то, что в обозримом будущем наши люди начнут действительно массово, ежегодно выезжать на отдых в дальнее зарубежье, или мы сравняемся с Израилем или Турцией по предоставляемым туристическим возможностям для иностранцев – утопично. Значит, можно понимать и так, что реформа в образовании по переходу на усиленное изучение языков, будет проводиться в интересах меньшей части общества. При этом, деньги на реформу будут тратится из общегосударственного бюджета, а значит того большинства, для кого знание английского языка окажется мало востребованным.

Одним словом, над всеми проектами реформ образования можно ещё было бы думать и считать, обсуждать и спорить, доказывать, но реформам уже дан «зелёный свет», и теперь всем остаётся только надеяться, чтобы они дали хоть какой-нибудь заметный результат. А пока в школах города — один учебник казахского языка на класс.

Подготовил Сергей Михеев, по итогам общественных

дискуссий