Солнечный удар Миллиарды народных денег испарились, как капли росы после первых солнечных лучей

Газета "Flash!"

Произошло то, что должно было произойти. Завод по производству фотоэлектрических пластин «Kazakhstan Solar Silicon», возведение которого пять лет назад помпезно начиналось в Усть-Каменогорске, остановил свою работу в этом году. Производство стоит, дорогостоящее оборудование приходит в негодность, работники не получают зарплату…

О возможности такого печального развития событий наша газета предупреждала ещё три года назад, подготовив целый цикл статей. Этот проект мы в шутку назвали «Город Солнца». Так вот, после изучения всех документов и фактов, касающихся этого проекта, создаётся впечатление, что завод был затеян с одной целью – получить очень хорошие деньги, а дальше – хоть трава не расти. Такое мнение было выражено и в материалах трёхлетней давности. Денежной стороной этого проекта республиканские СМИ заинтересовались ещё ранее, практически сразу после начала строительства завода.

Напомним читателям все любопытные обстоятельства вокруг завода фотоэлектрических пластин.

Итак, проект был включен в программу форсированного индустриально-инновационного развития, в карту индустриализации. Соответственно, после включения в программу, он получил государственное финансирование. И стоит проект немало – десятки миллиардов тенге. По одним данным — 39,73 млрд. тенге, по другим – 23,87 млрд. тенге. Деньги громадные – больше, чем годовой бюджет Усть-Каменогорска. В 2013 году проверка, проведенная Фондом национального благосостояния «Самрук – Казына», выявила, что этот проект сопровождается, мягко говоря, «нерациональным расходованием бюджетных средств». «Недостатков в реализации проекта предостаточно – от непомерного завышения оценки покупаемых активов до непонятных расходов на огромные суммы», — говорится в акте проверки.

Особая роль в продвижении и реализации проекта строительства этого завода принадлежит известному бизнесмену, бывшему депутату ВК областного маслихата и депутату Мажилиса прошлого созыва Николаю Кузьмину. На это обстоятельство наша газета также обращала внимание три года назад. Напомним кратко всю цепочку событий. 25 августа 2011 года в Усть-Каменогорске прошла презентация, посвященная переоборудованию завода ЖБИ ТОО «Бергштайн» и строительства завода по выпуску солнечных фотоэлементов. «Выходит, что новый завод строится на территории бывшего завода ЖБИ ТОО «Бергштайн». Судя по опубликованным данным, созданием завода по выпуску фотоэлектрических пластин в Усть-Каменогорске занимается ТОО «Kazakhstan Solar Silicon», а ранее оно называлось «Bergstein Construction». Наверное, многие в ВКО знают — всё, что связано с брендом Begrstein, так или иначе, имеет отношение к Кузьмину, ведь «Бергштайн» — это одна из его фирм. Выходит, что если завод возводится на территории фирмы Кузьмина и с участием аффилиированных с ним структур – в этом проекте может быть и его прямой интерес» — сообщила наша газета в 2013 году.

Фото — Госэкспертиза.kz



«Особенно интересна история с покупкой ТОО «Bergstein Construction». Кто-то прямо – таки неровно дышит к бывшему владельцу этой компании Н.А. Кузьмину. Судите сами – при определении цены сделки по купле-продаже 100% -ной доли этого ТОО следовало вычесть из нее стоимость ее дальнейшей реконструкции. Тем более, что именно необходимость реконструкции послужила одной из причин отклонения территории АО «УМЗ» в качестве площадки для размещения завода по выпуску фотоэлек — трических пластин. Как следует из документов, завышение цены сделки по купле-продаже ТОО «Bergstein Construction» составляет от 6 до 10 раз или 13,63 – 20,4 млн. долларов! И что особенно интересно, в дальнейшем реконструкцию предприятия проводила фирма все того же Н.Кузьмина – ТОО «Стройконтинент №1», которая отпочковалась от «Bergstein Construction». Такая аффилиированность является нарушением, но я искренне рада за этого хорошего человека, который разбогател в конечном итоге на пару десятков миллионов долларов», — написала журналист Дарья Михайлова в статье «Доходное место», появившейся на ряде интернет-ресурсов в мае 2012 года.

«Получается, что национальная компания за бюджетные, т. е. народные деньги, выкупает у фирмы Кузьмина полную долю, при этом баснословно завышая стоимость сделки. Что позволяет депутату увеличить свой доход на десятки миллионов долларов. Да еще и работы по реконструкции площадки будущего завода ведет фирма, связанная с Кузьминым. И этот подряд, судя по стоимости проекта, также сулит неплохие доходы. Ясно теперь, и почему была выбрана именно эта площадка для строительства завода. Ведь территорию Ульбинского металлургического завода отвергли, хотя логичнее было бы разместить новое производство именно там. Все-таки УМЗ – это структура «Казатомпрома». Вот что говорится по этому поводу в статье «Доходное место»: «Всякий школьник, изучавший химию, знает, что производство солнечного кремния требует особых условий по чистоте атмосферного воздуха, из-за чего, в частности, была забракована территория УМЗ – кстати, по честному письму его руководства. Но вот какая досада – промплощадки «Bergstein Construction» находятся в кольце таких промышленных гигантов как титано-магниевый комбинат и Согринская ТЭЦ, которые воздух тоже не озонируют. Это может снизить качество конечной продукции. А французы, основные потенциальные потребители продукции, народ привередливый», — это цитаты из наших статей трёхлетней давности.

Кстати, захватывающие планы не ограничивались лишь одним заводом по производству фотоэлектрических пластин. В Усть-Каменогорске планировали построить еще один грандиозный объект, несомненно, планетарного масштаба – Центр альтернативной энергетики. Создание Центра предусматривало строительство завода по производству сверхмощных магнитов, завода по производству ветровых генераторов и завода по производству никель – цинковых аккумуляторов.

Представляете, сколько ещё народных денег, сколько ещё десятков миллиардов тенге могло уйти в карманы тех, кто был причастен ко всем этим проектам?!

– Мы посадили семена форсированного индустриально-инновационного развития, и у нас есть четкая стратегия совершенствования на пути устойчивого развития, которая уже дает свои плоды. А хороший урожай зависит от каждого из нас, от того, как мы будем окучивать «зеленые» всходы, — сказал Николай Кузьмин в интервью «Казахстанской правде» в феврале 2012 года. Какое «окучивание» имел в виду Кузьмин?

Похоже, действительно, программа форсированного индустриально-инновационного развития стала хорошей возможностью для «окучивания» бюджетных денег. Особенно в сфере «зелёной экономики». Вот ещё один пример. «Скандально известный кремниевый завод в Караганде полностью отключает оборудование. ТОО «Силициум Казахстан» фактически стал банкротом, хотя официально об этом еще не объявлено. Завод распускает рабочих. Около четырехсот сотрудников «Силициума» с марта месяца сидят без денег, больше года они не получают никаких пенсионных отчислений. Сегодня завод уже должен своим сотрудникам около девяноста миллионов тенге. Местные власти пытаются спасти производство, взяв его в доверительное управление.

Проблемы у ТОО «Силициум Казахстан» начались из-за многомиллиардных долгов перед банками. Прорывной проект, входивший в программу «30 корпоративных лидеров», был создан для выпуска металлического кремния, который используется в производстве солнечных батарей и компьютеров и востребован на мировых рынках» — сообщили республиканские СМИ осенью 2013 года. С тех пор об этом заводе больше ничего не слышно.

Не зря мудрость гласит: в самом плохом явлении есть свои положительные стороны. Наступил экономический кризис, тенге отпустили в свободное плавание, и вместе со всем этим «инфляционным таргетированием» рухнули грандиозные проекты, в том числе и создание Центра альтернативной энергетики в Усть-Каменогорске. А не будь кризиса, сейчас кто-то делал бы деньги на «производстве сверхмощных магнитов и ветровых генераторов».

Но и завод по производству фотоэлектрических пластин, похоже, также неплохо обеспечил определённому кругу лиц безбедную жизнь. На нынешних выборах в Мажилис Николая Кузьмина уже не было в списках партии «Нур Отан». Не выдвигался он даже в областной маслихат. И вообще его не видно, и не слышно. Дело сделано, и, наверное, можно уйти в «тень», «лечь на дно».

Между тем, средства на реализацию программы индустриально-инновационного развития продолжают выделять, и немалые средства. Так, в проекте республиканского бюджета на 2017-2019 годы на эти цели предусмотрено 448,6 млрд. тенге. Куда и кому пойдут эти деньги? На очередные проекты новых «Городов Солнца»? Помимо депутатов качество проекта бюджета впервые оценили представители общественных организаций. Они говорят, что в изученном документе не хватает глубокого анализа – в первоначальном варианте нет никаких данных о том, как в стране реализуют государственные программы и сколько прибыли принесли республике десятки помпезно открытых заводов и фабрик. Вот что сказала в интервью телеканалу КТК Жаннат Ертлесова, председатель управляющего совета Ассоциации налогоплательщиков РК:

— Не видны результаты реализации многочисленных государственных и правительственных программ, их влияние на экономику и на государственный бюджет. Прежде всего, речь идёт о программе индустриализации.

Печальная история с «Kazakhstan Solar Silicon» — один из ярких примеров разбазаривания народных денег под видом индустриализации. Что самое интересное – ведь никто до сих пор не понёс наказания за одобрение таких проектов. И, судя по всему, не понесёт. А ведь такие решения принимаются на очень высоком уровне. Что это – некомпетентность, вредительство, или личная материальная заинтересованность? Когда мы получим ответы на эти вопросы?

А что же будет дальше с «Kazakhstan Solar Silikon»? Национальная компания «Казатомпром», владеющая заводом, готовит его к «передаче в конкурентную среду», т.е. к приватизации. В списке объектов государственной собственности, утверждённых на второй этап приватизации, предприятие есть, заявлена продажа 49% уставного капитала в 2016 году. Стоимость пока не определена. Даже если найдётся покупатель, вряд ли эту долю продадут за 10-15 млрд. тенге, чтобы хотя бы вернуть средства, потраченные на строительство. Желающих вложить немалые деньги в явно неперспективный проект ещё поискать надо. К примеру, уже несколько лет власти не могут найти покупателя Восточно-Казахстанской региональной энергокомпании (ВК РЭК) по цене 16 млрд. тенге. Нет желающих покупать и компанию «Шыгысэнерготрейд». А ведь в данном случае эти деньги можно вернуть, и довольно быстро, электричество нужно всем и всегда. Так что, скорее всего, может быть и продадут, но за копейки, в лучшем случае. А в худшем – будет стоять «солнечный завод, и разрушаться, как символ экономики «большого хапка». Не хотелось бы такого развития событий.

А ведь совсем недавно «Kazakhstan Solar Silikon» трижды записывалось в бравурные отчёты. Потраченные миллиарды прошли как освоенные государственные средства, вошли в валовой внутренний продукт. Завод был посчитан как новое, введённое в строй предприятие. По графе «борьба с безработицей» включили 400 новых рабочих мест. И все дружно хлопали в ладоши, умиляясь, какими бурными темпами растёт отечественная экономика. Вот так у нас всегда, «один пишем, три в уме», а в сухом остатке ноль в лучшем случае, а зачастую – минус.

Денис Данилевский