Жители из разных уголков нашей республики задаются вопросом: за что взимается 2% комиссии при оплате оказываемых услуг от АО «Казахтелеком»? И почему условия договора — с неким третьим лицом, на чей счёт идут наши деньги, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению?
Рисунок сайт — EKARAGANDA.KZ
— Я хочу, чтобы услугодатель предоставил мне возможность оплачивать ровно ту сумму, которой равна стоимость оказанных услуг, без комиссий и посредников, — заявил житель Алматы Сакен Шардаров. — Мне говорят, что я могу заплатить через интернет при помощи банковской карточки. Но почему я должен обязательно иметь банковскую карточку, доступ в интернет, для того, чтобы оплатить услуги «Казахтелекома?».
Правозащитник Сакен Шардаров в прошлом году обратился в суд с требованием признать незаконными действия национального оператора связи, так как оплата услуг производится через сеть терминалов, принадлежащих частной фирме. Судебный процесс вызвал общественный резонанс.
Позже стало ясно, что делу просто так не дадут сдвинуться с места, видимо, есть лица, заинтересованные в этом. Ведь решение о «выжимании» пресловутых 2% с населения было принято, судя по всему, на высоком уровне.
Так, в одном республиканском СМИ сообщалось, что судья районного суда №2 Алмалинского района Карлагыш Сарсенова отклонила требования Шарданова, ссылаясь на коммерческую тайну:
«Ходатайство в части истребования от ответчика договоров о совместной деятельности, заключенных с ТОО «Orion Pro» и ТОО «Инстант Пейментс» удовлетворению не подлежит, поскольку согласно письма от 30.06.2015 года за № 14-10/8062 АО «Казахтелеком» вышеуказанные договоры и дополнительные к ним соглашения относятся к коммерческой тайне АО «Казахтелеком» и разглашению не подлежат».
Шквал негодований и критики посыпался в адрес национального оператора связи: казахстанцы требуют восстановить справедливость — вместо непонятных терминалов, которые призваны ободрать население как липку, вернуть кассы. Ведь гораздо удобнее и менее затратно — платить за услуги, как положено, бесплатно и без посторонних лиц напрямую в «Казахтелеком».
— Хватит обдирать клиентов! — считает жительница посёлка Зачаганск в ЗКО Любовь Осипова. — Мы платим за телефонную связь и за интернет, а теперь мы еще и платим за то, чтобы оплатить эти услуги. АО «Казахтелеком» упразднил кассиров, и приходится платить через терминалы. Вначале в терминалах брали комиссию 50 тенге, а теперь 75 тенге. И эти 75 тенге удерживают не с одного платежа, а с каждой купюры. Я заплатила за услуги 6000 тенге, и еще 300 тенге у меня удержали за пользованием терминалом!
И не говорите нам, что от вас это не зависит — это ложь! Верните кассиров, и мы, пусть и старые, и больные — будем приезжать к вам в офис оплачивать бесплатно. Кучеряво живете! Достали уже, мы долго терпели, но уже невозможно молчать.
Не остался в стороне и житель Усть-Каменогорска Александр Чалов, который уже успел пройти весь бюрократический, замкнутый круг с тем, чтобы добиться правды:
— До мая 2015 года на терминале было написано «Казахтелеком», а теперь там ТОО «Orion Pro», и эта надпись практически написана на полу, её даже не видно. По Закону они должны хоть что-то написать. Люди фактически платят не в «Казахтелеком», а в ТОО «Orion Pro». Эта проблема была в том году в Казахстане, но её «загасили». Потому что сделали все психологически очень верно – вместо первоначальных 3% комиссии сделали 2 процента, и люди успокоились.
Любопытно, что в мае прошлого года, по сообщениям республиканских СМИ — «национальный монополист связи АО «Казахтелеком» предложил издателю одной из региональных газет не публиковать материал о передаче платежных терминалов компании частной фирме-посреднику в обмен на рекламу.
А уже в этом году на аналитическом портале Ratel.kz. разметили интервью с бывшим HR-директором АО «Казахтелеком» Диляпраз Букетовой, которая заявила, что «Казахтелеком» при его нынешнем руководстве — прямая угроза национальной безопасности страны. После публикации редакции Ratel.kz. даже пытались, как рассказывают журналисты, заплатить 15 тысяч долларов за то, чтобы интервью и другие публикации по этой теме исчезли с вышеупомянутого сайта.
Видимо, национальному оператору связи есть что скрывать, и, наверняка, руководство «Казахтелекома» опасается очередной волны негативных настроений от граждан. А людям есть действительно к чему придраться. И непонятно, до каких пор население будет платить дань в виде 2% частной компании.
— Куда я только не обращался, и в АО «Казахтелеком», и в Управление государственных доходов, и в Департамент по защите прав потребителей, и в Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МНЭРК по ВКО, и в Министерство информации и коммуникаций, — рассказывает Александр Чалов. — Я подавал заявление в городское общество защиты прав потребителей. А они дали ответ — ничего не нарушается, у них же (АО «Казахтелеком» — прим. авт.) есть демоточки, и вы можете прийти и оплатить. А ведь это плакат, по сути, хотя бы установили там интернет (в помещении «Казахтелекома» — прим. авт.).
Есть ещё одна изюминка: с 2015 года постановлением правительства АО «Казахтелеком» является оператором передачи фискальных данных. Почти все кассовые аппараты напрямую переходят в ведение национального оператора связи. Будут отслеживать торговлю вино-водочными изделиями, бензином и так далее.
«Казахтелеком» является официальным оператором передачи фискальных данных, а сам, по сути, работает без кассы? «Казахтелеком» входит в 20-ку крупных налогоплательщиков Казахстана. А как он не будет крупным, если у него подписан договор с 3,8 миллиона граждан, грубо говоря, каждый четвёртый казахстанец пользуется услугами национального оператора связи.
Александр Борисович намерен доказать свою правоту и сдаваться не собирается. Даже, несмотря на то, что все ответы из госорганов как на одно лицо — в результате «Казахтелеком» выходит сухим из воды.
Приводим выдержку из письма нашего читателя Александра Чалова в Департамент Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК по ВКО:
«Подпункт 15 пункта 12 «Правил оказания услуг связи» устанавливает, что оператор связи (АО «Казахтелеком») обеспечивает приём платежей без комиссии в помещениях оператора связи.
Однако, в помещении оператора связи (город Усть-Каменогорск, улица Казахстан, 67) вопреки Закону РК «О связи» и подпункта 15 пункта 12 «Правил оказания услуг связи» отсутствует приём платежей при оплате наличными денежными средствами за услуги телефонной связи.
Существующая возможность оплаты, согласно ответу оператора связи — через интернет, посредством карт оплаты «Тэлем», либо через платёжные терминалы, которые принадлежат ТОО — стороннему поставщику услуг с комиссией в 2%, не является приёмом платежей без комиссии в помещениях оператора связи.
Кроме того, пункт 10 «Правил оказания услуг связи» запрещает навязывание оператором связи абоненту иных платных услуг при оказании ему услуг телефонной связи».
На что Александр Борисович получил ответ от вышеупомянутого госоргана:
«В соответствии с подпунктом 15 пункта 12 «Правил оказания услуг связи», оператор связи обеспечивает приём платежей за услуги телекоммуникаций без комиссий в помещениях оператора связи, предназначенных для обслуживания абонентов. Форму и способ оплаты определяет оператор связи. В этой связи определенная АО «Казахтелеком» форма оплаты «Тэлем» не противоречит действующему законодательству».
Недавно созданное Министерство информации и коммуникаций, контролирует и деятельность национального оператора связи. Именно это ведомство согласовало договор между ТОО «Orion Pro» и АО «Казахтелеком» в 2015 году, что вызвало бурю недовольства среди казахстанцев.
— Они («Казахтелеком» — прим. авт.) идут сейчас следующим путём: у них было 30 тысяч работников, а в настоящее время стало 22 тысячи, — говорит Александр Чалов. — Штат сотрудников сократили, вместо этого наняли три-четыре иностранные компании. А зачем заниматься несвойственной работой — собирать платежи (деньги), когда можно увеличить прибыль?
Есть ещё закон по защите прав потребителей, там чётко прописано, что вам услугу оказали, и вы имеете полное право взять у этой компании документ, подтверждающий это. По сути, вы платите не в «Казахтелеком», а в некое ТОО «Orion Pro».
У национального оператора связи есть ещё карты оплаты «Тэлем», однако, при покупке карты, никакого документа вам не выдают, а если и предоставляют, то не кассовый чек. Налоговый комитет не хочет проверять вышеупомянутый факт. Официально объясняют, что сейчас стараются никого не проверять, потому что они следят за наполняемостью государственных доходов.
Городской налоговый комитет на моё заявление отвечал 50 (!) дней. В связи с этим, я написал жалобу. Как так можно, оставить моё обращение без проверки, без выезда на место?
Я уже открытым текстом написал своё заявление в Департамент государственных доходов по ВКО: довожу до вашего сведения, что при наличии собственной кассы и двух контрольно-кассовых машин, налогоплательщик — филиал АО «Казахтелеком» по действующему законодательству обязан принимать наличные денежные средства за оплату телекоммуникаций.
Получается, что национальная компания является таковой только на бумаге? Если так, то вопрос: в чьих интересах работает АО «Казахтелеком»? Неужели для того, чтобы голос народа был услышан, опять необходимо поднять «шумиху», как в случае с 3% комиссии? Или необходимо, чтобы недовольство населения приобрело глобальный масштаб? Чего ждут власть имущие — покажет время, но простые обыватели уже видят, что нововведения при оплате услуг связи, отнюдь не в пользу граждан.
В завершение статьи, прозвучит одна интересная мысль специалиста в области связи Тахира Такабаева, сказанная в ходе интервью аналитическому порталу Ratel.kz:
«Что мне особенно не нравится — у компании в результате постановления правительства №1091 появился статус «национального оператора связи». Я всё равно не понимаю, как может компания, 49 процентов акций которой передали в частные руки, быть национальной?!
Анжелика Бакирова