Развитие средств коммуникаций и особенно глобальной сети Интернета значительно расширяют возможности получения различной информации, и учебной, в том числе. Благодаря глобальной компьютеризации, общеобразовательная школа дает знания по владению компьютерными технологиями в объеме, достаточном для поиска любой информации.
В университетах Казахстана и России в последние годы успешно развиваются такие технологии в учебном процессе. Так, взамен вечерней и частично заочной форм обучения повсеместно внедряется дистанционная. Личный контакт преподавателя и студента становится в этом случае не нужным, все происходит на расстоянии, виртуально. Параллельно этому процессу в Интернете расширен круг услуг образования.
Если в лихих девяностых диплом специалиста можно было приобрести в подземном переходе, то теперь это легко сделать в рассрочку за те же деньги, или даже дешевле, но уже на легальной основе. Механизм довольно простой. Созданные посреднические фирмы консультативных услуг усилиями настоящих специалистов могут выполнить любое задание в нужные сроки, надлежащего качества за ваши деньги. И не имеет ни какого значения, будет ли это эссе, контрольная, курсовая или выпускная работа бакалавра, диссертация магистра или кандидата наук, научная статья, рецензия или отчет по производственной практике. За ваши деньги будет все сделано.
При дистанционном обучении даже экзаменационное тестирование производится дистанционно, а кто отвечает на эти, с позволения сказать, проверочные тесты, принимающая сторона (преподаватель) не ведает. Сидят за компьютером и сдают тест «умные дяди», консультирующие таких студентов, или же студенты старших курсов имеют дополнительный приработок – тест может сдать любой. А оценку и диплом получит якобы студент.
А ведь такие студенты получат дипломы и будут претендовать на работу, или даже работать на хорошо оплачиваемой и вполне вероятно руководящей должности. Они без всяких усилий поучатся чему-нибудь и как-нибудь на расстоянии, легко потратят родительские деньги, и не более того. А далее? Аналогичная ситуация с дистанционным образованием во всем Евразийском экономическом пространстве от Бреста до Сахалина, от Мурманска до Бишкека. Заказы таким консалтинговым фирмам поступают в достаточно больших количествах. А такие услуги по законодательству стран экономического альянса не лицензируются.
В условиях демографического спада и сокращения контингента обучающихся дистанционная форма обучения для университетов — это отдушина в финансах для безбедного преодоления экономических невзгод. При этом не нужны значительные расходы на укрепление материально-технической базы вуза, значительного улучшения уровня профессорско-преподавательского состава. А что в конечном результате получит экономика страны, история умалчивает. По выражению российского сатирика Михаила Задорнова «новоиспеченные абыкаки» завтра придут на производство и успешно развалят его. Потом министерство науки и образования отчитается о повышении образовательного уровня в стране, повышении уровня компьютеризации на всех этапах образовательного процесса. Но за статистикой будет спрятано невежество и потери в экономике.
Я не удивлюсь, если завтра может сложиться ситуация, когда при полной компьютеризации обучения от детского сада до доктора наук, создать новый агрегат или машину будет не кому, а купленные за границей эксплуатировать не смогут такие вот «спецы». Потребуется импорт настоящих специалистов при высоком уровне «лжеобразования».
НИКОЛАЙ БРАТИШКО
кандидат экономических наук