КАК МОЖЕТ РУКОВОДИТЬ СЕЛЬСКИМ ОКРУГОМ ПРИЕЗЖАЮЩИЙ АКИМ?

Газета "Flash!"

Этот вопрос со всей остротой встал на отчётной встрече акима Алмасайского сельского округа Уланского района Нураллы Дутбаева с населением, состоявшейся 18 января. А поднял его, впрочем, как и массу других проблемных вопросов, житель села Алмасай Есентай Сембинов.

— Накануне отчётной встречи ко мне подходили односельчане и просили выступить. Ситуация доходит уже до точки кипения. И я не мог промолчать, — говорит Есентай Калиаскарович.

Из общего трудового стажа в 45 лет Есентай Сембинов 31 год на государственной службе, из них 18 лет руководил сельскими округами: 10 лет – Алмасайским, 8 лет – Жарыкским в Жарминском районе. По образованию – инженер-механик, 14 лет производственного стажа. Сейчас на пенсии, работает директором Общественного фонда «Касиеттi Бiрлiк». Этот фонд известен тем, что под его руководством на средства спонсоров и благотворительные пожертвования были построены такие уникальные объекты в областном центре, как Центральная мечеть, дворец единоборств, легкоатлетический манеж, бассейн и другие.

— Перед населением отчитывались сразу два акима: сельского округа, и аким Уланского района (на тот момент ещё и.о.) Даулет Батырбаев. Вообще я обратил внимание, что сейчас значимость таких отчётов несколько снизилась. Раньше присутствовали представители областного акимата, на этот раз никого из области не было, не могу сказать – вёлся ли протокол.

Сам отчётный доклад акима района состоял из перечисления проделанной в 2015 году работы и планах на 2016 год. В нашем районе 16 сельских округов. Совершенно не была дана оценка – как поработали сельские акиматы. Почему бы не составить рейтинг – какой округ в лидерах, какой – в отстающих? Я задал вопрос – в каком состоянии Алмасайский округ? Глава района не смог на него ответить. Выходит, что он не знает обстановки на местах. А ведь он с 2011 года – заместитель акима района, и длительное время исполнял обязанности акима.

Ничего не мог он сказать и о развитии местного самоуправления. А ведь уже можно формировать бюджет местного сообщества, решать другие важные вопросы, эту задачу поставил Президент.

— Есентай Калиаскарович, а как Вы сами, как житель села и бывший аким, оцениваете ситуацию в сельском округе?

— Об этом я прямо сказал в своём выступлении. Как можно оценивать, если аким сельскогоокруга за более чем 6 лет работы ни одного дня не жил в селе! Он приезжающий аким. Живёт в Усть-Каменогорске. Сколько раз я звонил в аппарат акима, и не мог его застать. Нередко он уезжает в райцентр, а оттуда уже часа в три возвращается в областной центр.

В субботу и воскресенье в селе его нет. Кто будет отвечать за случившееся в сельском округе в эти дни?! Я считаю так, что сельский аким ответственный за всё, что происходит на подведомственной ему территории.

У кого-то приступ аппендицита – аким должен организовать медицинскую помощь. Случись пожар – аким должен организовать тушение. А у нас в декабре в поселении на 17 километре произошла трагедия. При пожаре погибли 4 человека, в том числе двое детей и беременная женщина. В этом поселении в мою бытность был образован совет села, в нем были три аксакала, они поддерживали порядок. Двое из них скончались. Организационную работу должен вести сельский аким. Перед началом отопительного сезона нужно собрать сход, пожарные проводят инструктаж, раздают памятки, проводят ревизии домов, смотрят состояние печей. Ничего этого не было сделано. Акиму не нужно, аксакалы умерли. В результате – пожар стали тушить несвоевременно.

Ни единого дня не жил в селе и другой важнейший представитель власти – участковый инспектор Кайрат Оспанов. Он также был приезжающим. Хотя в то время, когда районом руководил Александр Гречухин, была поставлена задача для всех участковых или построить жильё, или приобрести. Ему приобрели квартиру, отремонтировали. Но он в ней не проживал. И вот теперь, когда участковый уходит на пенсию, ему вдруг разрешают приватизировать эту квартиру. Как же так? Ведь документы на приватизацию готовит сельский аким. Если он выразит своё возражение, то никакой приватизации не будет.

Сейчас у нас новый участковый, живёт в селе, и он вынужден скитаться по квартирам с семьёй. Почему ему не предоставить эту квартиру? Как решать проблему жилья, если квартира будет приватизирована? Об этом аким не думает.

— Да, при такой команде приезжающих управленцев трудно руководить. Как же обстоят дела?

— Сельский аким должен, прежде всего, обеспечить нормальные условия жизни населения округа. Это вопросы благоустройства, освещения, дорог, образования, медицинской помощи, условия для ведения хозяйства, транспортное сообщение, правопорядок и прочие важнейшие вопросы жизнедеятельности. В своём выступлении я затронул 18 таких вопросов. Сейчас остановлюсь лишь на некоторых из них.

Возьмём уличное освещение. Была разработана проектно-сметная документация. Не сразу, но постепенно можно осветить все улицы. В проекте было рассчитано всё: и радиус освещения, и предусмотрены приборы, которые автоматически включают освещение с наступлением темноты, и выключают. На селе совсем не обязательно, чтобы фонари горели всю ночь. В полночь уже всё село спит. Чуть свет всем вставать на работу. Достаточно 2-3 часа освещения.

Сейчас освещение сделано совершенно без учёта проекта. Фонари расположены на далёком расстоянии, никакой автоматики нет, свет горит всю ночь.

Наибольшее возмущение и у сельчан, и у меня, вызывает ситуация с водопроводом. Четыре года мы делали проект! Тяжело «пробивали» финансирование в самых высших инстанция. Хочу выразить благодарность Марату Акрамовичу Акрамову, он уроженец Алмасая, и, работая на любом посту, никогда не забывал о родном селе, всегда помогал. Благодарны мы и Вере Николаевне Сухоруковой, будучи депутатом Мажилиса, она внесла немалый вклад в решение этой проблемы. Сейчас Алмасай полностью обеспечено централизованным водоснабжением. Имеется и пожарный гидрант.

Но с недавних времён подачу воды включают только с 7 утра и до 12 дня! В пожароопасный период воды нет! В сезон садово-огородных работ сельчане без воды! А для чего тогда водопровод строили?! А ведь без воды трубы начинают ржаветь, система в скором времени просто выйдет из строя. Аким мотивирует тем, что нужно экономить средства, что много воды уходит на полив и т.д. Но ведь всё это можно решать, работать с людьми, ставить счётчики. Но зачем же создавать людям сложности, зачем выводить водопровод из строя?!

Наше село в стороне от центральной автострады. Для нас очень важно стабильное движение рейсового автобуса. С августа автобус стал редко заезжать в наше село, люди ходят пешком до трассы. А ведь в своё время мы передали здание автостанции в собственность автовокзала Усть-Каменогорска, вместе с земельным участком. Там стал работать кассир. Автобус заезжал 5 раз в день, потом 4 раза в день, потом 2 раза. Понятно, что содержать здание и кассира стало нерентабельно, потому что нет учёта. Наверное, водитель берёт пассажиров без билета, деньги кладёт в карман. Но ведь можно организовать какой-то контроль и учёт, направить того же бухгалтера, чтобы посмотрел пассажиропоток, выдачу билетов? Это нужно для сельчан, этим нужно заниматься. Но никто не занимается, автостанция в полном запустении.

Вообще последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало намерение акима закрыть одну из двух дошкольных групп в мини-центре. В этом вопросе опять мотивировка акима странная – мол, дорого стоит пребывание детей, поэтому не все могут приводить ребятишек. Но ведь это позиция стороннего наблюдателя. Давайте подумаем, как сделать стоимость дешевле! Зачем в столовую привлекли постороннего арендатора? У нас в Алмасае есть всё: овощи, картошка, мясо, молоко, фрукты. Давайте в столовую поставлять свои собственные продукты, вот и будет дешевле, не 6000 тенге, как сейчас, а, к примеру, 3000.

Что такое детский сад? Это не просто пребывание детей под присмотром взрослых. Это воспитание. Я вспоминаю своё детство. Мы жили в колхозе имени Сталина. И председатель держал детский сад. Да, там были матрацы с соломой, спали на полу, но мы получали воспитание. Мы учились русскому языку, я впервые в детсаде попробовал настоящий хлеб. До сих пор помню нашего воспитателя – тётю Асю. Все, кто ходил в детский сад, стали инженерами, руководителями, а кто не посещал детсад – скотниками, чабанами. Вот вам и значение детского сада!

Коснулся я и вопросов санитарной очистки. За 6 лет в посёлке не было ни одной уборки! А такое важное дело, как хозяйское использование орошаемых земель! У нас в Караозеке 23 гектара орошаемой земли. Там сельчане садили картошку. Прекрасное место, озеро. Поработали, искупались. И вот уже 6 лет эта земля пустует, заросла бурьяном. Между тем, областной аким требует, чтобы каждый гектар орошаемой земли работал на благо людей!

— А ведь сельчане сейчас в основном живут натуральным хозяйством, собственным огородом, собственным стадом. Получается, что сельский акимат ничем им не помогает?

— У жителей Алмасая нет возможности сдать скот, и заработать хоть какие-то деньги. В селе нет ни убойного пункта, ни ветеринара. Мы должны ехать или в Завидное, или в Герасимовку, чтобы получить справку от ветеринара. Не ведётся учёт скота, поэтому принимают его за бесценок. Перед новым годом мой односельчанин поехал сдавать бычка, и выручил за него 46000 тенге! А эта семья не может ребёнка в детский сад отправить! Сдают мясо по 650-700 тенге, а на рынке его продают по 1200-1400. Почему нельзя принимать мясо по 1000 тенге, неужели 20% прибыли для перекупщика – это мало?

Отсутствие ветеринара, учёта скота приводит к эпидемии бруцеллёза. Уже несколько лет народ страдает, теряет скот. Падёж с одного двора до 7 голов! Это же трагедия для малообеспеченных семей! Разве не прямая обязанность акима – обеспечить эпидемическую безопасность?

А разве не должен аким беспокоиться о стабильном снабжении села электроэнергией? На это у него один ответ – РЭК мне не подчиняется. Ну и что из того, что не подчиняется? Это же не повод руки умыть и быть безучастным наблюдателем! Конечно, в селе нет монтёра от РЭКа. Но у акима должны быть все схемы, тогда он сможет чётко и ясно позвонить в диспетчерскую службу, или сразу аварийной бригаде, и сказать – на какой подстанции, на какой линии повреждение. Это ускорит ремонтные работы.

Но поскольку аким у нас приезжающий, то ему не нужно вникать в эти дела. Живёт он в городе, и зачем ему беспокоиться, есть ли свет в домах сельчан. Однажды отключение произошло в пятницу вечером, и до обеда понедельника света не было. Вот что значит приезжающий аким!

Такая же ситуация и с расчисткой дорог. Нашу дорогу чистят в последнюю очередь, и любой снегопад сразу становится проблемой, село отрезано от внешнего мира.

Самое интересное в том, что глава сельского округа не только не может решить самые насущные проблемы своих сельчан, но даже не желает проводить государственные праздники! У нас уже три года не проводится такой общенародный праздник, как Наурыз! В райцентре, во всех сёлах, по всей стране народ отмечает этот светлый праздник, а у нас, в нашем округе – тишина! Что после этого можно сказать?

— Да, картина тягостная. Неужели в районном акимате не знают о такой ситуации? Кстати, что ответили на Вашу критику аким района и глава сельского округа?

— Сельский аким промолчал. Глава района, как обычно, раздал поручения. И по автобусу, и по водопроводу. Но вот уже прошел почти месяц со дня отчётной встречи, но с автобусом ничего не изменилось.

Странным был ответ акима по проблемам со сдачей скота. Он сказал, что ни одной жалобы от глав крестьянских хозяйств по этому поводу не поступало. Конечно, от них не поступало. Зачем жаловаться, допустим, главе КХ «Багратион», если у него свой собственный торговый дом в областном центре? Я ведь говорил о личном подсобном хозяйстве. Именно эти люди, для которых каждая сданная голова – это источник существования, и испытывают главные трудности.

По месту проживания акима глава района сказал, что будет готовиться проект и выделяться средства для строительства в Алмасае нового административного здания. На первом этаже расположится акимат, почта, пункт полиции, а на втором будут жить аким и участковый. Зачем эти лишние затраты, если аким и участковый будут местные, то и строить для них отдельное жильё не нужно.

Отдельно хотел сказать об освещении отчётной встречи в нашей районной газете. Там почему-то показали дело так, будто бы я просил наладить освещение, работу водопровода и т.д. Я не просил, я требовал! Требовал, в первую очередь нормальной работы акима! Странно и то, как удовлетворительная оценка работы и районного, и сельского акимов, данная председателем совета ветеранов, в публикации почему-то превратилась в отличную оценку! Зачем вводить народ в заблуждение?

— Есентай Калиаскарович, что же, по Вашему мнению, нужно делать, чтобы сельские акимы работал на благо населения?

— Прежде всего, нужна нормальная, а не фиктивная их выборность. Нынешняя выборность депутатами районных маслихатов – это формальность. Сельский аким должен обязательно проживать на территории своего сельского округа. Только тогда он будет жить одними проблемами со своими односельчанами, только тогда люди будут знать его, и смогут спросить за работу, только в реальных ежедневных делах, он сможет обрести авторитет и уважение.

И необходим реальный, заинтересованный контроль за работой глав сельских администраций со стороны районного акимата. Сейчас их работу курирует руководитель аппарата акима района. Разве он может во всей полноте разбираться в вопросах сельского хозяйства? Он руководит аппаратной работой, а нужно знать повседневную жизнь села.

— Спасибо, Есентай Калиаскарович, за интересный рассказ. Будем надеяться, что после выхода статьи ситуация изменится в лучшую сторону.

Беседовал

ДЕНИС ДАНИЛЕВСКИЙ