ПРИЁМ ГРАЖДАН – НА … КПП!

Газета "Flash!"

Хороший вопрос обсуждался в прокуратуре области накануне нового года – о состоянии законности при работе с обращениями населения. Ведь обращение в государственные органы – это единственный способ для простых смертных достучаться до власть имущих, обратить внимание на проблемы, попытаться решить эти проблемы, найти правду и справедливость.





Однако, чиновники настолько «заматерели», что находят 1001 способ, чтобы оградить себя и своё начальство от таких обращений. Всё начинается в канцелярии, где канцеляристка, которая обязана принять заявление и его зарегистрировать, чувствует себя «пупом земли». Она и так, и этак будет измываться над человеком, только чтобы отправить его восвояси. То бумага написана не по форме, то обращение адресовано не к тому начальнику, нужно сначала к нижестоящему, а уже только потом беспокоить вышестоящего, и т.д. и т.п. В итоге бедный проситель уходит ни с чем, да ещё и оплёванный, с ощущением вины, что он посмел побеспокоить «их сиятельство», и с ощущением безысходности. Деваться – то некуда. Прошение не принимают, а что дальше делать?

И зачастую люди идут в газету. Рассказывают об испытанном в канцелярии унижении. Просят, умоляют сходить с ними. Дескать, при журналистах канцеляристка не будет так беспредельничать.

Подать заявление весьма трудно. Ещё труднее добиться хоть какого-то результата. Скорее всего – заявителю придёт формальная отписка. Возможно, что чиновники порекомендуют обратиться в суд. Неужели для штампования вот таких отписок и существует громадный чиновничий аппарат?

Проверкой прокуратуры было охвачено 183 госучреждения районного, городского и областного звена. Выявлено 908 нарушений законности, из которых реально устранено 180, внесено 72 представления. К дисциплинарной ответственности привлечено 112 лиц, из них первых руководителей – 21, 7 должностных лиц привлечены к ответственности по требованиям Закона «О борьбе с коррупцией». В прокуратуру поступило 68 жалоб.

Интересно, например, что в такой государственный орган как управление строительства, архитектуры, и градостроительства в 2014 году поступило лишь 38 обращений, а к концу 2015 года только 29. Это наименьшее количество обращений среди всех местных органов власти. При этом чиновники архитектурно-строительного ведомства ухитрились стать нарушителями закона.

Так, ещё 5 января к ним поступило заявление ТОО «СУ Заводстрой», выполнявшего работы по договору о государственных закупках. Подрядчик просил пояснить, по каким причинам не подписывается акт выполненных работ. Однако, ответа так и не было. 16 и 18 февраля поступили ещё два аналогичных заявления от ТОО. И на них ответ не поступил. Только после обращения в прокуратуру, чиновники зашевелились. А что значит неподписанный акт выполненных работ? Это значит, что и оплаты за сделанную работу также нет. И рабочие сидят без зарплаты. Но это не волнует чиновников, они зарплату получают вовремя.

Не утруждают себя работой с обращениями граждан и в таком важном ведомстве, как Департамент Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности по ВКО. Прокуратура установила, что в департаменте установилась негативная практика, когда к рассмотрению обращения приступают лишь спустя 15-20 дней после поступления! А ведь люди жалуются на работу врачей, это вопросы здоровья, жизни! Что может быть важнее? Однако, медицинские контролёры не торопятся откликаться на крик о помощи. А куда торопиться? Им хорошо, тепло, светло, и мухи не кусают. Так, 18 декабря 2014 г. поступило обращение К. Рымковой о незаконных действиях врача. Но рассматривать его начали только на 28-ой день, и лишь 14 января 2015 г. вынесли акт о проверке. Предновогоднее расслабление, предвкушение застолья, корпоративного гуляния, а потом уже после новогоднее расслабление, какие уж тут жалобы. Волокита выявлена ещё по 26 обращениям.

Обратили внимание прокурорские проверки и на такой важный момент работы госорганов, как приём населения. Закон устанавливает, что руководители госорганов и их заместители должны проводить приём не реже 1 раза в месяц, согласно графику, утверждённому руководителем. Приём проводится по месту работы в установленные и доведённые до сведения физических и юридических лиц дни и часы.

А вот в отделе ЖКХ, пассажирского транспорта, автодорог и жилищной инспекции Зыряновского района личный приём граждан не проводился более трёх месяцев. Наверное, чиновники были бы рады вообще избавиться от этого приёма, да нужно демонстрировать хотя бы видимость «заботы о народе».

Итак, вопрос рассмотрен. Но всколыхнёт ли он наших заматеревших чиновников? Вряд ли. Ведь чем отделались начальники, в ведомствах которых были выявлены нарушения? А таковых аж 21 человек. Скорее всего, выговором. А выговор, он как насморк, быстро проходит. И можно дальше заниматься волокитой и составлением отписок.

А вот редактор Агентства правовой информации и журналистских расследований «Витязь» Алексей Божков, присутствовавший на этом заседании прокуратуры ВКО, задался вопросом: а как в самой прокуратуре работают с заявлениями и обращениями граждан и юридических лиц? Об этом он написал статью, которую мы приводим ниже.



«СМЕШАННЫЕ ЧУВСТВА»

Довелось мне как-то присутствовать на одном предновогоднем совещании в прокуратуре Восточно-Казахстанской области. На нем присутствовало множество должностных лиц, разного ранга. И все эти «ранги» были объединены в одно – оправдаться. Оправдаться в том, как они работают с обращениями граждан. А Багбан Таимбетов, прокурор области, все грозился: «Я вам то, я вам сё, если вы то-то». И все это «то да сё», как мне было понятно, в том случае, если государственные служащие не возьмутся за ум.

Замечания были неинтересные: кто-то переадресовал жалобу – проблема не решилась, кому-то дали отписку – проблема не решилась. Чиновники бубнили скучными голосами, обещая все исправить. Только слезу не пускали. И вот стали меня одолевать грустные мысли: говорит он им всё это, грозится, строжится, а какие ответы прокуратура сама давала на наши запросы? Да и не только на наши запросы, а вообще, на обращения граждан?

К примеру, было подано мной заявление в прокуратуру об аккредитации от 31 октября 2014 года, а вместо аккредитации получен ответ: буду, мол, уведомлен о мероприятиях, анонсы и пресс-релизы будут направляться. И с тех пор, сколько получено приглашений? А ведь Правила аккредитации журналистов гласят: «Аккредитующая организация по итогам рассмотрения заявления в течение семи рабочих дней письменно информирует о принятом решении: 1) об аккредитации журналиста; 2) об отказе в аккредитации журналиста».

Далее, в том же октябре 2014 года мы проводили расследование по административному делу. Итогом стали публикации ajur.kz/po-lente-myobiusa/, ajur.kz/i-nikakix-narushenij/. Мы обращали внимание на то, что в данном деле уйма противоречий и Правилам дорожного движения, и материалам дела. Но, есть ли до этого дело прокуратуры? Направляем запрос, а ответов не дано.

В конце 2014 года нам стало известно о нарушениях РГП «Енбек-Оскемен» при реализации рыбы. Делаем запрос для получения подробностей, а нам вместо подробностей простая отписка.

А недавно нам в руки попал ответ на имя жителя Павлодарской области, которого оформили сотрудники дорожно-патрульной полиции за превышение скорости «повторно, в течение года после наложения административного взыскания». И прокуратура Восточно-Казахстанской области, давая ответ на жалобу, сама пишет: «При этом, органами дорожной полиции через базу данных АИПС «Контроль» также установлено, что 28.06.2014 года вы за аналогичный факт были подвергнуты административному взысканию…» И далее продолжают: «В этой связи, 21.08.2015 года полицейским… в отношении вас обоснованно был составлен протокол об административном правонарушении» за «превышение… установленной скорости движения, повторно, в течение года после наложения административного взыскания». И никто не задумался, как такое может быть: первое нарушение 28 июня 2014 года, а повторное «в течение года» 21 августа 2015 года? Неужели прокурорский год длится почти 14 месяцев? Впрочем, мы на это дело еще обратим внимание.

И вот после этого, каково слушать громкие речи и публичные «выволочки» чиновников? Пришлось встать и намекнуть, что прежде чем других распекать, неплохо было бы на свою работу посмотреть. Что, в свою очередь, повлекло запись на приём и совместное разбирательство по работе дорожно-патрульной полиции.

Прежде чем поехать на приём, естественно, был собран пакет документов. И хотя ехал на встречу с прокурором не с чувством, словно не к прокурору еду, а к барину, который, наконец, приехал, и вот он-то рассудит, но особой надежды, что прокуратура признает ошибки, не было.

Эта надежда вовсе улетучилась, когда выяснилось, что на приём записано около десятка посетителей, а приём-то, оказывается, проводится в здании КПП (контрольно-пропускного пункта) областной прокуратуры. Здесь уже стали приходить в голову разные неприятные ассоциации. Сначала все же появилось ощущение присутствия барина, рядом с которым чувствуешь себя не гражданином, не частью общества, а забитым батраком, с которым можно делать всё, что хочешь.

А в один момент даже почудилось, что стою не в тесном коридорчике КПП, в тесной близости с другими посетителями, а в овчарне, будучи приготовленным для стрижки бараном. И осталось мне только проблеять прокурору свою заготовку, да топать восвояси. Даже к чему-то вспомнилось, что в Интернете писали, будто профессиональная стрижка одного барана длится всего лишь 1 минуту. И возник вопрос: не нашлось помещения поприличнее для приёма людей? Для приёма единственного источника власти, как это сказано в Конституции? Может быть, прокурора такой приём и устраивает, а вот меня, как гражданина, возмущает до глубины души.

Впрочем, хотя мой приём длился больше 5 минут, я вообще никакого результата от таких посещений никогда не жду. И вот сейчас, когда на дворе январь месяц, названный в честь двуликого Януса – божества всех выходов и входов – пришла пора публично заявить: не пристало даже одному гражданину чувствовать себя подобным образом перед теми, кто за его налоговые отчисления получает заработную плату! Не говоря уже о многих. Хотя, может быть, мне просто не повезло. Может быть, в следующий раз приём будет в другом месте. Например, в туалете: там есть отдельный кабинет, успокаивающее журчание воды; можно от души посидеть и подумать. А если захочется плакать – опять же, недалеко раковина имеется».



Честно говоря, я тоже был в шоке, когда узнал, что прокурор области проводит приём на контрольно-пропускном пункте! Недавно мне довелось побывать в прокуратуре и пройти через этот КПП. Тесноватое помещение, да и вообще странно принимать граждан на проходной. Тем более для главы ведомства, надзирающего за соблюдением законности. Чего тогда ждать от остальных, «штатских»? Следуя примеру прокурора, они начнут принимать граждан во дворе.

Зачем вообще прокуратуре нужно было отгораживаться от простых смертных особым контрольно-пропускным пунктом, как на границе? Не говоря уже о том, что это действительно унизительно для людей, возникает вопрос о дополнительных затратах. Здание КПП нужно освещать, обогревать, закупать турникеты, содержать дежурных, которые не занимаются никаким созидательным трудом, а лишь фиксируют посетителей. Какая уж тут экономия средств!

И зачем отгораживаться ещё и высоким забором? Да при этом прихватить и огромную территорию вокруг здания, которая раньше была совершенно открытой для свободного прохода. Теперь солидный участок земли пустует. Только для того, чтобы подчеркнуть своё величие? Или наглядно показать, что власть «слишком далека от народа»?

ДЕНИС ДАНИЛЕВСКИЙ