СПАСИТЕ НАС ОТ ВОНИ!

Газета "Flash!"

На фоне крупных экологических проблем Усть-Каменогорска остаются в тени проблемы вроде бы помельче. Но эти «мелкие», на первый взгляд, проблемы, очень сильно отравляют, в прямом смысле, жизнь горожан.

На заседании коллегии ВК прокуратуры, посвящённой состоянию охраны атмосферного воздуха областного центра, об этих проблемах заявил депутат городского маслихата, председатель постоянной депутатской комиссии по экологии Сергей Климов.

— В городе множество шашлычных, кафе, фабрик-кухонь, расположившихся в жилом секторе и на первых этажах многоэтажных домов. Они делают жизнь людей, живущих в этих домах, невыносимой, — сказал Сергей Александрович. – Таких примеров – множество, но самые вопиющие на сегодняшний день, это кафе в доме по пр. Независимости, 29, и кафе «Сочи», расположенное в частном жилом секторе посёлка Октябрьский.

Жители дома №29 по пр. Независимости уже вынуждены бежать, куда глаза глядят, снимать квартиры в других районах города, только бы убраться подальше от той вони, смрада и чада, которое им устраивает кафе на первом этаже. Это даже не кафе, а целая фабрика, готовящая блюда для организаций общественного питания города. Ведь это невыносимая ситуация, когда из-за интересов частного бизнеса впору эвакуировать людей! – возмутился депутат Климов.

— Кафе «Сочи» расположено в частной застройке, таких примеров в городе, наверное, больше нет. Просто соединили дворы двух домов, и устроили точку общественного питания! В результате запах жареного мяса, шашлыков, разносится не только на окружающие дома и дворы, но, и чуть ли не на всю улицу Карбышева, и бульвар Гагарина. Люди возмущены, говорят, что они уже провонялись шашлыком, этот запах уже идёт от одежды, многие уже готовы продать свои квартиры и уехать в другой район, только кто здесь купит жильё? Ведь дурная слава о соседстве с кафе «Сочи» идёт уже по всему городу. Вечером здесь всё забито машинами, к запаху шашлыка добавляются выхлопы, бензиновая гарь, шум, гам. Я обращался с депутатским запросом во многие государственные органы, но мне ответили, что этот вопрос в компетенции УВД, дескать, они должны следить за порядком. Может ли хоть кто-то принять меры, чтобы защитить людей?

На этот вопрос природоохранный прокурор ВКО Бакытжан Изгуттинов смутно начал объяснять, что это обязанность департамента экологии – вести контроль экологической ситуации, выезжать на место, и закрывать учреждения, если имеются превышения выбросов или нарушения норм. А по работе кафе по пр. Независимости, 29 и кафе «Сочи» обращения в природоохранную прокуратуру не поступали.

— А вы что, только по обращениям работаете? – возмутился прокурор ВКО Багбан Таимбетов. – Почему вы сидите и ждёте, почему не ведёте должный прокурорский надзор? Почему государственные органы не работают? Ведь такая ситуация возникает при отсутствии систематической, постоянной работы государственных органов. Прокурорский надзор – это не сезонная работа. Вопрос поднят правильно, требования людей справедливые.

Багбан Таимбетов поручил внести пункты по законности деятельности кафе по пр. Независимости, 29 и кафе «Сочи» в протокол заседания и в постановление коллегии и через месяц доложить ему о принятых мерах. Отведённый прокурором месяц истекает 29 января. Глава надзорного ведомства области, наверное, не знает, что обращение жителей дома №29 по пр. Независимости поступило в прокуратуру города ещё в конце ноября прошлого года.

— И приняли его в городской прокуратуре весьма неохотно, нам пришлось сдавать заявление буквально с боем – рассказывает жительница дома Галина Лаврентьевна.

— Комиссия, приходившая в дом, якобы никаких запахов не нашла, и заявила народу, что запах – это вообще понятие субъективное, кому-то пахнет, кому-то нет. А как они могли обнаружить запахи, если кафе именно в этот день не работало?! Многие чиновники, к которым мы обращались, прямым текстом говорили нам, что ничего вы не добьётесь, — продолжает рассказ Галина Лаврентьевна. – И что нам делать? Я живу на втором этаже, кафе прямо подо мной. Теперь что – лечь и умирать? Это же геноцид!

— Моя квартира находится в доме, расположенном недалеко, через дорогу от кафе «Сочи». Если честно, то вечером не хочется ехать домой, — рассказывает житель одного из домов по ул. Карбышева. – Я сразу тоскливо представляю, что вечер дома пройдёт под удушающий запах жареного мяса. Меня уже мутит от него, мне кажется, что я весь пропах этим запахом, даже если я несколько часов буду натирать себя мылом и стоять под душем. Мясом воняет постель, мебель. Мы живём как будто на кухне этого кафе. Но владелец кафе зарабатывает деньги, а почему мы должны страдать?

Итак, осталось подождать всего неделю, чтобы узнать, как будет выполнено поручение прокурора. Вздохнёт ли народ свободнее – об этом мы обязательно проинформируем наших читателей.

ДЕНИС ДАНИЛЕВСКИЙ