— Все мы под колпаком у кгб, — то ли в шутку, то ли всерьёз говорили советские люди в 70-80-х годах прошлого века. Когда по телевидению показали бессмертный фильм «семнадцать мгновений весны», появилось ещё одно крылатое выражение: «под колпаком у мюллера». Но, конечно, ни кгб, ни, тем более мюллер, и представить не могли, какие возможность держать население «под колпаком» появятся в начале xxi века.
«Слежку за гражданами ведут не только крупные, но и малые государства, и для обычного гражданина понятия личной жизни больше не существует. Об этом заявил основатель WikiLeaks Джулиан Ассанж, выступая по видеосвязи из посольства Эквадора в Лондоне на проходящей в Москве конференции «Информация, политика, СМИ: формирование нового миропорядка», посвящённой десятилетию телеканала Russia Today.
«Дело в том, что мы уже потеряли возможность защитить личную свободу. Массовая слежка используется во всех государствах, даже не только в больших, но и в маленьких. Англо-американский альянс проводит слежку ещё через 35 государств», – сказал он и добавил: «Причина, почему частная жизнь никогда не вернётся, в том, что стоимость массового наблюдения уменьшается на 50% каждые 18 месяцев… Поэтому в этом соревновании между человеческими ценностями и массовым шпионажем и компьютеризацией последние одержат верх, нам придётся с этим жить».
По словам Ассанжа, США вместе со своими союзниками настолько распространили массовое наблюдение за международными средствами коммуникации, что только эксперты в этой области, в том числе среди террористов, могут избегать слежки.
«Для обычного гражданина такого понятия как личная жизнь не существует. Мы говорим о законах, как они должны выглядеть, но личная жизнь, закрытая от публики, закончилась», — уверен Ассанж.
При этом основатель WikiLeaks полагает, что общество, вероятно, приспособится к таким изменениям. «Общество приспосабливается. Если мы посмотрим на поведение общества в небольших изолированных сообществах — например, Швеция, Южная Корея, Окинава, Северная Корея — вы увидите, что общество приспосабливается. Люди используют кодовые слова, пытаются скрывать своё мнение — вот, что будет происходить. Мы движемся к такому обществу», — отметил Ассанж».
Напомним, что сам Ассанж, опубликовавший массу разоблачительных документов, в том числе и по тотальной слежке за населением, уже более трёх лет находится в посольстве Эквадора в Лондоне и не может его покинуть, так как в эту же минуту будет арестован и экстрадирован либо в Швецию, где его обвиняют в сексуальных преступлениях, либо в США. Ещё один разоблачитель системы тотального мирового контроля со стороны спецслужб США – американец Эдвард Сноуден – скрывается от преследования в России.
Впрочем, о том, что все мы окажемся под абсолютным контролем с приходом в нашу жизнь компьютеров, и, особенно, Интернета, многие догадывались и знали уже давно. Это оборотная сторона технического прогресса. Компьютеризация и Интернет, как и любое явление, имеют две стороны. Они дают величайшие возможности для творчества и дальнейшего продвижения человечества вперёд. Но, в то же время, это и прекрасный инструмент для управления человеком, манипуляций с человеческим сознанием, целенаправленной деградации, как отдельного индивидуума, так и человечества в целом. И изумительное средство тотального контроля над человеком и обществом. Всё дело в том, в каких целях будут использоваться те безграничные возможности, которые дают компьютер, Интернет, мобильная связь, в чьих руках окажется управление этими техническими ресурсами, как их будет использовать политическая власть.
Пока приходится констатировать, что, к сожалению, этот величайший технический прорыв используется по большей части именно для подавления человека, его деградации и организации системы полного контроля не только над общественной, частной жизнью человека, но и над его мыслями.
Интернет и мобильные устройства уже воспитали совершенно нового человека. Этот человек уже полностью зависим от окружающих его технических устройств. Он часами сидит в Интернете. 2-3 часа в день во Всемирной Сети – это уже норма даже для тех, кто пока ещё не страдает компьютерной или мобильной зависимостью. Чем занимаются люди по вечерам? Сидят в социальных сетях. Муж – за своим ноутбуком, жена – за своим, дети – за планшетами. Им хорошо в этом одиночестве в компании со своими гаджетами. А чем ещё заниматься? Разговаривать друг с другом мы уже практически разучились, читать книги – это уже слишком сложно. Вместо реального общения мы предпочитаем переписку в социальных сетях. Даже секс уже нередко становится виртуальным. Интернет создал у нас хаотичное, отрывочное мышление, когда мы тонем в море событий, но не можем, не способны дать им оценку, выстроить для себя целостную картину мира. А ведь именно такое хаотичное мышление и нужно для тех, кто манипулирует сознанием.
Впрочем, влияние Интернета на нашу жизнь, поведение и сознание – это отдельная большая тема. Вернёмся к проблеме тотального контроля.
Много шума наделал недавний новый Закон «О связи». Согласно нормам этого закона, с 1 января 2016 года вводится национальный сертификат безопасности для пользователей Интернета. По нему с нового года будет запрещено входить в Сеть через незащищенные шифрованием протоколы. По Закону «О связи» все операторы будут обязаны использовать национальный сертификат безопасности. Он, если верить чиновникам, защитит наших интернет-пользователей при использовании протоколов шифрованного доступа к зарубежным сайтам. Поэтому после нового года всем, кто пользуется Всемирной паутиной, будет необходимо установить на своих компьютерах, ноутбуках, планшетах и смартфонах новый сертификат. Его можно будет скачать с сайта «Казахтелекома» и других провайдеров.
Народ не верит благим пожеланиям чиновников. В комментариях к нововведениям пользователи Интернета пишут, что таким образом будет установлен повсеместный контроль не только за электронной почтой, посещением сайтов, содержанием социальных сетей, но и возникает угроза финансовой безопасности. Через интернет-банкинг можно будет отслеживать состояние счетов, что даст возможности для мошеннических схем. При этом айтишники говорят, что отслеживать посещаемость сайтов сегодня для заинтересованных ведомств не составляет никакого труда. А вот проникнуть к содержанию переписки уже сложнее. С появлением национального сертификата это можно будет сделать очень просто.
Правда, те же чиновники Комитета информатизации и связи заверяют, что никто не обязывает устанавливать сертификат, желающие могут без ограничений пользоваться Интернетом. Могут быть только сложности с выходом на зарубежные сайты. Что из всего этого получится – покажет самое ближайшее время.
Впрочем, было бы наивно думать, что государство не воспользуется теми прекрасными возможностями, которые даёт Интернет, для контроля за своими гражданами. Грех не воспользоваться. И это делается даже официально, через законодательные нормы, хотя можно было бы сделать и неофициально, без широкой огласки. Особенно желание государства отслеживать поведение своего населения возросло после событий 2011 года в странах Ближнего Востока и Северной Африки, вошедших в историю как «арабская весна». Ещё эти события назвали «твиттерной революцией». Действительно, в плане организации протеста масс через соцсети события в Тунисе, Египте, Ливии, Йемене, Сирии являются показательными. В данном случае возможности Интернета были использованы на полную катушку.
Своё стремление поставить под контроль деятельность и настроения людей государство оправдывает также угрозой со стороны радикальных религиозных организаций и террористов. Но отслеживать посетителей сайтов экстремистской направленности, или переписку с целью вербовки можно и другими способами, не ставя всех поголовно под тотальный контроль. И финансовые потоки, которые поступают радикальным организациям также можно отслеживать без всеобщего просвечивания счетов.
Вообще создаётся впечатление, что любые трудности государство использует для своих целей. Появилась угроза терроризма – вводят тотальный контроль за пользователями Интернета. Рост преступности также хорошая причина установить всеобщий контроль. Ведь совет у наших стражей правопорядка на этот счёт один: устанавливайте видеокамеры. И их устанавливают везде, начиная от детских садов. Камеры нынче повсюду: на улицах, дорогах, в кафе и ресторанах, магазинах, школах, даже в туалетах! Теперь начинают ставить в подъездах и дворах. Всеобщая слежка через всевидящее око! Это в начале XIX века Лермонтов мечтал скрыться «за стеной Кавказа» от «всевидящего ока и всеслышащих ушей» полиции Российской империи. Теперь скрыться негде. Самое интересное в том, что, например, от обилия камер на дорогах водителей-беспредельщиков меньше не становится. Да и уровень преступности почему-то не снижается. Сейчас говорят, что камеры помогут усилить безопасность наших жилищ. Наверное, это так. Но механизм контроля какой-то странный. Камеры во дворе и подъездах будут выведены не на Центр оперативного управления, как это сделано с уличными видеорегистраторами, а на монитор компьютера старшего по дому. Любой желающий также может со своего устройства посмотреть, что происходит или происходило во дворе и подъезде. Выходит, что мерам оперативного реагирования такие камеры не помогут? А ведь такие камеры могут сыграть и совершенно противоположную роль. По ним можно отследить режим дня интересующего преступников человека: в какое время он выходит из дома, с какими покупками возвращается, когда уезжает на дачу или в отпуск. Разве не могут преступники войти в систему и спокойно отслеживать обстановку в нужном доме? Разве не могут они купить эти записи при нынешней жизни, когда всё продаётся и покупается? Об этой оборотной стороне всеобщей установки камер кто-нибудь подумал? И разве мало было случаев, когда камера «ломалась» именно в самый нужный момент? Многие помнят историю о перепалке в одном из самых фешенебельных ресторанов города, когда сотрудники двух ведомств выясняли отношения с оружием в руках. Так вот, именно этой записи затем на камерах и не оказалось! Понятно, что повсеместная установка камер – это хороший бизнес и хорошая прибыль для фирм, поставляющих такие устройства. А вот сможем ли мы обуздать с помощью камер преступность – вопрос весьма спорный.
Итак, мы теперь под контролем в Интернете, на улицах, во дворах, в кафе, детсадах, школах, на дорогах. А под предлогом борьбы с коррупцией скоро начнут вводить всеобщее декларирование доходов. С 2017 года к государственным служащим и членам их семей присоединятся учителя и врачи, а с 2020 – уже все совершеннолетние и даже несовершеннолетние жители страны. Примерно 12 млн. человек должны будут ежегодно отчитываться о своих доходах и расходах! Сейчас декларацию сдают около 1 млн. человек. А ведь когда-то мы с упоением разрушали проклятое «тоталитарное государство» и стремились к «свободе и демократии»! Получили и «свободу», и «демократию» в виде полного контроля за своей жизнью!
Поможет ли это победить коррупцию и теневую экономику? Ведь все госслужащие и депутаты, члены их семей уже много лет сдают подобные декларации. И что? Уровень коррупции только растёт. Размеры взяток и ущерба государству просто поражают воображение. А теперь коррупционерам так и вообще нечего бояться. К лишению свободы их практически не приговаривают, а присуждают штрафы. Дескать, наворовал, так откупись. И они откупаются, весьма охотно. И хотя штрафы вроде бы немалые, доходит даже до миллиардов, но ведь платят, находят деньги. Потому что штраф назначают только по выявленному факту, а ведь чиновник мог брать всю жизнь. Уплатит он штраф, конфискуют имущество, которого в подавляющем большинстве случаев у него не зарегистрировано, так у него ещё на безбедную жизнь и ему, и детям, и внукам останется.
К чему приведёт всеобщее декларирование? Да только к тому, что у простого работяги с зарплатой в 50 тысяч тенге появится очередной «геморрой». Ему придётся отпрашиваться с работы и часами, а то и днями стоять в очереди сдавать декларацию. За электронной цифровой подписью, чтобы сдать декларацию в электронном виде, он вряд ли пойдёт. А если он позабыл, или неправильно её заполнил, то выплатит штраф размером со свою зарплату. А ещё в 10-12 раз нужно увеличивать штат департамента госдоходов, ведь сколько нужно сотрудников, чтобы изучить 12 миллионов деклараций!
Да и вообще — сколько нужно контролёров, чтобы отслеживать поведение миллионов людей в Интернете, просматривать сотни тысяч видеокамер, отслеживать декларации о доходах и расходах! Да, Ассанж, конечно, прав. Технологии совершенствуются, и массовый контроль становится проще и дешевле с каждым днем. Но всё равно для этого нужны люди. И решения по итогам такого контроля должны принимать люди. И вся эта орава контролёров содержится и будет содержаться за наш счёт!
Самое главное в том, что все эти камеры, прослушки, контроль за Интернетом, декларации о доходах не решают самого главного – не ликвидируют причины вопиющих, кричащих проблем. Можно установить миллионы камер, можно отслеживать каждый шаг, контролировать по малой или по большой нужде сходил человек в туалет, но при этом не решить ни одной острейшей проблемы нашего больного общества. Пока будет господствовать вопиющее социальное расслоение и неравенство, нищета, безработица, моральная деградация, пока власть и народ будут на разных полюсах бытия, пока власть будет чувствовать свою безнаказанность и относится к людям, как к быдлу, пока главным останется стремление к обогащению любой ценой, пока всё будет продаваться и покупаться – коррупция, преступность, теневая экономика будут процветать, и последователи радикализма найдут в такой удушливой общественной атмосфере своих сторонников.
ДЕНИС ДАНИЛЕВСКИЙ