Продолжение. Начало в № 19 01.10.2015 г.
ИСТОРИЯ ШТАТА АЙДАХО
США – молодое по возрасту государство и ему трудно состязаться со Старым миром по части исторической насыщенности. И если на восточном побережье страны, откуда и пошло становление США, «в старой, доброй» чёртовой дюжине штатов (13), историческое наследие первых переселенцев ещё можно как-то разглядеть, то история западной части страны, в современном её понимании, насчитывает не более полутора-двух веков и не загромождена легендарными деяниями.
До прихода первых белых поселенцев в 1805 году, на территории будущего штата (статус получен в 1890 году), проживало около 8000 индейцев. Европейских переселенцев (сначала это были испанцы) привлек в Айдахо избыток пушнины в местных лесах. Но настоящая колонизация территории началась лишь полвека спустя. Тогда же в тех местах произошла первая и единственная до сей поры «войнушка» — между индейскими аборигенами и пришлыми «бледнолицыми». Победу одержали, образно говоря, как не трудно догадаться, господа – Кольт и Винчестер. Оставшихся и покорившихся индейцев согнали в 5 резерваций, которые до сих пор функционируют на территории штата, занимая площадь в 8100 кв. км, и где в настоящее время проживает до 150 тысяч правнуков некогда гордых и свободных «сыновей и дочерей Большой медведицы». Нынешнее поколение бывших хозяев территории, давно уже изощрённо доведённое до состояния «частично дееспособных к труду», «добывает» средства к проживанию не охотой и промыслами, а с помощью государственных пособий.
Последующая история штата ещё менее щедра на памятные даты не только мировой, но и внутриштатовской истории.
Так, после образования штата в 90-х годах позапрошлого века, началось его промышленное освоение – создавались рудники, шахты и т.д. Капитализм в те времена был ещё более откровенно-хищническим, чем в нынешнюю, с виду либеральную эпоху, поэтому столкновений между буржуями и пролетариями было много. Не избежал этой участи и Айдахо. Забастовали шахтёры, большинство которых было из переселенцев испанской провинции басков. Пиренейские горцы по своему взрывчатому характеру не уступают аммоналу, в этом убеждались все и всегда – от мавров времён реконкисты, до Наполеона и Франко. Поэтому губернатор штата, дабы не доводить дело до партизанских вылазок шахтёров, к чему они имели генетическую предрасположенность, сразу вызвал войска. Как дальше развивались события, можно воссоздать, посмотрев советский фильм – «Угрюм-река» (хотя бы последнюю серию), или прочитать в копии первый номер газеты «Правда» от мая 1912 года.
Одно американское отличие от схожего события на российской реке Лене, всё же есть. В Айдахо, губернатора штата, после расстрела демонстрации шахтёров, всё же взорвали бомбой, подложенной к его дому. Баски – мстить умеют!
После этого штат был превращён в «испытательный социальный полигон», где проходили обкатку новые законы, которые потом были распространены по всем США. Сейчас бы это назвали – пилотные проекты, тогда называли – пионерскими. Так, ещё в 1896 году в Айдахо были введены избирательные права для женщин, а в 1916 г. – принят «сухой закон».
Не обошло штат и другое «новшество» первой половины ХХ века, внедрённое в Айдахо с началом Второй мировой войны. В нём были открыты концентрационные лагеря для интернированных граждан, чьё расовое происхождение не внушало доверие властям – мирных американских граждан азиатского происхождения (в основном японцев, но под горячую руку попадались и другие). В 1942 году были образованы 2 подобных лагеря на 10 тысяч интернированных граждан США. Как тут не вспомнишь родной регион, японское кладбище на Аблакетке. Вот только японцы у нас были не из мирных граждан, а военнопленные. Впрочем, интернированных советских граждан тоже хватало. На этом, пожалуй, заслуживающих интереса исторических событий в провинциальном штате, больше не происходило.
КУЛЬТУРА ШТАТА
Культура населения штата во многом диктовалась до наступления эры всеобщей глобализации этническим составом общества штата и его предпочтениям в религии. В сегодняшнем составе населения штата представлены выходцы с историческими корнями из Европы, а также Латинской Америки, Африки, Азии, которые вместе с коренными жителями – индейцами, проживающими, как уже сказано, несколько отстранённо от всех, и образовали переплетённую гамму культурного склада.
Несколько раз за свою недолгую историю, Айдахо испытывал на себе этнические приливы. Так, полтора века назад, после открытия золотых месторождений в штате и начала местной «золотой лихорадки», сюда хлынул неплохо организованный поток бесправных китайцев, которых вербовали в опиумных курильнях Китая (как раз в Китае шли опиумные войны). Затем, когда потребовались более квалифицированные кадры на рудники (добыча золота старательским способом была исчерпана), были приглашены те самые баски из Испании – одной из беднейших тогда стран Европы.
Понятно, что кроме государственного принуждения к принятым порядкам, неплохо иметь и общественный кодекс поведения, желательно, который бы устраивал большинство. Таким общественным инструментом, во все времена была религия. Но как быть в случае, когда население настолько разношёрстно, что нет решительной привязки к какой-то единой религии? На американском «Диком Западе», к проблеме подошли с чисто рациональной позиции, чем собственно и выделяется молодая нация от других. Нужно объединить всех «понаехавших», чтобы они не успели выяснять — кто из них главный? Поможем! Вот вам, объединяющая всех новая религия – мормонизм, или как официально звучит – учение о святых последних днях. Термин взят от Книги Мормона, которую приняли «новодельные» верующие в качестве Святого Писания в 1830 году. Она была написана неким Джозефом Смитом, утверждавшим, что это перевод летописей древнего народа Америки, составленная пророком Мормоном и его сыном Моронием. Вообще-то, как потом выяснилось, слово «мормон» — это нехитрая аббревиатура из двух слогов: more – с англ.- более, и египетского – mon – добродетельный. Вот с помощью такой языковой эквилибристики и получило своё название религиозное течение, в которое верует четверть населения Айдахо. В данном случае подтвердился отчасти старый проверенный постулат: «Хочешь управлять людьми? Создай свою религию!».
На первых порах, это надо признать, новое учение сплотило пёстрый этнический состав населения молодого штата, способствовало быстрому росту населения (мормоны долгое время практиковали многожёнство, запрет на аборты) и укреплению трудового уклада жизни, а также распространению здорового образа жизни: отказа от вредных привычек – алкоголя, табака и даже от кофе и чая. Нашему региону и этот сценарий знаком. Намного раньше заокеанских мормонов, в наших краях нашли своё спасение и укрытие многие последователи различных религиозных культов, оставшихся от раскола православной веры в 17-ом веке, которых смело можно считать пионерами по освоению горно-лесной территории ВКО.
В данное время, мормонизм уже не столь фундаментальный, как при своём рождении. В нём нет уже прежней нужды и он под натиском «нового всепоглощающего течения» — глобализма, причём, не только в экономике, но и в идеологии, не играет той роли, как прежде, в укладе жизни людей из западных территорий США. Тем не менее, следует заметить, что в США всегда стремились выделиться на фоне всемирных религий своей новизной и исключительностью. Став могущественной экономической державой, США так и не сумели подпереть это могущество идеологическим влиянием в мире. Стать «новым Римом», пусть четвёртым или пятым, или неизвестно каким, никак не получается, но очень хотелось всегда. Однако, вместо создания реальных идеологических вершин, способных большинство людей в мире повести за собой к чему-то истинно светлому, американцы по фабричному способу, штампуют по миру разные сектантские организации сомнительного толка, одну за другой – от мормонов и свидетелей иеговы, до сатанистов, тратя на их поддержку и развитие значительные средства.
Но, пора передавать информационную эстафету, непосредственной визитёрке в Айдахо, Ольге, которая по — своему поможет оценить современную жизнь в американской провинции.
(Продолжение следует)
Подготовил
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ</P