АКИМЫ, УВАЖАЙТЕ ПРЕЗИДЕНТА!

Газета "Flash!"

«В условиях осложнения глобальной экономической ситуации подход к формированию бюджета может быть только один — это экономичность и эффективность бюджетных расходов. Правительство, уточняя бюджет текущего года, по моему поручению уже сократило бюджетные расходы почти на 57 миллиардов тенге. Считаю, что есть еще резервы для сокращения и бюджетной экономии. Расходы, не обеспечивающие экономический рост и занятость населения, рассматриваться не должны» — это цитата из выступления Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на совместном заседании палат, которым открылась вторая сессия Парламента РК пятого созыва. Такой политики в развитии экономики нашей страны лидер государства придерживался на протяжении всех лет строительства суверенного Казахстана. Особенно заострив на этом внимание народа Казахстана и особенно исполнительной власти в период финансового кризиса. Между тем Восточный Казахстан как тогда, в период кризиса, так и сейчас, в преддверии второй волны, по нашему разумению занимает позицию игнорирования призывов Президента.



НЕМНОГО ИСТОРИИ.

Приход к руководству областью Бердыбека Сапарбаева ознаменовался шумихой, поводом для которой послужила реконструкция центральной площади Усть-Каменогорска, затем был многомиллионный ледовый городок и ряд других объектов, на которых судьба бюджетных средств постигала участь ледового городка под весенним солнцем. Между тем семейские депутаты высказали своё возмущение неравномерным распределением средств между равными по численности населения двумя крупнейшими городами области. Жёсткую позицию в этом противостоянии занял и тогдашний аким Семея, Мейрамхат Айнабеков, снискавший своей скромностью и трудолюбием повсеместное уважение горожан. Особенно горожанам импонировало, то, что при нём прекратилась дикая застройка города, его рекреационных зон, продажа земель и освобождение от должности главного архитектора города, которого население считало вкупе с предшественником нынешнего акима основными виновниками этого архитектурного беспредела.


Естественно, что продолжаться так дальше не могло, рано или поздно дисбаланс в выделении средств городам мог стоить карьеры акиму области. Стало ясно, что финансовые потоки должны изменить своё русло в сторону семейчан. Не надо было быть большим провидцем, чтобы не понимать, что непосредственно перед изменением этого русла будут предприняты решительные шаги по освобождению от должности строптивого Семейского акима. Так и произошло. Поводом послужила авария изношенного до предела теплового комплекса Семея, которая, в общем – то не исключалась по прогнозам даже руководством страны. Поскольку новый год уже начался, и впереди высвечивались финансовые поступления в город, даже не дожидаясь результата работы комиссии, Айнабеков был освобождён от занимаемой должности. Была правда сделана оговорка, что освобождён он по собственному желанию. Но, ещё за день до этого был допущен прокол, по ТВ прошло сообщение совсем другого толка. Почему так получилось – да потому, что формально акима освободили ни за что. Ведь ГКП «Теплокомунэнерго» находилось давно на реабилитации и таким образом городу не подчинялось, находясь под юрисдикцией Департамента финансов ВКО.


Более того, даже несмотря на это, Айнабеков настаивал на освобождении реабилитационного управляющего, который, по его мнению, не мог управлять переданным ему хозяйством. И он был прав, что и подтвердил суд, после того, как сразу за освобождением акима на реабилитационного управляющего было возбуждено уголовное дело, а затем был и вынесен приговор с реальным сроком заключения. Что совсем выглядело непонятным, так это представление накануне к государственной награде руководством ВКО технического директора ГКП «Теплокомунэнерго». И уж совсем «диким» на фоне тепловых коллапсов не только в Семее, а и в Солнечном, Курчатове, по мнению многих, выглядело награждение государственной наградой, а затем и повышение в должности до заместителя акима области Айтказы Шерубаева, о безответственности которого я уже писал в материале «Вопросы без ответов»


Ну, да ладно, на место акима Семея был назначен Айбек Каримов. Явная противоположность акиму предыдущему. Газеты, по подобию его шефа, акима областного, заполнились его фото и описанием каждого проделанного шага. Сразу определился стиль его поведения «Я не критикую своих предшественников» но, между тем, всё, что было сделано до него, было сделано не так. «Я готов выслушать мнение любого», но на деле получалось – правильное мнение только моё. Особой критике подверглась застройка города, что, собственно говоря, было, безусловно.



ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ

Практически моментально с приходом нового акима, как и предполагалось, повернулся в Семей и финансовый поток.

Первой на потоке оказалась испытанная опытом в Усть-Каменогорске центральная площадь Семея, стоимостью в четверть миллиарда. Привели в порядок улицу Чехова, о безобразном состоянии которой довелось писать и мне самому, на что было затрачено ещё около пары сотен миллионов. Осветили дорогу в сторону резиденции акима, по трассе Майкапчагай-Омск, вложили ещё около полутора сотен миллионов. Расширили улицу Гагарина, сметная стоимость проекта 360 миллионов. И, как апогей, закладка «Музея Мира» ориентировочная стоимость которого более миллиарда тенге.

Всё как будто бы прекрасно, площадь в кратчайшие сроки привели в соответствие с идеей чиновников. Покрытие улицы Чехова, как небо и земля, по сравнению с тем, что было. Трасса освещена. Улица Гагарина, по сравнению с другими, идеальна, сам езжу, одно удовольствие. Очевидно, и музей будет замечательным.

Почему же, если так всё хорошо, есть недовольные. Я был свидетелем заседания правления ОО «Поколение», где члены правления в большинстве высказались против, за, исключением Ольги Петровской. Собственно, я и сам не против такого строительства. И все, с кем я беседовал по этому вопросу, не против музея как такового, а против неоправданных затрат. Ведь даже презентовавший музей К. Кокиланов вразумительно не ответил ни на один вопрос. Была только картинка, без какого-то технико-экономического обоснования. Сторонники строительства не могут сказать в его поддержку ничего вразумительного, кроме как «Хотим, чтобы наш город был красивым»

И ВСЁ ЖЕ, ПОЧЕМУ ЕСТЬ ВОЗМУЩЁННЫЕ?

Мы возмущаемся не потому, что не хотим, чтобы город был красивее, не потому, что нам чужды идеи мира. Мы возмущаемся потому, что хотим, чтобы за эти же деньги сделать город красивее в разы! Мы требуем, чтобы к бюджетным, к народным средствам, чиновники относились так, как этого требует Лидер нации – бережно.

Многие не могут понять, почему от идеи до завершения для Музея Мира требуется год и находятся средства, а для реабилитационного центра нет ни средств, ни времени и что они, скорее всего, так и не дождутся этого центра. Власти никак не найдут средств на реабилитационный центр, хоспис, бесплатное лечение и лекарства, но тратят миллиарды на объекты разового посещения.

Вот теперь и давайте посмотрим, как выполняется наказ Президента чиновниками!

Площадь. Мы уже говорили, что было другое предложение, дешевле в разы. Ну, пусть будет, так как есть. Но, спрашивается, зачем было убирать весь газон, если на его восстановление, всего за год перед реконструкцией площади были затрачены огромные средства? Зачем было менять долговечное бетонное покрытие, ремонт которого за большие деньги был произведён за два года до этого, на недолговечную тротуарную плитку? Куда делись сотни дорогостоящих элитных роз, заменённых на цветы – одногодки? Почему нельзя было использовать для фонтана прежний бассейн, стоимость которого занимает значительный удельный вес в реконструкции?

Улица Чехова. Почему при колоссальных затратах на эту улицу она была сразу же отдана на откуп торговцам? (На фото1). Многотонные фуры разбили предыдущую дорогу, нашу дорогу, теперь за наши деньги её привели в порядок, и, подарили торговцам, которые торгуют товаром, напичканным тяжёлыми металлами от выхлопных газов. Ни один чиновник и аким этого не замечают, газеты не читают? Или, может, кто-то за это что-то получает?

Освещение дороги в сторону резиденции акима. Освещение дело хорошее, но только тогда, когда освещён весь город, когда приведена в порядок дорога, которую освещают. А пока – зачем освещать дорогу, по которой и днём – то машины ездят, согласно правилам, с включёнными фарами, а ходить там просто некому? Теперь за счёт городского бюджета мы оплачиваем освещение республиканской трассы. Мы что, самые богатые? Более того, освещение сделали, а разделительную полосу привести в соответствие никто и не собирается. Это мы так красоту наводим?

Улица Гагарина. Улица широкая, красивая, но почему именно она? Не потому ли, что ездят по ней в ту же резиденцию акима? Понты?! Почему понты, да потому что завершается эта улица уж больно эффективно, есть такое понятие – эффект бутылочного горлышка. Гагарина сливается ещё с одной улицей и обе они выходят на путепровод (на фото 2), где под силу разъехаться только двум машинам. И в ближайшем будущем, оказывается, никто расширять этот путепровод не собирается.

Наконец, Музей мира. Нужна ли эта грандиозная идея для разового посещения? Наличие грунтовых вод значительно поднимет стоимость объекта. Более того, остров ранее не единожды затоплялся, необходимы дополнительно защитные мероприятия. А кто-нибудь посчитал, во что обойдётся инженерное обеспечение данного объекта. Ведь он будет находиться в рекреационной, и, скорее всего, ещё и в водоохраной зоне. Между тем, кинотеатры в городе зачастую остаются пустыми. Для картин, если они представляют ценность, у нас есть музей семьи Невзоровых, посещаемость которого в любом случае будет гораздо выше. При этом хотелось бы отметить, что у нас в городе есть бесхозно стоящие здания, памятники архитектуры. К примеру, здание зооветеринарного института или бывший музей связи. И можно сделать там не только музей мира, но и развития гражданского общества. Ведь именно Международное антиядерное движение «Невада – Семипалатинск» сегодня зарегистрировано в Минюсте под номером 0001 и именно оно положило начало развитию институтов гражданского общества в современном Казахстане. Да кроме музея разместить там наши общественные формирования, а вот оставшиеся средства пустить на строительство реабилитационного центра. Это было бы для всех гораздо полезнее.

«ЧИСТЫЙ ГОРОД»

А пока мы стали участниками ярмарки тщеславия! А может, свидетелями коррупции?

Ведь налицо выполнение мероприятий только с «большими деньгами», причём выполняются они так быстро, что вызывает сомнение законность цепочки технологии их выполнения. Посудите сами: объявление о проведении творческого конкурса, конкурс, объявление на проведение проектных работ, тендер, объявлении на выполнение работ, тендер, и, наконец, сами работы, заказ оборудования, материалов, подбор субподрядчиков и так далее – вот какой длинный путь. А ведь между каждым объявлением и проведением, как правило, срок один месяц

Ну, да ладно, посмотрите на сам город. Ещё год назад мы писали в газете «Наше дело» о заборе, который просматривается из окон акимата у бывшей школы №6. Он так и остался обклеенным грязными объявлениями, даже в момент проведения митинга, посвящённого Всемирному дню отказа от ядерного оружия (на фото3). Чиновник от акимата нарисовал нам Нью-Васюки на этой территории. В этом году в день митинга забор оставался в том же состоянии, правда, его подпёрли вновь уложенным асфальтом. И такими же объявлениями обклеен весь город. А как же слова Президента, что надо наказывать за каждую брошенную жевательную резинку? Ну, чего проще, на каждом объявлении есть адрес, телефон. Поднял трубку: «Вы продаёте славянский шкаф», «Да», «Пожалуйте, платите, штраф и, вычистите забор». И город чист и казна его пополняется. Если не хотите прислушиваться к нашим словам, пожалуйста, прислушайтесь к словам Президента. Нурсултан Назарбаев, на совместной сессии напомнил, что по его поручению в прошлом году, к 20-летию Независимости каждый город и аул должен был стать образцом уюта и благоустроенности. Эту работу нужно продолжать, нужно сделать ее правилом жизни номер один.

По его мнению, целесообразно подумать и над тем, чтобы трудовое искупление вины проходило по месту совершения правонарушения: оставил мусор в подъезде – месяц мой лестницы под контролем судебного исполнителя. Разбил фонарь в парке – не только возмести ущерб, но и две недели подметай аллеи.

У нас же одно лицемерие. Я уже упоминал, как возмущается аким города Айбек Каримов дикой застройкой Семея. Собственно, это возмущает всех и многие это связывают с пребыванием на посту главного архитектора К. Кокиланова. Как уже говорилось, при Мейрамхате Айнабекове архитектора отстранили от должности, дикая застройка была приостановлена.

Сейчас она возобновилась с новой силой, коттеджи в рекреационных зонах, пристройки за «Красной линией» к домам и прочим объектам. Но больше всего горожан возмущает продолжение застройки Центрального парка. На его мизерной, около двух гектаров, территории уже построено более десятка объектов и теперь начато строительство ещё двух объектов. О неуважении к горожанам, да и самим чиновникам, можно судить по строительству кафе на месте небольшой трибуны. Строители в нарушение СНиП на годы выгнали пешеходов на проезжую часть дороги центральной улицы города (на фото 4). Стройка, в самом центре города, даже в день проведения многотысячного митинга и приезда иностранных делегаций может служить печальным образцом разгильдяйства. И это не смотря на то, что на этот объект СМИ не раз обращали внимание властей. А может, власти просто чем-то обязаны собственнику этой стройки? Спросите у своих подчинённых, господа акимы.

По пять, десять лет стоят другие заборы, огораживающие участки, которые не могут «переварить» захватившие их бизнесмены. Я проехал, по просьбе одного из ветеранов, в день проведения митинга, только по центру города – впечатление удручающее (на фото 5).

Впрочем, очевидно новые стройки скоро раздвинут эти заборы. Можно было бы рассмеяться, если не было так горько для нашего города. Главным архитектором вновь назначен Калдыбек Кокиланов. Видно миллиардный проект Музея Мира крепко сдружил его, главного архитектора «Музея», инициатора строительства Бердыбека Сапарбаева, и руководителя творческой группы Айбека Каримова (приоритеты расставлены по данным СМИ). И что бы кто ни писал, как сказал инициатор строительства, стройке быть. И, наверное, он подумал – если что, подручные нас поддержат. Ну, а то, что сказал Президент, так не впервой. Сколько его предложений было оставлено без внимания (примеры приведены в материале газеты «Вопросы без ответа») – одним больше, одним меньше.

Николай ИСАЕВ