«Казцинк»: экологическая программа выполняется!

Газета "Flash!"

Во всемирный День экологии 5 июня в ТОО «Казцинк» подвели итоги производственной и природоохранной деятельности за минувшие годы и поделились планами на 2012-2013 гг. Совершенствуя и модернизируя производство, в компании одновременно решают экологические задачи, и их темп довольно высок. Такой политики придерживаются с момента создания ТОО «Казцинк» в 1997 г. и сегодня уже можно отметить реальные успехи, достигнутые на предприятии.



Журналистов региональных и республиканских СМИ провели по цехам медного и реконструируемого свинцового производств, которые полностью автоматизированы и оснащены новейшими компьютерами. Малейший сбой здесь тут же фиксируется на экране и так называемый «человеческий фактор» абсолютно исключён. Любая авария будет предотвращена в считанные секунды. Впрочем, нештатных ситуаций на предприятии до сих пор не было, и, думается, не будет: при малейшем сбое всё производство останавливается за 1-2 секунды. Так что неконтролируемый выброс любых веществ в атмосферу попросту невозможен.

В последние годы на Усть-Каменогорском металлургическом комплексе успешно решаются задачи по неуклонному снижению выбросов в атмосферный воздух диоксида серы и свинца, которые вместе с медью являются основными компонентами производственной деятельности предприятия, а так же по утилизации производственных отходов и совершенствованию системы водооборота. Затраты на экологические мероприятия впечатляют: в 2011 году они составили 2 миллиарда 453 миллиона тенге. И это только на УК МК! В 2012 г. планируется на эти цели направить свыше 1 млрд.

Заместитель директора УК МК Казтай Такеев подчеркнул экологические достижения:

— Снижение выбросов диоксида серы достигается за счет реализации проекта «Новая металлургия». В рамках проекта в 2011 году начал работу медный завод с новой сернокислотной установкой. С вводом медного завода золотосодержащие концентраты с высоким содержанием серы перерабатываются теперь не на свинцовом производстве, а на медном. Диоксид серы, образующийся при переработке высокосернистых концентратов на медном заводе, в полном объеме направляется на производство серной кислоты по технологии двойного контактирования – двойной абсорбции. Таким образом, к началу 2012 года выбросы диоксида серы снижены на 7 800 тонн в год, или на 23 % к уровню 2006 года, т.е. к началу реализации проекта, и это – несмотря на ввод медного завода! В текущем году завершен основной комплекс строительно-монтажных работ по реконструкции свинцового производства с внедрением новой экологически чистой технологии Айзасмелт, и начаты «холодные» прокрутки оборудования. Первый запуск свинцовой Айза–печи планируется на третий квартал 2012 года. После вывода свинцовой печи Айзасмелт на проектную производительность выбросы диоксида серы будут снижены еще на 7 000 тонн в год. Общее снижение выбросов диоксида серы в результате реализации проекта «Новая металлургия» составит 13 тыс. тонн в год, с 34 тысяч тонн в 2006 году до 21 тыс. тонн в 2013 году. Как видите, что мы обещали, то и делаем!

Что касается выбросов свинца, то и тут имеются существенные достижения. Казтай Такеев в деталях рассказал, как ведется их уменьшение. С 2006 года, по одному в год, происходит поэтапная замена действующих фильтров цеха пылеулавливания на рукавные фильтры усовершенствованной конструкции, обеспечивающие высокую степень очистки. Стоимость одного такого нового фильтра – 1 миллион долларов. В минувшем 2011-м году смонтирован уже 6-й фильтр, а в нынешнем 2012 –м году идёт установка последнего – 7 –го фильтра. За счёт реализации этой программы выбросы свинца снижены практически вдвое! С 28,6 тонны в 2006 году до 15 тонн в 2011-м. И уже в следующем, 2013 году, после завершения реконструкции, выбросы свинца уменьшатся до 13 тонн.

По словам главного эколога ТОО «Казцинк» Бориса Колпакова, воздействие твердых выбросов УК МК на атмосферу Усть-Каменогорска уже сегодня значительно ниже санитарных норм. Если, к примеру, в 2005 году средняя концентрация свинца в атмосферу города составляла 1,5 ПДК, то в 2011 году этот показатель зафиксирован на уровне 0,6 ПДК. Вопреки распространенным по сей день слухам, в городе не произошло и увеличения выбросов меди, Борис Викторович привёл точные данные на этот счёт:

— После запуска медного завода на УК МК циркулировали разговоры, что, дескать, добавился новый компонент в воздух, вредное воздействие возросло. Всё отнюдь не так! В 2010 году концентрация меди не превышала 0,15 ПДК. Это в 6,7 раза ниже санитарных норм. В 2011 году цифра осталась на таком же уровне, в марте 2012 года – 0,14 ПДК, в апреле 0,15 ПДК. При этом медный завод уже был запущен и работает на 70-80 % проектной мощности. Только после полной реконструкции свинцового производства, замкнутого в единый цикл с медным, медьзавод заработает на полную мощь. Произойдёт это не раньше 2013 года, и уверяю вас, даже в этом случае увеличения выбросов не произойдёт! Наоборот – снизится. В этом суть проекта «Новая металлургия». И это, месяц за месяцем, мы стремимся донести до людей. До горожан.

В связи с этим, необходимо отметить следующий немаловажный момент: с апреля 2012 года в Казахстане введены новые санитарные правила, согласно которым ПДК ряда загрязняющих веществ приведены в соответствие мировым стандартам. К примеру, среднесуточное содержание диоксиды серы в атмосфере городов, согласно стандартам качества ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) не должно превышать 0,125 мг/м3. Такой норматив теперь действует в Казахстане (как и в странах ЕС). Для сравнения скажем, что в США этот показатель больше – 0,365 мг/м3.

— По сути, новые нормы легче старых в 2,5 раза, — прокомментировал изменения Б. Колпаков. — И в прессе уже начали муссировать слухи, что, дескать, их приняли в угоду предприятиям — природопользователям, пролоббировавшим нормативный акт. Сразу отвечу: во-первых, правила унифицировали, привели в соответствие мировым стандартам. А во — вторых, мы реально снизим выбросы диоксида серы на 13 тысяч тонн в год, и о нормах ПДК говорим исходя из старых, более жёстких стандартов, не привязываясь к новым.

На встрече, состоявшейся после экскурсии по заводским цехам, Борис Викторович ответил на ряд злободневных вопросов, заинтересовавших журналистов. В частности, «Информационный Центр ВКО» недавно распространил информацию о том, что-де наличие в воздухе фенола (вещества 2 класса опасности) связано с деятельностью предприятий цветной металлургии.

— Поскольку из всех предприятий города к цветной металлургии относимся только мы, однозначно было ясно, что это камень в наш огород, — сказал Борис Колпаков. – Но сенсации не получилось, поскольку в городе металлургов очень многие люди совсем не плохо разбираются в химии. Подобные выпады не имеют ничего общего с реальностью, и далеко не научны. Приведу несколько цифр: санитарная норма, разрешённая нам государством на это вещество – 300 кг в год. При этом, в 2010 году наши выбросы фенола составили 164 кг, а в 2011 – м – всего 149 кг! Из общих выбросов по всему городу от всех источников порядка 10 тонн в год, как вы понимаете, это капля в море. Менее 2 процентов! Средний показатель по фенолу в Усть-Каменогорске – 1,2 ПДК. Теперь сравним с другими городами: в г. Семей он составляет 1,1 ПДК, а там нет предприятий ни цветной, ни чёрной металлургии! В Жезказгане и Темиртау – 1,8 ПДК, и там расположены исключительно предприятия чёрной металлургии. Так что привязать фенол к предприятиям цветной металлургии – сомнительный подход. Но, не вышло. Источник фенола – стройкомбинаты, мебельные производства, выбросы смолы, например, при укладке шпал. Конечно, проще всего снова и снова валить на «Казцинк», а не разбираться в ситуации. Только разве всем нам, живущим в городе, от этого проще?



Необходимо отметить, что в списке самых вредных веществ, загрязняющих атмосферу города, несколько компонентов. Первый – диоксид азота (2,2 ПДК), 2 класс опасности, выделяющийся от сжигания топлива (ТЭЦ, автотранспорт, частный сектор – отопление домов, бань). Второй по списку – формальдегид (1,4 ПДК), тоже 2 класса опасности. Летом его показатели растут, и об этом красноречиво свидетельствуют данные Казгидромета. Предполагают, что он – производный элемент деятельности автотранспорта и мебельных предприятий. Однако, установить достоверно виновников, засоряющих им атмосферу, до сих пор ни один госорган не удосужился. Ни Иртышский департамент экологии, ни Казгидромет. Последний отговаривается тем, что исключительно «фиксирует», а поисками источника не занимается. Вопрос висит годами. Но ясно одно: ни к азоту, ни к формальдегиду «Казцинк» отношения не имеет.

Следующий элемент списка – фенол, и по нему мы уже прояснили ситуацию. Так же, как и диоксид серы, который, являясь веществом 3 класса опасности, гораздо более безвреден, нежели 3 компонента, указанные выше. Именно эта «троица» — диоксид азота, фенол и формальдегид могут вызывать развитие онкозаболеваний. Именно с ними необходимо в первую очередь бороться. И снижать их присутствие в атмосфере города, как это делает «Казцинк» на примере диоксида серы.

Для полноты ситуации добавим, что есть еще 1 компонент, к которому «Казцинк» имеет отношение. Это — взвешенные вещества, т.е. пыль. Но и здесь доля «Казцинка» всего 4 % от общей массы по городу! Основными же источниками являются теплостанции, а так же наши дороги, которые нынешним летом практически не поливаются.

Между тем, чиновники от экологии по старой, накатанной схеме ищут чёрную кошку в тёмной комнате, и по-прежнему не находят! Ровно месяц инспектора Иртышского департамента экологии проверяли ТОО «Казцинк», с конца апреля и до конца мая. Производили множественные замеры, затем делали вид, что уезжают, но внезапно возвращались назад и замеряли вновь. Однако, безрезультатно. Мы поинтересовались у главного эколога «Казцинка»: «Каков же итог столь плодотворных трудов?». И вот что Борис Колпаков ответил:

— Нам выписали штраф на 100 тысяч тенге за незначительное превышение углерода. За парниковый эффект.

— Это ведь не самый опасный элемент?

— Конечно, нет. Он присутствует повсеместно. По основному нашему веществу – диоксиду серы – всё в норме. Было бы что серьезное – штраф был бы стократно большим. И об этом уже точно экологи не молчали бы…

— Так настойчиво проверяют и другие предприятия, производящие выбросы в атмосферу?

— Вряд ли … Не слышал. Может быть вы слышали?



О столь частых и длительных проверках ТЭЦ, других металлургических предприятий и иных загрязнителей не слышали и мы, и поэтому адресуем вопрос руководству Иртышского департамента экологии: «Почему их действия столь избирательны?». Не мешало бы, наконец, начать борьбу и со старым автотранспортом, и с поставщиками некачественного топлива. Да, к примеру, почему бы не начать разбираться с автобусами двух самых крупных автопарков города, которые нещадно чадят в атмосферу? С тем, как они проходят техосмотр, и кто их допускает в таком состоянии на улицы города. Ведь тут и не нужно месяц сидеть и пытаться ловить: картину отвратительно дымящих автобусов видят ежедневно тысячи жителей города. Или чиновники от экологии не ездят по улицам города? А то, кроме разговоров на эти темы, ничего не происходит годами. Налицо – явные двойные стандарты. До каких пор они будет применяться?



Сергей Васильев