Проблема дорог в Восточном Казахстане все еще актуальна. Все надежды на государственную программу «Нурлы жол». В этом году, как известно, Президент страны акцентировал внимание на реконструкцию дорог. И государство уже выделило достаточно денег на это. Главное, чтобы они не разошлись по карманам, а сделанная по принципу «тяп-ляп», «раз – заплатка, два – заплатка» дорога спустя год не «оголилась».
Ведь, что скрывать, так было с выделенными из казны средствами на программу «Доступное жилье», «Сто школ, сто больниц». Печальные последствия приходится «расхлебывать» до сих пор. О долгостроях, которые возводятся на бюджетные деньги, мы расскажем нашим читателям на следующей странице этого номера.
В путь, «Нурлы жол»
Сейчас работы по реконструкции дорог идут полным ходом. Однако не успели начать реализацию государственной программы «Нурлы Жол», как тут же возникли нарекания по поводу качества работ. Возможно, чиновники области, «обжегшись» на предыдущих программах, больше решили не доверять, а проверять. Так или иначе, но контроль за ремонтом дорог взял в руки лично сам аким ВКО Даниал Ахметов.
– Руководителями нашего предприятия Облшыгысжол, руководителями управления транспорта приняты соответствующие меры, работы поставлены в две смены, на сегодняшний день работы по содержанию и ремонту автодорог уже практически завершаются, – рассказал заместитель акима ВКО Димитрий Гариков. – Но, по-прежнему есть нарекания по дорогам республиканского значения. Они только начинают ямочный ремонт, сейчас этот вопрос тоже поднимается. Аким области этот вопрос держит на контроле. Даны соответствующие замечания, поручения руководству Казахавтодора. Уже начались работы по среднему, капитальному ремонту. Специализированной лаборатории даны соответствующие поручения, для того, чтобы осуществлять контроль, усилить его. Два раза в неделю они также будут проезжать по всем дорогам области, отбирать пробы, качество материала и отслеживать качество ремонта, делать соответствующие замечания и принимать административные меры.
По госпрограмме сейчас идет реконструкция автодорог республиканского значения «Омск-Майкапчагай» и «Астана-Усть-Каменогорск». На ремонт этих дорог выделено 5,9 миллиарда тенге. Из дорог областного значения капитальный ремонт проводится по автодороге «Воскресеновка – Байтанат», граница с РФ. Планируется, что объем, выделенный на этот год, дорожники закончат уже к концу июля. В целом, на дороги области выделено почти 24 миллиарда тенге. Всего в ВКО 11 тысяч километров дорог, из них: пять тысяч километров – дороги местного значения, три тысячи – областного и такая же протяженность автодорог республиканского значения.
Дождались…
Именно в эти дни я посетила Риддер. Жители города уже годами «трубят» о плохих дорогах. И вот, наконец, трассу ремонтируют. Правда, здесь предпочли провести средний ремонт.
– В соответствии с поручением Даниала Кенжетаевича, с капремонта деньги были перенаправлены на средний ремонт, потому что на сумму, выделенную на километр капремонта, можно отремонтировать 10 километров, – комментирует заместитель акима ВКО Димитрий Гариков. – Поэтому было принято решение перенаправить деньги с капремонта на средний ремонт. На автодороге «Усть-Каменогорск-Риддер» сейчас работает пять субподрядных организации. Также проводится средний ремонт автодороги «Усть-Каменогорск-Шемонаиха», «Усть-Каменогорск-Семей». Средним ремонтом будут охвачены автодороги «Курчум-Калжир» и другие.
Горожане так долго ждали ремонта, что среднему ремонту не обрадовались. В самом городе Риддере, говорят, дороги тоже желают быть лучше.
– Видели, какая у нас дорога? Это так водопровод прокладывали. А когда грязь – здесь вообще не пройти, не проехать, – рассказывает местный сторожил Галина Михайловна. – Заложили в бюджет, что дорогу будут засыпать, но этого не сделали. Говорят, денег нет. И вообще, у нас акимы почти каждый год меняются. Ставят приезжих, но акимы должны местные быть, чтобы народ их выбирал, а не присылали их откуда-то.
А сельские дороги?
Следующий мой путь лежит в районный центр Кокпекты, и далее в деревню. На выезде из Усть-Каменогорска заметила, что ремонтные работы тоже идут вовсю. На отрезке пути от Калбатау до Кокпекты дорожных рабочих не видно. Примечательно, что районный центр с годами так и не изменился. А, напротив, стал каким-то серым. Для проезжающих через Кокпекты главная остановка – автостанция, от которой, впрочем, осталось всего несколько десятков квадратных метров. Остальную часть здания занял торговый центр, который сейчас практически не функционирует. Рядом предостаточно столовых, кафе, магазинов. И ни одного помещения для естественных нужд. Они есть, но все под замком. Так встречают проезжающих пассажиров. Общественный сортир возле автостанции, который отстроил частный предприниматель несколько лет назад, тоже практически бездействует. Между тем, через Кокпекты проезжают междугородние автобусы по четырем направлениям…
От районного центра до села Ульгули-Малши 80 километров. Но именно эта дорога самая утомительная. Только местные таксисты могут доставить до села за полтора часа. Они, как каскадеры, изучили все ямы и колдобины и ловко их объезжают. Тем, кто впервые туда едет, дорога покажется нескончаемой. Примечательно, что на отрезке пути от села Большая Буконь до Ивановки проводятся дорожные работы. А вот самая худшая дорога – от Ивановки до Ульгули-Малши, похоже, и в этом году останется без ремонта. Впрочем, здесь ремонта не было почти тридцать лет, говорят жители села Ульгули-Малши. Трасса уже осела, «исхудала». В снег и слякоть село практически отрезано от мира. Из населенного пункта люди не могут никуда выехать. Невозможно даже вывезти экстренных больных. Сельчане по возможности переселяются. Большая часть домов опустела или сравнялась с землей. Жители села недоумевают – куда идут деньги, которые выделяются на содержание дорог? Говорят, с таким вопросом не раз обращались к экс-акиму района Дуйсенгазы Мусину (сейчас он назначен заместителем акима области). Претензии вполне обоснованны. Ведь Глава государства подчеркивает важность развития сельскохозяйственной отрасли. А как она будет развиваться без нормальных дорог?
Жанар АСЫЛХАНОВА