АТАКА НА ВРАЧЕЙ!

Газета "Flash!"

«Как же так, как они могли, ведь это ветераны, старики, теряющие зрение!» — наверное, примерно так реагировали жители города и области на «сенсационные» разоблачения в прессе врачей отделения микрохирургии глаза ВК областной больницы и главного врача больницы Юрия Приходько. Еще бы, ведь с таким «разоблачениями» выступил внештатный главный офтальмолог области, хирург этого отделения Тимур Тортаев. Свое возмущение «поборами» со стариков выразил и председатель областного совета ветеранов Геннадий Бердюгин, причем со страниц областной официальной газеты «Рудный Алтай». Естественно, такая подача информации вызвала негодование и у акима области Бердыбека Сапарбаева. Представляя активу медработников нового руководителя управления здравоохранения ВКО, глава области упомянул о поборах с ветеранов в областной больнице.

Так — что? Действительно в облбольнице наживались за счет стариков? Действительно вместо положенных бесплатных операций морочили пожилым людям головы и опустошали их и без того небогатые кошельки? Мы решили обратиться непосредственно в ВК областную больницу и разобраться, что называется, на месте. Наш собеседник – заместитель главного врача по лечебной работе, кандидат медицинских наук Анатолий Чиканов.


— Анатолий Иванович, как на самом деле обстоят дела с бесплатными операциями по удалению катаракты? Тимур Тортаев обвинил руководство областной больницы в том, что вместо бесплатной операции по удалению катаракты с имплантацией искусственного хрусталика в отделении делали платные операции, а деньги шли в некий «фонд главного врача». Так ли это?

— Достаточно поднять все документы, цифры и факты, разобраться в ситуации, в специфике нашего отделения, чтобы понять, что все это, мягко говоря, неточное изложение сути проблемы, а если называть вещи своими именами — ложь. Вот полная информация по нашей работе.

На площадях отделения микрохирургии глаза ВК областной больницы развернуто 50 бюджетных и 6 хозрасчетных коек. Отделение является ведущим в оказании экстренной офтальмологической помощи по области и единственным в Усть-Каменогорске. Подчеркиваю, наша основная специализация – это экстренная помощь людям, страдающим глазными болезнями.

По данным статистики: госзаказ в 2011 году выполнен полностью и составил 1606 случаев. Из них 505 случаев с экстренной патологией, 420 с диагнозом глаукома (лечение данной категории пациентов не может быть отсрочено в силу социальной значимости заболевания). Пролечено 188 пациентов с осложнениями на фоне тяжелых соматических заболеваний (сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, заболевания крови и т.д.), то есть, с заболеваниями, лечение которых не может быть отсрочено, потому что болезнь может привести к необратимой слепоте. 26 пациентов поступило с новообразованиями придаточного аппарата глаза. 108 пациентов пролечено с катарактой (30 была произведена факоэмульсификация с имплантацией мягкого хрусталика). 359 случаев составили воспалительные заболевания глаз, возрастные и наследственные патологии органа зрения, а так же другие заболевания, подлежащие лечению в стационаре, согласно перечню объема гарантированной бесплатной медицинской помощи. Необходимо отметить, что каждый случай плановой госпитализации в отделение проходит через портал бюро госпитализации.

Учитывая то, что госзаказ отделением микрохирургии глаза выполняется ежегодно, администрацией больницы, после согласования с облздравотделом, было разрешено проведение платных операций сверх госзаказа на свободных койках. В 2011 году сверх госзаказа было произведено 837 платных операций по удалению катаракты с имплантацией искусственного хрусталика. В марте 2012 года, после рассмотрения статистических данных, с учетом финансирования, по согласованию с облздравотделом была установлена квота на оперативное лечение катаракты для определенных групп населения в 150 случаев в год.

Нужно отметить, что катаракта, хотя и является болезнью пожилых людей, заболевание плановое с доброкачественным течением: у человека постепенно снижается зрение на один либо оба глаза в течение длительного времени. После оперативного лечения, которое может быть отсрочено, зрение полностью восстанавливается.

На сегодняшний день в отделении микрохирургии глаза продолжает складываться следующая ситуация: ежемесячно возникает проблема перевыполнения госзаказа, так как нельзя отказать в госпитализации пациентам с экстренной патологией, а также поставленным на портал госпитализации.

К примеру, в марте 2012 года случаев экстренной госпитализации было 38, пациентов с глаукомой- 40, с воспалением глаз — 25, с катарактой — 11 и.т.д., при госзаказе на месяц в 132 случая. На 7 апреля 2012 года в отделение уже госпитализировано 9 экстренных пациентов.

Кому из этих пациентов мы должны были отказать в лечении ради плановых операций? Имели мы право на такой отказ?

В настоящее время отмечается тенденция к увеличению количества пациентов с катарактой, но так же с каждым годом растет и количество травм, острых заболеваний глаз, пациентов с глаукомой, то есть с глазной патологией, лечение которой не может быть отсрочено.

Таким образом, учитывая ограниченные государственным финансированием и коечным фондом возможности отделения, которое по определению предназначено для лечения экстренных патологий, а также заболеваний, приводящих к снижению зрения и возможной слепоте, лечение пациентов с катарактой на бюджетной основе всегда будет откладываться на более позднее время. Мы можем делать бесплатные операции по удалению катаракты только тогда, когда появляется «окно» в нашей основной работе – оказании помощи экстренным больным. К сожалению, такова реальность. Понимаю, что такой информацией я не утешил пожилых людей, страдающих этим заболеванием. Для них восстановление нормального зрения – жизненно важная, первостепенная проблема. Но пока, повторюсь, реальная ситуация такая, какая есть.

К примеру, во многих странах существует практика проведения операций по удалению катаракты с имплантацией искусственного хрусталика бесплатно. Но очередь пациентов, ожидающих такой операции, растягивается на многие годы. Многие из пациентов, не дождавшись очереди, оперируются на платной основе.

Считаю, что общественный резонанс, связанный с лечением данного заболевания, вызван неточным изложением сути проблемы в средствах массовой информации. Жаль, что не вник в суть вопроса и уважаемый Геннадий Леонидович Бердюгин, председатель совета ветеранов. Нас представили какими-то монстрами, отказывающими пожилым людям в операции. А в реальности мы работаем день и ночь, чтобы помочь людям, стремительно теряющим зрение.

Кто определяет, когда и с какой патологией в первую очередь должны госпитализироваться больные? Какие категории лиц, и в каком количестве, подлежат лечению катаракты на бюджетной основе, учитывая ограниченные госзаказом и финансированием возможности отделения? Вопросы совсем не праздные. Представьте, что мы отказали экстренному больному, а вместо этого сделали операцию по катаракте. А больной, которому мы отказали, за это время потерял зрение!

Во многих регионах страны эта проблема частично решается за счет открытия дневных стационаров для консервативного лечения пациентов, а так же увеличения финансирования, выделяемого на офтальмологию.

— Итак, получается, что персонал отделения и его коечный фонд практически полностью загружены экстренными больными. Поскольку катаракта не относится к экстренным случаям, лечится в плановом порядке, то эти операции остаются на «потом». И совсем не из-за злой воли врачей. Да и госзаказ на такой вид операций, судя по цифрам, не такой уж и большой. Больным приходится либо ждать своей очереди на бесплатную операцию, либо делать ее на платной основе в областной больнице, либо в другой клинике.

— Да, совершенно правильно. Пока дело обстоит именно так.

— А что, действительно деньги за платные операции идут в некий «фонд главврача»?

— Пусть это утверждение останется на совести того, кто так сказал. Выше я уже говорил, что из-за наплыва экстренных больных госзаказ у нас идет со значительным перевыполнением. А что делать, когда средства по госзаказу закончатся? Отказывать больным? Мы не имеем права. Нас упрекнули, что мы нарушаем клятву Гиппократа. Совершенно безосновательно упрекнули. Никогда мы не нарушали клятву, ни одному экстренному больному не было отказано. Даже если бюджетные средства уже заканчивались. Мы оказываем помощь в таких случаях за счет собственных резервов, как раз за счет средств, заработанных на платной основе. Вот и весь мифический «фонд главврача»!

— Из интервью Тимура Тортаева разным СМИ складывается впечатление, что он человек «гонимый», «страдает за правду».

— Думаю, что причинами, побудившими Тортаева на публикацию негативных фактов о деятельности областной больницы, являются его неприязненные отношения с руководством облбольницы и личные амбиции. Мое мнение — что эти амбиции не подкреплены ни профессиональными, ни моральными качествами.

Тимур Тортаев сменил на этой должности Валерия Федоровича Волкова (своего наставника и руководителя, который являлся главным офтальмологом области более 30 лет). Согласия самого Волкова при этом никто не спрашивал. Его даже не уведомили об этом решении! В приказе управления здравоохранения области за № 40-л от 15.02.2011г. записано — «в связи с производственной необходимостью». В чем заключалась эта «необходимость» – никто не пояснил. Это к вопросу о моральных качествах. Так не поступают со своим наставником, смещение произошло за его спиной! Фактически это можно назвать целенаправленным подсиживанием.

Не зная этого, Волков свыше 2 месяцев исполнял обязанности главного внештатного специалиста Управления здравоохранения ВК области, пока приказ об этом не был передан в кадровую службу.

Несогласованное назначение Тортаева на эту должность породило непонимание и недовольство со стороны главных специалистов, офтальмологов и других работников больницы. Это послужило основанием для официального обсуждения данного факта и обращения за разъяснением в Управление здравоохранения ВКО. Мы имели право обсудить этот случай и потребовать разъяснений. Никакого преследования Тортаева администрацией не было.

Хотелось бы отметить, что высказывания Тортаева о его заслугах в области улучшения здравоохранения в целом и офтальмологической службы в частности сильно преувеличены.

«Глаукомный кабинет» существует на базе Диагностического центра много лет, все скрининговые программы и централизованный закуп аппаратуры финансируются из республиканского бюджета, а также в рамках государственной программы «Саламатты Казахстан».

Общественное объединение «Восточно-Казахстанское областное общество офтальмологов» зарегистрировано в 2011 году по решению инициативной группы врачей-офтальмологов, президентом ОО является Волков. Объединение насчитывает более 60 членов (офтальмологи и врачи других специальностей), главный внештатный специалист Тортаев не является его участником и инициатором создания.

Таким образом, в основном, факты, изложенные в обращении главного офтальмолога Тортаева в прессу области, носят субъективный характер, не могут служить объективной оценкой состояния офтальмологической службы в ВКО и Восточно-Казахстанской областной больнице. На мой взгляд, все эти громкие обращения преследуют единственную цель со стороны заявителя — необоснованный карьерный рост.

— Анатолий Иванович, спасибо Вам за полную и достоверную информацию. Думаю, что теперь жители города и области смогут разобраться в этой ситуации, и, как говорится, отделить зерна от плевел.

Что же, информационная атака на врачей областной больницы была проведена по всем правилам молниеносной войны. Такой своеобразный информационный «План Барбаросса». Да еще закреплена высоким мнением и авторитетом председателя совета ветеранов и акима области. Словом, облили врачей помоями, а теперь пусть они оправдываются, отмываются. Да, к сожалению, за правду приходиться воевать, она достается тяжелой ценой. Не помню, какой поэт написал замечательные строки: «Порой несправедливость может тоже достичь вершин, хоть хуже нет беды. Но все равно настанет день, и все же, неправду правда свергнет с высоты!».

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ