Сейчас уже и не вспомнишь, в каком году в наш город приезжал известный российский писатель – сатирик Аркадий Арканов. Где-то в начале двухтысячных. Довольно легко он согласился на встречу с журналистами, и нас собрали в областном акимате чуть ли не в экстренном порядке. Разговор с Аркановым продолжался долго, он обстоятельно, с юмором отвечал на все вопросы.
В конце мы сделали общее фото, и все, естественно, захотели заполучить автограф писателя. На протянутом мною листке из блокнота он не только расписался, но и оставил такую фразу – пожелание: «Чтобы Усть-Каменогорск не стал Грусть-Каменогорском!». Вот в этом и заключается талант. Несколькими словами, мгновенно, Аркадий Михайлович подарил нашему городу девиз на все времена. Больно было узнать нынешней весной о том, что Арканова больше нет в живых…
И вот, похоже, наступают времена, когда город действительно впору переименовывать в Грусть-Каменогорск. И приходится это время на эпоху правления Темирбека Касымжанова. Впрочем, это не время, это безвременье.
Судите сами – разве не грустно становится, когда видишь вот такие горы мусора на центральных улицах города? Посмотрите на фото. Вот такая гора – на проспекте Сатпаева – главной магистрали левобережья. Еще одна – на улице Утепова, близ детской областной больницы. Этот мусор сгребли на субботниках еще до президентских выборов. Но до сих пор не вывезли. А ведь перед объявлением двухмесячника по очистке города журналистам клятвенно обещали, что весь мусор будет вывезен чуть ли не в день уборки. Зачем обещали? А мы сообщили об этом жителям. Как после этого можно призывать народ к чистоте, если сама власть превращает городские улицы в помойную яму?! Конечно, Темирбек Жумакулович может сослаться на директоров филиалов управления делами акимата (по-простому – председателей КМС) – дескать, это они не заказали машину для вывоза. Так ведь это Ваши подчиненные, Темирбек Жумакулович! А есть еще у Вас заместитель по ЖКХ Владимир Головатюк, есть начальник отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Жандос Баирханов. И если Ваши подчиненные не работают, то, кто виноват? Не зря говорят: «Каков поп – таков и приход». Есть только два способа заставить своих подчиненных работать. Первый – самому быть образцом трудолюбия, организованности, самодисциплины, готовности к самопожертвованию ради высоких целей. А цель у градоначальника может быть только одна – улучшение жизни горожан. Второй – учет и контроль. Что бы ни говорили о прежнем акиме Усть-Каменогорска Исламе Абишеве, и наша газета его жестко критиковала, но насчет контроля работа у него была поставлена. Он как минимум раз в месяц объезжал город, начиная с 6 часов утра. Мне довелось участвовать в таких объездах. Ислам Алмаханович по пути следования заходил в каждый двор, и тут же давал распоряжение следовавшим за ним чиновникам. Вера Сухорукова ходила на работу пешком, и по пути делала много заметок для себя, открывая непарадную жизнь города даже из общения с горожанами. Легендой стала история о том, как она в новогоднюю ночь с 1999-го на 2000-й год поехала проверить работы по реконструкции Иртышского моста, и поймала мужиков, хорошо отмечающих праздник. А ведь это быль.
Темирбек Жумакулович, похоже, выбирается в город только тогда, когда по объектам едет аким области. Он скромненько стоит в сторонке, пока глава региона изучает обстановку. На окраинах аким города вообще не бывает. А зачем? Не царское это дело.
Вот и получается, что аким области, например, дает указание установить светофор на выезде с нового моста через Ульбу. Неужели нужно ждать подсказки руководителя области? А у самих, что, мозги вообще не работают?
Впрочем, с каким-либо планированием, не говоря уже о стратегическом мышлении, в городском акимате действительно напряженно. Тот же Даниал Ахметов дал поручение пересмотреть схему ремонта Иртышского моста. Глава области поручил оставить для проезда одну половину старого моста, и ремонтировать его поэтапно. Иначе в городе наступит транспортный коллапс. Ведь новая временная переправа через Иртыш рассчитана на движение всего по одной полосе. Неужели и это было непонятно градоначальнику?
Темирбек Жумакулович почему – то не понял очевидного – что нужно сначала расширить и привести в порядок все подъезды к бывшему понтонному мосту, увеличить пропускную способность проспекта Сатпаева, а уже потом начинать ремонт Иртышского моста. А так ведь действительно – страшно подумать, что будет, когда мост закроют на ремонт. Даниал Ахметов также указал на еще одну недоработку – сначала нужно было строить развязки, и только после этого затевать реконструкцию моста. Пробки ведь все равно не исчезнут, даже если мост отремонтируют. И до этой простой мысли наш городничий не дошел. Разве не грустно осознавать уровень человека, который нами правит?
Не стали мудрствовать лукаво и в подчиненном акиму города государственном предприятии «Оскемен – Водоканал». И пошли по самому простому пути – увеличили тарифы более чем в 2 раза! Такого роста тарифов не было ни у одного монополиста, даже у пресловутых американцев! С 1 июля горожане будут платить за воду и канализацию 855 тенге с человека вместо нынешних 427 тенге. При этом руководство водоканала объясняет такое резкое повышение тем, что «нужно перейти на новое оборудование, позволяющее экономить электроэнергию, контролировать расход воды с меньшими ее потерями». Задача хорошая, но что мешало ее выполнению раньше? И почему избран только один путь – столь резкое увеличение тарифа? А где же снижение себестоимости? В любом учебнике экономики говорится только об одном пути повышения эффективности работы – снижении себестоимости. Методов снижения себестоимости много. Но применили хотя бы один из них в «Оскемен Водоканале»? Внедрили хотя бы одну новую технологию, позволяющую уменьшать издержки? Государство выделяет огромные средства на приведение в порядок инфраструктуры ЖКХ в рамках программы «Нурлы жол». Можно было постараться войти в эту программу и получить деньги на ремонт водопровода и оборудования. Но этого делать не стали. А зачем? Проще просто поднять тарифы, да и все. Народ промолчит, от потребления воды не откажется. Разве не грустно нам получать такие «подарки» от городской власти? Кстати, произошло повышение сразу после президентских выборов.
Еще грустнее узнавать о нравах, царящих в системе управления городом. Разве может нормальный человек выйти на улицу и стрелять средь бела дня из ружья? В Усть-Каменогорске такое может себе позволить представитель городской власти, подчиненный нашего дорого акима. Весь город ужаснулся, узнав, что начальник отдела ветеринарии и сельского хозяйства Заманбек Серикпаев из личного ружья, днем, в центре города отстреливал бездомных собак. Об этом он спокойно, и даже с определенной гордостью рассказал в интервью местной газете, похвастал, что он охотник. И таким образом он контролировал работу подчиненных. А где гарантия, что этот «охотник» не попадет в человека? Чему мы учим детей, если «дяденька начальник» берет ружье, выходит на улицу и начинает палить? Может ли такой человек занимать руководящую должность? Аким города Темирбек Касымжанов полагает, что может. Он не отправил его в отставку, не наказал, вообще никак не высказался по этому поводу. Хорошо, что не выдал премию и не представил к награде за выполнение «особо важного государственного задания». Хотя, все еще впереди. Да, действительно, каков поп – таков и приход. Такого точно не было ни при одном акиме. Инновация внедрена. Почему бы теперь не начать отстреливать бездомных людей? От них ведь тоже пользы никакой, как и от беспризорных собак. И кандидат на роль исполнителя уже есть. «Охотник» вполне подойдет на эту роль, почему бы не пострелять, не удовлетворить свой охотничий азарт?
А разве не грустно нам ездить по городским дорогам, которые могут стать прекрасной декорацией для фильмов о войне – не нужно делать декорации разбомбленных улиц. Вот они – ямы, выбоины, трещины. Разве чувство восторга вызывает у нас «ледовое шоу» зимой на нечищеных от снега и наледи дорогах? Разве смеемся мы, когда «скорая помощь» не может проехать к больному из-за сугробов? Разве не грустно бывать на городских кладбищах? И грусть эта не только от горечи утраты близкого человека, но и от состояния погостов. В последний раз на кладбищах убирались, наверное, лет 20 назад.
Разве не грустно видеть, как дети пробираются сквозь непролазную грязь к новому бассейну, дворцу единоборств, легкоатлетическому манежу на тренировку? Посмотрите на фото – разве такая грязь должна быть на одном из центральных проспектов города? Хорошее дело сделали бывший аким области Бердыбек Сапарбаев и «Казцинк», а также «Казатомпром». Бассейн и другие спортивные сооружения построены. Но нормальный, асфальтированный тротуар к ним должны были проложить городские власти. Но до этого Темирбек Жумакулович не додумался. А может быть, он думает так: летом – сухо, зимой – снег, грязь только ранней весной и поздней осенью. Так стоит ли из-за пары месяцев в году тротуар делать? Как-нибудь пройдут. Пешком ведь кто ходит? У кого нет машины. Обеспеченные родители своих чад на автомобиле к подъезду подвезут. А дети «быдла» и так обойдутся, еще тротуары им строить!
Город деградирует, загнивает. Это видно, это ощущается просто физически. Аким города молча, отстраненно созерцает за этим процессом загнивания. Будучи уже второй раз на посту главы областного центра, он не высказал ни одной идеи по развитию Усть-Каменогорска. Ни одной идеи по наращиванию его экономического потенциала. Аким с полной серьезностью считает, что открытие колбасного цеха – это и есть настоящая инновация, чуть ли не экономический прорыв. Если бы не наши промышленные гиганты, то город давно бы сгнил полностью. Разве не грустно жить в атмосфере деградации, гниения, и знать, что городская власть ничего не предпринимает, чтобы это гниение остановить?
Город задыхается, он стиснут сеткой узких, неудобных улиц, он страдает от нескончаемой вереницы автомобилей, передвигающихся по транспортной схеме, напоминающей горловину бутылки. Он наглухо заткнут жестокой точечной застройкой. Глядя на хаотичное строительство в левобережье, становится еще грустнее. Наляпанные где попало дома, без дорог, без деревьев, без какого-либо благоустройства… Левый берег все больше становится похожим на Усть-Каменогорск в миниатюре. С ростом здесь населения район потерял все свои преимущества, а с наступлением ремонта Иртышского моста вообще окажется в блокаде. Кто-то должен разорвать эти путы, скинуть рубище, дать городу возможность вздохнуть полной грудью. Но этот «кто-то» – точно не Темирбек Касымжанов. Его период – это время упущенных возможностей.
И сколько продлится этот период – непонятно. Выборы прошли. Система центральной власти не претерпела изменений. Может быть, это и правильно. Но на местах кадровые перемены просто необходимы. Что удерживает Темирбека Касымжанова на посту акима Усть-Каменогорска? Ясно одно, что причина, судя по всему, не в его незаменимости. Как опытный руководитель, Даниал Ахметов не может не видеть и не понимать, что происходит в городе. Но, по каким-то неведомым нам причинам, кадровых перемен на городском олимпе пока нет. В этой ситуации самым лучшим выходом была бы добровольная отставка. Как в свое время тихо, мирно, сославшись на здоровье, ушел Серик Таукебаев. Сейчас уже о нем вряд ли кто-то вспомнит.
В прошлом номере наш корреспондент в Семее Болатбек Темербаев писал о том, что Семей находится под «ручным управлением» Даниала Ахметова. Похоже, что и Усть-Каменогорск Даниал Кенжетаевич тоже взял под свое «ручное управление», делая работу за акима областного центра. Он лично занимается вопросами благоустройства, «разруливает» ситуацию по долгостроям, лично контролирует строящиеся объекты. Но разве это нормально? Разве так может долго продолжаться? Ведь Усть-Каменогорск на самом деле стремительно превращается в Грусть-Каменогорск.
Денис Данилевский