
Да, основную паромную переправу через Бухтарминское водохранилище продолжают называть Казнаковской, хотя расположенное рядом село уже давно переименовано, и теперь называется не Казнаковка, а Кулынжон.
Переправа, видимо, так и сохранит свое название – Казнаковская. Ситуация прямо, как в России. Там, к примеру, область Ленинградская, а областной центр – Санкт-Петербург, а главный город Свердловской области нынче называется Екатеринбург, главная битва Великой Отечественной войны во всех учебниках и на всех языках называется Сталинградской, а город, за который она велась, теперь Волгоград.
Многие жители бывшей Казнаковки считают, что переименование произошло незаконно. Вот что они сообщают в письме в редакцию.
«В 2010 году акимом нашего сельского округа стала бывшая учительница химии Казнаковской школы Ш.Шаиргазина. Село наше небольшое, но проблем достаточно. Это и благоустройство улиц (не только центральных), и организация досуга молодежи, и оказание помощи пожилым людям, и многое другое, требующее активного вмешательства сельского акима. Но свою энергию она направила на переименование села. Вопрос о переименовании был включен в повестку дня на одном из ее отчетов в 2010 году. На отчете присутствовало не более 15% взрослого населения села. Когда подошло время рассмотрения данного вопроса, Шаиргазина под каким-то предлогом вышла, и бразды правления взял в свои руки директор школы Касымжанов (теперь уже бывший, сейчас на пенсии). Он был очень красноречив, убеждал присутствующих, большинство из которых были учителя, в том, что Кулынжон – это историческое название села. Решение по данному вопросу так и не вынесли, голосования не было. Каково же было наше удивление, когда из газеты «Рудный Алтай» за июль 2013 года мы узнали, что живем не в Казнаковке, а в Кулынжоне! Для нас это было полной неожиданностью. Получается, что наше село было переименовано с нарушениями Закона РК «Об административно-территориальном устройстве РК». Переименование произошло без учета мнения населения (ст. 12, п. 5). Как появился на свет протокол собрания, на котором якобы был решен вопрос о переименовании – также большой вопрос.
Казнаковка – это историческое название села. На этом месте не было никаких поселений. Позже на этих землях осели переселенцы из России, среди которых были и наши предки. Наши деды, родители, и мы принимали участие в становлении и развитии села. Отсюда во время Великой Отечественной войны ушли на фронт 170 человек, из которых 42 не вернулись, отдав жизнь за Родину. Пропавших без вести – 44 человека, умерших от ран – 13. Люди разных национальностей всегда жили в нашем селе в мире и согласии, деля радость и печаль.
Мы обратились в районную прокуратуру. Ответ пришел спустя 2 месяца. Оказывается, на том злополучном отчете присутствовало 146 человек, 124 проголосовало за переименование, и только 22 – против. Интересно, а мы где были в этот момент, спали, что ли? Каким-то странным было разбирательство по нашему заявлению. Никто из прокуратуры не приехал, ни с кем не беседовал.
И началось наше хождение по мукам. Начиная с 2013 года, мы 5 раз обращались в Администрацию Президента, в Генеральную прокуратуру. Но, как это бывает всегда, наши обращения спускались по инстанциям вниз, и все возвращалось на круги своя. Чиновники заняли круговую оборону, действия сельского акима признаны правомерными. Конечно, мы понимаем, что решение нашей проблемы находится не в вашей компетенции, но так хочется, чтобы хоть кто-нибудь проникся нашей болью и проявил хоть какую-то заинтересованность».
В управлении по развитию языков ВКО, куда мы обратились за разъяснениями, считают, что переименование проведено в полном соответствии с законом. Так, и.о. руководителя управления Г. Исатаева сообщает, что «вся необходимая документация по переименованию села имеется. Как указано в протоколе №1 от 16.01. 2010 г. из 146 присутствующих на собрании жителей села за переименование проголосовало 124 человека, против – 22».
Так все-таки, что это было – отчет акима или сход по переименованию? Судя по дате, именно в середине января проходят отчеты акимов сельского и районного уровня. Правильно ли это – совмещать отчет и столь важный вопрос, как переименование?
«Также акимом сельского округа проведен подворный обход, где из 473 за переименование подписалось 365 человек, против – 108. Имеются предложения от педагогического коллектива СШ, от членов женского совета Казнаковского сельского округа, от жителей села, опубликованы разъяснительные статьи в районной газете. В материалах по переименованию села поддельных документов не обнаружено. Жители села Казнаковка большинством голосов решили переименовать село на историческое название реки Кулунжун. В сельском округе под таким названием имеется заповедник. Проведена прокурорская проверка, где в действиях акима сельского округа никаких нарушений не имеется», – сообщает далее в своем ответе Г. Исатаева.
В ранее направленных жителям села ответах управление по развитию языков ссылается на следующую историческую справку: «В сборнике Правительственных распоряжений по Казачьим войскам в томе 24 за 1988 год имеется распоряжение следующего содержания: Военный Совет журналом 19 октября 1887 года положил: новое поселение образовать по распоряжению местного начальства на р. Кулуджун». Оппоненты утверждают, что река Кулуджун получила свое название от золотодобывающего рудника, расположенного при слиянии двух рек. А заказник Кулуджунский открыт в 1966 году, а селу – 130 лет.
Впрочем, ясно одно: что Казнаковка – это историческое название села. Зачем его было менять, кому все это нужно, и стало ли жителям села от этого лучше? И самое главное – действительно ли переименование прошло с полным учетом воли народа? По документам вроде бы да. Проведен подворный обход. Даже имеются объяснительные от некоторых жителей села, в которых они поясняют, что под письмом к Президенту по поводу переименования не подписывались, и ничего против нового названия села не имеют.
Да, все это так. В то же время совершенно понятно, что подворный обход, где представитель власти, пусть и самого низшего уровня, но все-таки власти, беседует с людьми один на один, и сход – это совсем разные вещи. На сходе народ чувствует свою общность, коллективность. Одно дело – ставить свою личную подпись «за» или «против», а другое – поднять руку, раствориться в общем потоке голосующих. В этот момент настрой совсем другой, чем при беседе один на один. Хотелось бы посмотреть эти подписные листы, как они оформлены, вписаны ли данные удостоверения личности, указаны ли документы, подтверждающие регистрацию подписавшихся лиц именно в этом селе? Как поставлен сам вопрос, выносимый на обсуждение? Вообще, поскольку вопрос очень серьезный, должен быть типовой образец таких подписных листов. И вообще – входит ли в должностные обязанности акима сельского округа проводить такие обходы жителей по вопросу переименования? На мой взгляд, такой опрос, сбор подписей должны проводить инициаторы переименования. В данном случае – педагогический коллектив школы и женсовет сельского округа, поскольку, как следует из ответа управления по развитию языков, именно от них и поступило предложение о переименовании. Аким, как представитель государственной власти, наверное, должен занимать абсолютно нейтральную позицию. Решит народ – значит, будет переименование, не решит – значит, не будет. А так получается, что аким по каким-то причинам заняла сторону тех, кто ратовал за переименование. А почему именно эту сторону? Ведь те, кто «против» – это такие же жители села, а их в совокупности оказалось 120 человек, это немало. Ведь аким должен работать ради блага всех жителей, независимо от взглядов, убеждений, предпочтений, религии или национальности. Разве не так? И если бы тот же обход проводила не аким, а общественность, может быть, и результаты были бы другими? Не получилось ли в данном случае давление со стороны государственного чиновника? И что, ей действительно нечем больше заняться? Обойти 473 человека – это колоссальная работа. Это примерно 150-160 дворов. Даже если потратить на каждый двор по 5 минут, получится 800 минут, плюс время на ходьбу, добавим еще по 5 минут в среднем. Итого 1600 минут, 26,6 часа. Значит, исходя из усредненных подсчетов, можно предположить, что аким потратила на это дело более суток чистого времени, а если считать исходя из 8-часового рабочего дня, 3,3 дня. Итого почти полную рабочую неделю, аким сельского округа, где действительно полно проблем, потратила на опрос жителей по поводу переименования! Это при самой скромной норме в 5 минут на двор, хотя такого времени явно мало. Все это она делала, получая зарплату из бюджета, т.е. из народных денег. Выходит, что почти четверть месячной зарплаты акиму заплатили за то, что она ходила подписи собирала! Вот чем занимаются акимы на местах! А ведь в Кулынжонском сельском округе есть еще село Кокжира с населением в 944 человека (данные 2003 года), а в самом Кулынжоне проживает 977 человек (по данным 2003 года).
Смотрим на сайте Кокпектинского районного акимата страницу Кулынжонского сельского округа. Находим биографию сельского акима Шаиргазиной Шамшибану Шайзадиновны. Здесь же находим любопытный документ: «Перечень функций акима города районного значения, поселка, села, аула, сельского, аульного округа». Интереснейший документ. Таких функций, оказывается, целых 67. Очень много важной и нужной людям работы вменяется в обязанности сельского акима. Но нет среди них функции по организации сбора подписей за переименование населенного пункта, или личного сбора таких подписей путем подворного обхода, или другим путем! И вообще никаких функций по переименованию в этом перечне не указано. Так что получается – Шамшибану Шайзадиновна занималась не свойственной ей функцией? Интересные вопросы, не правда ли? Ту ли работу делает, которая ей предписана законом и нормативными актами? Даже если обход проводила не сама аким, а работники ее аппарата, все равно это, судя по перечню обязанностей, не входит в сферу их деятельности. Между тем, в ответе управления по развитию языков говорится, что по результатам прокурорской проверки «в действиях акима сельского округа никаких нарушений не обнаружено».
Вот какие любопытные вопросы возникли в ходе подготовки данной статьи. Жителям нужно знать обязанности акимов, особенно на местах, и спрашивать именно за выполнение этих обязанностей, возложенных на них государством. А все подобные собрания лучше всего фиксировать с помощью видеосъемки. Проблем с этим сейчас нет, почти у каждого есть мобильный телефон с видеокамерой. Может быть, тогда акимы будут заниматься своей непосредственной работой. Ведь акимы – это представители Президента на местах. А Президент избирается всенародным голосованием.
И, наконец, самый главный вопрос – нужно ли будоражить народ такими вот переименованиями? Неужели нормальный, вполне естественный и здоровый процесс развития национального самосознания заключается только в переименованиях и переписывании истории? Не лучше ли сплотить людей вокруг действительно созидательных задач? Кстати, в должностные обязанности сельского акима входит одна очень важная функция – «организует работу по сохранению исторического и культурного наследия».
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ