НА ПРИЁМ К ВРАЧУ – ПО РЕГЛАМЕНТУ

Газета "Flash!"

Знаете ли вы, что отныне запись на приём к врачу должна занимать не более 10 минут? Наверное, немногие знают. Ещё 22 декабря прошлого года акимом ВКО Даниалом Ахметовым было подписано постановление ВК областного акимата №342 «Об утверждении регламента государственных услуг в области здравоохранения». Этим постановлением утверждены регламенты таких государственных услуг, как «Вызов врача на дом», «Запись на приём к врачу», «Прикрепление к медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», и ряд других услуг, в частности – порядок получения справок из туберкулёзного, психоневрологического и наркологического диспансеров.


Согласно регламенту, врача теперь можно вызвать на дом тремя способами: при непосредственном обращении в больницу (обращаться может не только сам больной, но и его представитель), по телефону, или через единую информационную систему здравоохранения через портал электронного правительства. При непосредственном обращении или по телефону – больного должны записать в журнал вызовов и не позднее чем через 10 минут сообщить время прихода врача на дом. Если врача вызывают через интернет-портал, то, не позднее 30 минут, присылается электронная справка о вызове с указанием времени прихода врача, заверенная электронной цифровой подписью лечебного учреждения. Естественно, чтобы вызвать врача в электронном формате, больной, или его представитель должны сами иметь цифровую подпись. Вызов врача на дом любым способом завершается за 2 часа до окончания рабочего дня (до 18-00 в рабочие дни, и до 12-00 в субботу).

Такой же порядок и при записи на приём к врачу. При непосредственном обращении или по телефону, делается запись в журнале приёма, и сообщается время, когда можно прийти к врачу, больной может выбрать удобное для него время. Процедура должна занять не более 10 минут (5 минут – запись, 5 минут – сообщение времени). При обращении через интернет – портал, не позднее получаса, присылается справка о приёме, с указанием времени, которое больной может выбрать, исходя из предложенного графика.

При прикреплении к медицинскому учреждению время оказания услуги – 5 минут приём документов, через 25 минут – выдача талона о прикреплении. Всё это должно быть завершено в течение одного рабочего дня. Если обращаться через портал, то в течение дня должны прислать справку о прикреплении.

Правда, в регламенте не указано время нахождения в очереди. Очередь в регистратуру может быть бесконечно долгой, а вот когда вы подошли к заветному окошечку, то задерживаться возле него вы должны не более 10 минут.

Конечно, гораздо удобнее обращаться через интернет-портал. Но, несмотря на принятие регламента, дело это пока широко не пойдёт. Это станет реальностью, когда каждое лечебное учреждение будет подключено к единой информационной системе здравоохранения. В больших городах такое, конечно, возможно. А вот в районных больницах, пока вряд ли. В связи с экономическим кризисом, к примеру, уже нет возможности оплачивать интернет в школах. Для небольших и сельских больниц такая услуга, и приобретение и содержание оборудования также весьма накладно.

Вот что по поводу развития информатизации лечебных учреждений и возможности оказания услуг, в частности, записи к врачу, через Интернет, сказал начальник управления здравоохранения ВКО Вадим Овсянников.

– Информатизация системы здравоохранения области развивается. У нас уже есть 19 информационных программ. Есть электронный регистр прикреплённых к медицинским учреждениям граждан. Я считаю, что наш регистр даже лучше статистического, поскольку у нас реальные люди, те, кто в данный момент проживает в городе. Те, кто уехал – снимаются с прикрепления и исключаются из регистра.

Есть электронная программа по лекарственному обеспечению. Мы можем в реальном времени отслеживать движение лекарств, в том числе – выдаваемых бесплатно.

Мы запускаем пилотный проект по электронному паспорту здоровья. Начинаем с диагностического центра. На каждого обратившегося туда больного заводится такой электронный паспорт. Диагностический центр обменивается такими данными с областной больницей. Врач уже может посмотреть, какое было лечение, какой диагноз и всю другую информацию. Далее в эту систему будет подключена 1-я городская больница.

Мы ведём электронную историю болезни. Правда, после выписки приходится распечатывать и сдавать в архив, поскольку хранение в бумажном виде в архиве никто не отменял. Но это уже гораздо проще.

Что касается распоряжения минздрава о выписке с 1 апреля только электронных рецептов, то, думаю, что этот процесс будет идти поэтапно. Наверное, какой-то регион будет выбран в качестве пилотного, а далее, по результатам, новшество будет продвигаться.

Есть ли средства на дальнейшую информатизацию? Мы продвигаем этот процесс. Есть платные услуги, есть другие резервы, лечебные учреждения должны изыскивать эти средства. Работаем мы и над электронной очередью. Да, это стоит денег, но внедрить такую практику вполне реально.

Конечно, здесь нужно учитывать не только оснащенность больниц, но и уровень компьютерной грамотности населения. Не все могут воспользоваться такой возможностью. От стихийных очередей мы всё равно не отойдём. Обычно в стихийную очередь идут те, кто внезапно заболел. У кого не так остро, тот идёт, как правило, после обеда. Наверное, нам нужно развести стихийную и электронную очередь. Трудно представить, как придёт человек, записавшийся через Интернет, а там очередь огромная. Он подойдёт, скажет, у меня на 10 часов. Вряд ли его пропустят те, кто сидит уже час. Будет большой скандал. Скорее всего, до обеда приём будет идти по старой системе, а в послеобеденное время – уже по электронной очереди. От талонов постепенно будем отказываться.

А как же утверждённый регламент? Ведь там чётко сказано, что пациент вправе при обращении через интернет-портал выбирать время, исходя из графика врача. А если ему нужно с утра? А его направят только на послеобеденное время. Значит, уже нарушение регламента государственной услуги. И пациент вправе жаловаться.

Аким области Даниал Ахметов считает, что очереди в больницах возникают потому, что там всё ещё работают дедовскими методами – не используются новые информационные технологии, методы электронной записи. Он дал поручение медицинскому блоку по организации предварительной записи к специалистам в поликлиниках региона.

Ну, а пока реальность такова, что к 7 часам утра у дверей, к примеру, левобережной поликлиники собирается как минимум несколько десятков человек. Приходят в 6 часов, половине седьмого, чтобы быть в числе первых у окошечка регистратуры. Талоны расходятся влёт. А тем, кому не повезло, приходится ждать следующего утра. Какие уж тут электронные очереди! Какой уж тут регламент!

Впрочем, состоятельные больные уже сегодня могут себе позволить вызвать на дом хоть самого заведующего отделением. Одна из городских больниц разместила на своём сайте в Интернете расценки. ВИП – приём на дому стоит 7000 тенге, консультативный приём завотделением на дому – 6500 тенге, обслуживание на дому врачом без категории обойдётся всего в 3500 тенге, а вот если по вашему вызову придёт врач второй категории, то уже на 500 тенге дороже. Приход врача первой категории – 4500 тенге, а вот посещение врачом высшей категории – 5000 тенге. Можно пригласить заведующего отделением не просто для консультации, а для обслуживания, это стоит 5500 тенге. Вот так, и без всяких заморочек. И, конечно, несмотря ни на какие регламенты, врачи пойдут именно к этим vip – больным. Остальные подождут.

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ