После просмотра этого анимационного фильма у зрителей наверняка возникнет вопрос – кто и где его сделал? Варианты могут быть разные: от Голливуда, до Москвы, или Алматы в компании с Нур-Султаном. Но вряд ли кто-то может подумать, что такую шикарную анимацию, да ещё и пластилиновую, сняли в Усть-Каменогорске.
Да, в областном центре Восточного Казахстана, в обычной квартире, работает студия пластилиновой анимации. И уже снят первый фильм – «Вересковый мёд» по мотивам баллады Роберта Льюиса Стивенсона.
Пластилиновая анимация, или, более привычно для старшего поколения, мультипликация, в СССР появилась в 80-х годах прошлого века. И до сих пор первые советские пластилиновые «мультики» с интересом смотрят уже нынешние дети. Тогда это было довольно необычно, когда вместо рисованных персонажей, появились герои из пластилина. В этом виде анимации иногда и не отличишь пластилинового персонажа от живого актёра. Анимационные фильмы популярны во многих странах мира, особенно в США, Великобритании.
С уверенностью можно сказать, что узнав о том, что фильм «Вересковый мёд» сделан в провинциальном городе на Востоке Казахстана многие будут в шоке. Разве такое возможно?
- Конечно, возможно! – говорит руководитель анимационной студии Александр Тюменцев. – Всё зависит от команды. Если вместе собрались не только специалисты, но и люди, одержимые идеей, то всё получится.
- Как вообще к вам пришла эта идея – заняться съёмками фильмов с пластилиновыми героями?
- Мы уже давно работаем в жанре рисованной анимации. Это переход к новой технике, на новый уровень, желание попробовать свои силы в ещё неизведанном. Вообще мы работаем в формате 3D – анимации, выполняем заказы из России, нас задействуют в проработке отдельных сцен и фонов. Это наша первая работа в пластилине.
- Кто-нибудь в Казахстане ещё занимается этим видом анимации?
- На любительском уровне. Сведений о профессиональных студиях у нас нет. Даже на «Казахфильме» делают анимацию других видов.
- Есть ощущение возвращения в детство?
- Каждый в детстве лепил фигурки, животных, домики из пластилина. Да, наверное, такое ощущение есть. И работа с пластилиновыми героями захватывает!
- Сколько длится съёмка фильма?
- Это дело небыстрое. Судите сами: нужно вылепить персонажей, декорации, а ведь для каждого кадра могут быть разные герои и разный фон. Продумать технику съёмки, расположение аппаратуры, освещение. Немало времени занимает обработка, монтаж, озвучивание. А на самом начальном этапе нужно написать сценарий, продумать каждую сцену, каждый кадр. Процесс тот же, что и при съёмке обычного фильма, отличие в том, что у нас герои рождаются в наших руках.
- Почему для первого фильма вы выбрали балладу про «Вересковый мёд»?
- Ещё в детстве я был поражён этой балладой в изумительном переводе Маршака. Наверное, каждый помнит, как мы изучали это произведение в школе. Как весь класс, затаив дыхание, слушал учительницу, всем сердцем сострадал малюткам-медоварам, на которых напал шотландский король, чтобы выведать секрет этого сказочного напитка. Ну, а финал, когда погибают последние оставшиеся в живых медовары - юноша и его отец, но не выдают секрет, он вообще берёт за сердце. Это баллада о мужестве, стойкости, верности, готовности выдержать все трудности, но не уронить своё человеческое достоинство. Это вечные качества, вечные ценности. Сейчас мы мало говорим об этом, забываем в житейской суете.
- Сложно было создать в пластилине малюток – медоваров, шотландского короля, передать весь драматизм произведения, всю суровую атмосферу средневековой Шотландии?
- Конечно. Мы просто перенеслись в это время, продумали каждую деталь. Мы жили этим. Как получилось – судить зрителям.
- В фильме просто чудесно читают эту прекрасную балладу. Кто озвучивал?
- Вы не поверите, но нам удалось привлечь самого Владимира Ерёмина. Это артист из Москвы. Он озвучивал Аль Пачино и Энтони Хопкинса в голливудских проектах. Причём, когда он посмотрел наш фильм, то сказал, что будет озвучивать без гонорара!
- Здорово! Сразу такой уровень! Когда зрители смогут увидеть фильм, и где?
- Конечно, мы бы хотели показать его на национальных телеканалах. Пока сложно сказать, когда и где состоится премьера, но она обязательно состоится. Фильм озвучен на двух языках – казахском и русском, экранный текст также на двух языках. Мы сразу поставили эту цель – все фильмы делать на двух языках, а в перспективе ещё и на английском.
- Какие дальнейшие планы?
- Хочется снять много фильмов, у нас столько сюжетов из национальной истории, литературы, эпоса казахского народа, народов многонационального Казахстана, мировой литературы и истории, это необъятное поле. Через пластилиновую анимацию эти сюжеты можно подать интересно, захватывающе, современно, и не только для детской аудитории, для всех возрастов.
- На какие средства снимался фильм?
- Это средства участников студии. Наш первый проект некоммерческий. Конечно, дальнейшие проекты требуют финансовых вложений. Мы надеемся, что сможем получить какие-то гранты от государства, от министерства культуры, местной власти, возможно, наши идеи заинтересуют спонсоров. Уверен, что за этим видом анимации большое будущее.
- Александр, желаем вам успехов и будем ждать премьеры вашего первого фильма и дальнейших произведений! Пусть Усть-Каменогорск станет столицей казахстанской пластилиновой анимации!
- Спасибо за пожелания!
Посмотреть, как происходит процесс работы над анимационным фильмом можно по ссылке https://vimeo.com/503373287
Иллюстративное фото из Интернета