Семей в роли пасынка

Газета "Flash!"

«Большинство семейчан уверено, что в свое время президент Назарбаев спас положение, упразднив Семипалатинскую область и объединив ее с ВКО. Но с далекого 1997 года многое изменилось, и уже с 2000-го местная общественность стала поднимать вопрос о возвращении Семею статуса областного центра.


Теперь же настойчивые просьбы сыплются на Астану градом. Здесь как нельзя кстати афоризм о политике как о концентрированном выражении экономики – говорить об отделении семейчан заставляют новый хозяйственник и его команда, к которым они имеют множество претензий. Прежде всего, это касается крайне несправедливого, по мнению депутатов городского маслихата и общественных деятелей, распределения бюджетных средств.

— Когда в декабре прошлого года мы увидели бюджет с расписанными статьями, то пришли в ужас. Нам на образование выделили всего 60 миллионов тенге, тогда как Усть-Каменогорску – 746 миллионов. Здравоохранение: нам 100 миллионов, им – 4 миллиарда. Жилищно-коммунальное хозяйство: нам 388 миллионов, им – 5 миллиардов. Благоустройство: Семею ничего, им 1,5 миллиарда, – возмущен секретарь маслихата города Семей Кайрат Мирашев.

— Семей – серьезно пострадавший регион. У нас более пяти тысяч детей-инвалидов, но для них нет ни одного детсада. На водоснабжение города из областного бюджета фактически ничего не выделено, трубы рвутся, каждый день аварии, особенно зимой. Поэтому неудивительно, что «Водоканал» не может погасить долги. При этом средняя заработная плата в Семее составляет 48 тысяч тенге, а в Усть-Каменогорске – почти 60 тысяч. Учтите, что бюджетные позиции расписаны на три года, – вторит коллеге депутат городского маслихата Марат Мухаметжанов.

Конфликтную ситуацию обострила минувшая зима, неожиданно суровая даже для старожилов, привыкших к 40-градусным морозам. Семей и сельские округа жестоко пострадали от отключений электроэнергии, что их жители напрямую связывают с перекосами в экономической политике. В январе 2010 года возмущенные депутаты маслихата обратились с открытым письмом к акиму области Сапарбаеву, и, по некоторым данным, скандальные вопросы, поставленные в этом документе, с тех пор только обострились. В частности, в нем говорилось, что в областном бюджете на 2010-1012 годы наличествует неравномерное распределение трансфертов из республиканского бюджета, которые Семей, как и прочие населенные пункты, получает через область. Так, Усть-Каменогорску выделено 10 миллиардов тенге, тогда как Семею – порядка 400 миллионов в «сухом остатке». Здесь необходимо внести ясность.

Руководство области предоставило редакции совершенно иные цифры, из которых следует, что Семею на 2010 год выделено 5,5 млрд. тенге. Однако депутаты городского маслихата спешат опровергнуть оппонентов: по их словам, львиная доля этой суммы – 3,3 млрд. тенге, или 60 процентов, составляют расходы на модернизацию тепловых сетей согласно поручению президента Казахстана. Сюда же включили все текущие социальные выплаты, пособия и расходы по образованию. А на развитие города остается лишь 388 млн.тенге. «Сколько же выделяется на развитие города Усть-Каменогорска?», – задаются вопросом депутаты. Областному центру, по их сведениям, на строительство домов с инженерными сетями выделено 1,3 млрд. тенге, помимо этого, заложены 1,1 млрд.тенге на ипотечные дома, на строительство центра крови – 2,1 млрд.тенге, центра лучевой терапии – 1,6 млрд.тенге. Кроме того, из 10 млрд. тенге, выделенных области в рамках программы «Нурлы кош», около 4-х млрд. отдано Усть-Каменогорску, уверяют семейчане.

Но не только трансферты вызвали возмущение депутатов. В рамках реализации «Дорожной карты» в 2009 и 2010 годах Семею было выделено 2,8 млрд. и 1,7 млрд. соответственно, тогда как Усть-Каменогорску – 6,2 млрд. и 3,0 млрд. тенге.

Отдельный спор идет вокруг вопроса, связанного с законодательной подоплекой конфликта. Так, семейчане указывают на 42 и 43 статьи Бюджетного Кодекса РК, согласно которым гарантировано «равенство областных бюджетов, бюджетов города республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) во взаимоотношениях с вышестоящим областным бюджетом». Подчеркивается, что бюджеты городов Семей и Усть-Каменогорск при приблизительно одинаковом количестве жителей ежегодно имеют равные объемы (разница составляет около 13-14 млрд. тенге). Однако депутаты указывают, что финансирование проектов города Усть-Каменогорска, помимо городского бюджета, дополнительно осуществляется через областных администраторов бюджетных программ. Руководство области, в свою очередь, упирает на то, Усть-Каменогорск перечисляет в республиканский бюджет значительно большие суммы, чем Семей (в первом сосредоточены промышленные гиганты, тогда как во втором доходная часть бюджета формируется в основном за счет поступлений от малого и среднего бизнеса), а при распределении трансфертов учитывается налоговый потенциал каждого региона.

«Имеют место факты, когда строительство объекта – в частности, спортивно-оздоровительного комплекса – начато за счет средств областного бюджета (заказчик – областное управление строительства), на сегодняшний день оно не завершено, и область пытается переложить его завершение на городской бюджет. Это ни много ни мало 142 млн.тенге. Помимо этого, город не в силах содержать подвесной мост через Иртыш, по которому проходит трасса Омск-Майкапчагай. Только на ежегодное обследование этого уникального объекта требуется порядка 50 млн.тенге, а на его содержание – около 350 млн.тенге.

Обследование моста не проводилось с момента начала эксплуатации (с 2001 года), что может привести к необратимым последствиям. Кроме того, теплоэлектростанции и 27 котельных физически изношены и требуют реконструкции, более 60% котельного оборудования и 80% тепловых сетей полностью выработали расчетный ресурс, что приводит к значительным затратам на их содержание и на обеспечение города теплом» (из открытого письма депутатов маслихата г.Семей акиму области)».

Мы привели выдержку из статьи Елены Тихомировой «Разные правды акима и его области», опубликованной в газете «Central Asia Monitor», №38,1-7 октября. О проблемах бюджетных взаимоотношений области и города Семей мы писали уже неоднократно. В данной статье, на мой взгляд, верно отражена существующая картина реального положения второго по значению города ВКО. Думаю, что семейчан ни в коей мере не устраивает данный в этом же номере комментарий по этому поводу заместителя акима ВКО Тусипхана Тусипбекова. Установка заместителя акима на то, что вопросами города должны заниматься местные власти, а не аким области или правительство – наверное, правильная. Но согласиться с тем, что, цитирую: «областной центр есть областной центр, ему и должно больше выделяться» – семейчане, конечно, не могут. Да, на свои первоочередные нужды средства должны зарабатываться, прежде всего, в местном бюджете. Но всем понятно, что средств местного бюджета не хватает на программы развития. Вот здесь как раз крайне необходима помощь из областного и республиканского бюджетов. А вот в деле распределения трансфертов Семей действительно оказывается на вторых, а то и более дальних ролях. И с таким положением, думаю, не будут мириться ни руководители города, ни депутаты, ни общественность, ни жители. Об этом, кстати, в этой же статье заявил секретарь городского маслихата Кайрат Мирашев, сообщив, что в этом году семейчане будут обращаться уже к Президенту. Думаю, что дискуссия по этому поводу – еще впереди. И было бы очень хорошо, если бы в споре все-таки, родилась истина.



Болатбек ТЕМЕРБАЕВ

член общественного совета по борьбе с коррупцией НДП «Нур Отан», член союза журналистов Казахстана