… расширенное заседание коллегии прокуратуры Восточно-Казахстанской области, на котором обсуждались итоги прокурорской проверки соблюдения законодательства в организациях начального, основного и общего среднего образования.
Заседание началось с того, что серьезной критике подверглась вся система образования. Включили прокуроры видеоролик, и понеслось: система образования, столь «несовершенно» сложившаяся «в результате перенимания чужого опыта без соответствующей подготовки, а также без учета особенностей социального и культурного развития общества» и череды «непрекращающихся экспериментов»…. А тут, мол, еще и прокурорская проверка выявила обучение по старым учебникам и коррупционные проявления.
Естественно, такая постановка вопроса не устроила педагогов и их руководство. Посыпались претензии «сзади» – то есть от людей, сидящих за спинами представителей средств массовой информации. Бухтеть-то они бухтели, а открыто высказать свое возмущение решились далеко не все. Но, даже возмутившиеся не смогли дать существенный отпор напористым вопросам претензионного характера со стороны прокурора области, касательно тех или иных нарушений.
Да и какой они могли дать особенный отпор? Ведь прокурорская проверка выявила: до сих пор некоторые ученики области продолжают обучаться в 36 ветхих зданиях, нарушаются требования стандартов лицензирования общеобразовательной деятельности, некоторые работники не соответствуют квалификационным требованиям (руководители 12 учреждений образования области), не проводятся конкурсы на занятие должностей (7 фактов назначения директоров школ). В преподавательский состав иногда даже включались люди, фактически не работающие! Обнаружен факт работы педагога по поддельному диплому, а повышение квалификации стало формальностью (просто выдаются сертификаты). Учебники не соответствуют санитарным нормам, да и те иногда наличествуют в количестве один на двоих, а то и на троих школьников. Когда зашла речь о том, что родители вынуждены покупать учебники, «сзади» послышалось: «А они и должны покупать!». Что показывает – «ералаш» еще не закончился.
Когда видеоролик закончился, докладчик подробно озвучил нарушения. Оказывается, было выявлено более 2 000 различных нарушений, по которым вынесено более 50 актов прокурорского реагирования. К дисциплинарной ответственности привлекли 34 человека, к административной ответственности – 40 человек. По 4 фактам направлены документы в органы внутренних дел и финансовой полиции. Озвучил докладчик и номера школ, занимающихся поборами.
После чего образованию предложили «оправдаться». Но, кто рискнет «наехать» на прокурора, если «рыльце в пушку»? Педагоги попросили озвучить, что за поборы были выявлены. И робко говорили о том, что никаких поборов у них нет, а «шторы у них давно куплены».
Руководству от образования воспользоваться очередью на «оправдание» не дали. То есть, не дали монотонно зачитать очередной доклад, поминутно перебивая «свирепыми» вопросами и утверждениями. Говорилось только, что система образования далеко не такая, как ее представила областная прокуратура. Она такая, какой ее видит министерство. А это уже отдельный разговор. «Сыпали» цифрами, говорили, что все далеко не так плохо. Но, объяснить, например, почему в школах работают ранее судимые люди, пытались лишь тем, что они работают истопниками и завхозами. По данным прокуратуры, 111 человек имели судимость. А справки об отсутствии судимости при приеме на работу, видимо, не берутся.
Дальше от прокурора «посыпались» весьма неожиданные вопросы. К примеру: почему не борются с коррупцией внутри системы образования? Мол, этим должны заниматься сами образовательные учреждения. Ответ: давно обсуждается вопрос освобождения образования от государственных закупок.
Следующий вопрос поставил всех в ступор: почему взимаются деньги на охрану? У вас есть вахтер, есть сторож? Сторож, это же и есть охранник? Последовало предложение: военизированную охрану надо убрать, поскольку есть телефон – звоните 102. Вы от кого охраняетесь? Чиновники мялись, что-то вразумительное пытались объяснить, но не смогли.
И вновь «в атаку» пошли директора школ. Пошли… и с полдороги вернулись. Одна из директоров начала что-то говорить про Беслан. Мы поняли ее мнение и ждали серьезного продолжения. Ждали, что она скажет про экстремизм, терроризм, серьезную ситуацию с преступностью. Или, хотя бы задаст вопрос: от кого охраняется сама прокуратура, построившая целое здание КПП, в котором сидят два сотрудника полиции? Однако закончила она свою мысль тем, что поддерживает инициативу убрать тендеры, и поблагодарила прокурора за критику. Не сказала она о том, что несет персональную ответственность за ребенка, если с ним что-то случится в стенах школы. Не сказала она и о том, что за те минуты, пока прибудет и начнет действовать полиция, есть возможность перестрелять половину школы. А потом хоть веди переговоры, хоть не веди…. Не потребовала внести пункт об обязательной вооруженной охране школ в нормативно-правовые акты. Жаль, что не расцеловала она прокурора троекратным лобзанием, чтобы у нас хоть была колоритная фотография о сотрудничестве образования и прокуратуры.
Вторая женщина-директор сказала, что нужно официальное постановление, чтобы учителя работали в праздничные и воскресные дни. А она уже найдет педагогов, жаждущих работать в эти дни. Очевидно, весь коллектив ее школы только и думает, как отказаться от всех выходных, и рвется на работу. Дома-то ведь делать нечего! И нам жаль, что она не принесла подписанную петицию от учителей, желающих отказаться и от отпуска тоже.
Под конец многие сердечно поблагодарили прокурора за объективную критику и помощь. Они воспринимают прокурорские акты, как помощь в работе. Посмеялись и пообещали, что больше не будут. И вновь сыграла свою роль поговорка: «С кем поведешься, от того и наберешься». А «повелись» ведь директора школ с детьми….
Агентство правовой информации и журналистских расследований «Витязь»