ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА – КАРЬЕРЕ НЕ ПОМЕХА

Газета "Flash!"

Город, носящий имя основоположника советской ядерной физики – Игоря Васильевича Курчатова, до недавних времён был практически неизвестен простым обывателям. Нашедший себе приют на бескрайних степях, возле ядерного полигона, вдали от оживлённых дорог и населённых пунктов, он долго оставался безвестным для большинства населения. Классический город N, как пишут в литературе.


В прежние времена в нём проживало до 50 тысяч жителей – почти все работники полигона, научно-исследовательских центров и обслуживающий это хозяйство персонал. Кстати, нынешний аким города назвал цифру в 20 тысяч человек. Видимо он или не владеет информацией, или сознательно занижает численность населения в советское время, чтобы уменьшить у журналистов впечатление о степени разрухи.

После закрытия полигона и развала СССР город начал умирать, превращаясь в город-мираж посреди пустыни. К началу нынешнего века в нём осталось немногим около 7 тысяч жителей. Но постепенно жизнь налаживалась – заработало расположенное поблизости угольное месторождение, оказались вновь востребованными, но уже в иных целях, ядерные исследования. Городок немного приободрился. Сейчас в нём проживают 11,5 тысячи человек. Немного, но, учитывая уникальность и значимость этого населённого пункта, он не обделён вниманием и является широко известным не только в Республике, но и за её пределами.

Видимо, продолжая испытывать пристрастие ко всему полутаинственному, на пресс-конференцию акима Курчатова Дмитрия Гарикова пришло довольно много представителей СМИ.

В ответах акима на вопросы прессы сразу стал ощущаться признак поборничества за дальнейшее наращивание ядерных программ. Он с упоением рассказывал на конференции о том, какие блага и выгоды сулит дальнейшее продвижение таких программ как, например, использование старых штолен на полигоне под хранение отработанных ядерных материалов. Рекламировал строительство АЭС. Ярко живописал о привлекательности экстремального туризма по полигону и практической целесообразности по проведению радиационных опытов над животными. Причём, после каждого приведённого примера, он не уставал успокаивать наиболее недоверчивых журналистов – «Всё абсолютно безопасно!». Вообще-то странно слышать подобные заявления от человека, не являющегося по своему образованию специалистом по ядерной физике.

Видимо, не слишком проникнувшись «ядерно-отходными золотыми горами», журналисты стали задавать вопросы более близкие к работе акима-управленца, а не агитатора ядерных программ. Приведём лишь несколько вопросов и ответов.

– Национальный ядерный центр (НЯЦ) готовит передачу земель полигона для хозяйственных нужд. Началась ли уже передача земель полигона? Есть ли желающие получить эту землю и развернуть на ней предпринимательскую или сельскохозяйственную деятельность?

– Сам НЯЦ не распоряжается землёй. Он только готовит рекомендации по её использованию и уточняет границы этих участков. По мнению работников НЯЦ – земля для хозяйственных нужд на территории полигона есть. Видимо уже не за горами освоение этих земель для хозяйственных нужд. Было бы странным, с экономической точки зрения, бросать эти земли, тем более, комиссия экспертов из центра признала, что это абсолютно безопасно.

– Курчатов – один из регионов ВКО, участвующих в программе переселения оралманов «Нурлы Кош». Где могут найти применение своим силам переселенцы в городе ядерщиков?

– Город испытывает дефицит рабочих рук – строителей, коммунальщиков и так далее. В то же время, в нём много законсервированного жилья. Вот вам и экономический ответ на вопрос. Дадим жильё переселенцам, конечно подремонтированное, а они займут нишу необходимых городу работников для его дальнейшего развития.

– В бытность Вашей работы начальником управления пассажирского транспорта и автодорог, и на посту заместителя акима г. Семей, компетентные органы вносили преставления о привлечении Вас к ответственности за коррупционные правонарушения. Однако, после прокурорского представления Вы пошли на повышение – стали акимом г. Курчатов. Как Вам удалось, несмотря ни на что, сохранить кадровый рост?

– Поясняю. Да, в г. Семее 16 чиновников акимата были представлены к дисциплинарной ответственности. Мои же нарушения являлись косвенными. Я не достаточно проконтролировал работу подчинённых в сфере госзакупок и освоение данных работ. Но суд отклонил мою причастность к этим нарушениям и снял с меня взыскание. Что касается работы в управлении транспорта и дорог, то там была не моя вина, что на конкурсе по ремонту дорог приняла участие лишь одна фирма, которая, естественно, и получила заказ на проведение работ. Я же не мог насильно привлечь дополнительных конкурсантов, если они того не пожелали. Если бы за мной действительно были серьёзные нарушения законности, то сами понимаете, я не оказался бы в кресле акима такого города как Курчатов, имеющего солидную известность и приличный по его масштабам бюджет.


Что же, можно лишь порадоваться за наш управленческий корпус. Оказывается, никакие прокурорские представления и прочие «вихри враждебные», не могут быть для представителей данной категории чиновников значимой преградой по пути карьерного роста. Не влияют на это и профессиональные качества. Что нам стоит перебросить номенклатурного управленца из сельского хозяйства в сферу пассажирских перевозок и ремонта дорог (золотая жила!), а затем, непредсказуемо для всех, но не для родного чиновничества, поручить его заботам Атомград, где вообще-то неплохо знать хотя бы основы физики. Да Бог с ней, с физикой. Вот без начального юридического образования куда как сложней. Иначе, аким не оправдывался бы детским лепетом по поводу проведения конкурса с участием единственной фирмы. Даже студенту юрфака, не говоря о столь «ответственных товарищах», полагается знать, что проведение безальтернативных конкурсов не имеет законной силы. Наши управленцы, похоже, отвыкли считаться с такими «мелочами». Привыкли мыслить стратегическими государственными задачами, особенно теми, которые способствуют дальнейшему карьерному росту.

Сергей МИХЕЕВ