МАКУЛАТУРНЫЙ «ПРОРЫВ»

Газета "Flash!"

В Усть-Каменогорском городском акимате объявили об очередном «индустриальном прорыве»! Совсем недавно глава Усть-Каменогорска Темирбек Касымжанов, отвечая на вопрос об участии города в программе форсированного индустриально-инновационного развития, заявил, что подобный проект в областном центре есть – готовится к запуску колбасный цех! Ленточку на входе в новый цех планировали перерезать в день города 14 сентября, а накануне было намечено посещение цеха журналистами для дегустации продукции. Но покушать просто так колбаски акулам пера и микрофона не удалось. Буквально вслед за приглашением на дегустацию, на электронную почту редакций пришло письмо с извинениями – дескать, запуск цеха переносится ориентировочно на октябрь. Так что не получилось встретить день города «индустриальными достижениями».

Но в городском акимате не унывают. И вот уже пресс-служба акима города радостно сообщает: есть! Есть надежда на новые достижения! Впрочем, давайте почитаем. «В акимате Усть-Каменогорска подписан меморандум о взаимном сотрудничестве с ТОО «Усть-Каменогорская бумажная фабрика». Его цель – оказание содействия в продвижении технологий «зеленой экономики».

– Акимат Усть-Каменогорска берет обязательства по содействию в систематизации приема макулатуры от государственных и коммерческих структур. В свою очередь, ТОО «Усть-Каменогорская бумажная фабрика» обязуется наладить производство по переработке макулатуры для вторичной обработки, – комментирует советник акима по экономике Оксана Желякова».


Читатели в возрасте от 30 лет и моложе, если они еще не утратили способность к чтению, конечно, могут даже задать вопрос: «А что такое макулатура?». А народ постарше скажет так: «Ну и открыли «Америку»! В их пионерском детстве сбор макулатуры был обычным делом. При этом никто даже и не подозревал, что это весьма полезное занятие относится к «зеленой экономике»!

Действительно, а что «инновационного» в сборе и переработке макулатуры? В 50-е – 80-е годы прошлого века в Советском Союзе это дело было поставлено прекрасно. Самыми главными сборщиками действительно были пионеры.

– Помню, что было соревнование между отрядами. Мы обходили квартиры, спрашивали, есть ли макулатура. И нам охотно отдавали старые газеты, ненужные бумаги, обертку, потрепанные книги. Встречали пионеров всегда радушно, звали попить чай. Но мы хотели победить, поэтому продолжали свой обход дальше. Так же проходил и сбор металлолома. Мы тащили старые кровати, чайники, трубы, обходили свалки, выискивали металлом там. А потом, когда подводились итоги, на общешкольной линейке награждали и лучшие отряды, и самых активных сборщиков. Конечно, никакого денежного вознаграждения не было. Вручали вымпелы, но, сколько было радости! А если еще в газету «Дружные ребята» удавалось попасть, или во всесоюзную «Пионерскую правду» – это вообще было счастье! – вспоминает Игорь Еремеев.

А в 80-х годах сбор макулатуры принял еще более массовый характер. За сданную макулатуру в пунктах приема выдавали талоны на книги. Народ тогда активно читал, и книги мигом раскупались. Их не хватало. И тогда было принято решение стимулировать сбор макулатуры. И вторсырье шло на переработку, и люди получали прекрасные книги, особенно подписные издания.

В то время такого словосочетания – «зеленая экономика» – никто не слышал. Просто многое делалось для того, чтобы рачительно использовать ресурсы. Сегодня же, под громкие разговоры, эти ресурсы просто уничтожаются. Уничтожаются потребительским обществом.

Давайте посмотрим на нашу повседневную обыденную жизнь, оглянемся вокруг. Хотя бы задумаемся над тем, как мы выносим мусор. Выносим мы его в специальном мусорном пакете. По пути на работу выбросили пакет в мусорный ящик – и все. Мало кто задумывается – сколько же миллионов таких пакетов выбрасывается только в одном Усть-Каменогорске! Сколько ресурсов затрачено на эти пакеты! И сколько мусора добавляется на городской свалке из-за пакетов!


А ведь раньше все было по-другому. Сначала во дворы приезжала мусоровозная машина, и народ выходил с ведерками и выбрасывал их содержимое прямо в машину. Потом поставили баки, но мусор в них выбрасывали также из ведер. Никаких пакетов не было. Пакеты придумали для ленивых. Для тех, кому лень пройтись до мусорных баков с ведром, и потом вернуться домой. А самые «умные» вообще не доносят эти пакеты до баков, оставляют где-нибудь по дороге, возле подъезда, за углом дома, а то и просто выбрасывают из окна. Вот это «инновация» – мусоропровод по-новому! Простой опрос возле мусорных баков показал, что народ вообще не задумывается о том, что просто проедает природные ресурсы.

Андрей:

– Вы могли бы выносить мусор не в пакете, а в мусорном ведре?

– А зачем? Так удобнее. Пошел куда-нибудь, и по пути мусор выбросил.

– Да, но на этот пакет затрачены ресурсы природы, которые уже никогда не восстановятся. Да и сам пакет является мусором. Его ведь тоже нужно куда-то девать.

– На наш век хватит, а что будет дальше – меня не интересует.

Пакеты вообще заняли большое место в нашей жизни. Берешь в магазине пачку творога, тебе ее кладут в целлофановый пакет. А зачем? Возьмешь 10 наименований продуктов, принесешь домой 10 пакетов. Потом их выбрасываешь. Да это же колоссальные затраты! Весной эти пакеты буквально разносит ветром по городу, когда сходит снег, и вскрывается мусор. Раньше в магазины ходили с авоськами, хозяйственными сумками. Продукты заворачивали в тряпочки, пергаментную бумагу, делали кульки, а потом эту бумагу можно было сдать в ту же макулатуру.

А про обмен стеклотары сейчас вообще забыли.

– Бывало как – принесешь в магазин две пустые молочные бутылки, и возьмешь две бутылки молока на 30 копеек дешевле, – вспоминает Назигуль Токтаркановна. – Сметану обычно брали развесную, в свою банку. Теперь такого нет. Берешь кефир или молоко в тетрапакете или в полиэтиленовой упаковке, а потом выбрасываешь. Почему бы не сделать, как было раньше?

Если в среднем каждый горожанин в неделю употребляет пару пакетов молока, то, сколько сотен тысяч таких пакетов выбрасывается в мусор! Только в одном городе! А можно ли сделать так, как было раньше – разливать молочную продукцию в бутылки, а потом обменивать? Теоретически можно. А практически…

– Подумайте сами, зачем частному собственнику эта головная боль. Или, как сейчас модно говорить – гемморой, гемор? Это нужно из каждого магазина забирать стеклотару. Да ему проще элементарно заложить стоимость упаковки в цену товара, да и все. Производитель ничего не теряет. Свои затраты он возвращает. А нужна ли частным магазинам дополнительная работа – принимать бутылки, считать – сколько их принято, а потом эти деньги за бутылки переводить на счет молокозавода? Им это совсем не нужно. Особенно тем двум-трем продавцам, девчонкам, и так работающим без «выдергу» с утра до позднего вечера. Это раньше были крупные государственные магазины, со своей бухгалтерией. А кто сейчас будет заниматься этой работой со вторичной тарой? – размышляет Николай Семенович, экономист со стажем.

Действительно, сегодня это никому не нужно, это дополнительная работа. Проще все затраты заложить в стоимость, и дело с концом. А торговле вопросы рационального использования ресурсов вообще «до фонаря». А ведь раньше можно было обменять посуду не только при покупке молока. Покупал, к примеру, лимонад – отдаешь бутылку, берешь бутылку лимонада на 10 копеек дешевле. Пункты приема стеклотары были во всех районах города. Особенно усердно бутылки сдавали пацаны. Можно было насобирать на 3, 5, а то и 10 рублей. Целое состояние! Где сейчас такие пункты? Да и кто будет собирать бутылки? Только бомжи.

Так и канул в Лету проект мусороперерабатывающего завода в Усть-Каменогорске, хотя о таком заявляли уже раз пять, не меньше. Показывали эскизы, подписывали договора. Не прижилась система раздельного сбора мусора, хотя где-то на проспекте Независимости устанавливали специальные баки. Все идет по – прежнему.

Потребительское общество – это расточительное общество. Посмотрите у себя во дворе на мусорные баки. Выбрасывают телевизоры, стиральные машины, холодильники, старые сотовые телефоны. В гонке за новыми моделями, более «навороченными», телевизоры обновляют каждые 3-4 года, ранее купленный кажется уже устаревшим. Сотки вообще меняют чуть ли не ежегодно. У друга или у коллеги на работе более крутая, и твоя кажется уже несолидной, стыдно доставать ее из кармана, отвечать на звонки. Китайский ширпотреб, обувь, одежда, выдерживают не более года, потом все это идет в мусорку. Сантехнические изделия раньше работали десятилетиями. Поставил смеситель – и чуть ли не на всю жизнь, только прокладки меняй. Теперь же вся эта техника ломается через пару лет, независимо от стоимости, что за 5 тысяч, что за 15. И снова все идет на свалку.

Только в Усть-Каменогорске уже почти 100 тысяч машин, из них больше половины – в личном пользовании. Это хорошо. А с другой стороны… Утром вся эта транспортная махина отправляется в путь, чтобы довести до офиса всего по одному, по два человека, если муж подвозит на работу жену. А то ведь бывает, что и у мужа, и у жены отдельные машины. Сколько бензина сжигается! Только для того, чтобы довезти одного человека! А пользоваться общественным транспортом уже несолидно. Как это так? Я должен подъехать к офису на своей «тачке», выйти, небрежно щелкнуть автозамком. Вот тогда я человек! А если я буду идти пешком от остановки, меня же будут презирать! Ладно, в Усть-Каменогорске еще можно более или менее быстро доехать до места. Транспортного коллапса еще нет, хотя уже на грани. А в Москве? Ведь стоят по 2-3 часа в пробках, но в метро ни за что не поедут. В подземке за полчаса можно пролететь из одного конца мегаполиса в другой. К тому же прохладно, в летнюю жару просто приятно спуститься под монументальные своды станций метрополитена. Но нет! Будут стоять на дорогах, изнывать в жаре, палить бензин на кондиционеры. В метро ведь кто ездит? Только лохи. А «успешные» ездят на собственных автомобилях. В многолетней подшивке российского бизнес-журнала «Forbes» прочитал только про одного бизнесмена, причем довольно крупного, владельца большой медицинской клиники, который не стесняется ездить в метро и на электричке. Объясняет он свою «странность» очень просто: экономия времени. В вагоне подземки или электрички можно даже поработать – почитать документы, просмотреть почту на ноутбуке.

Да, разговоров о «зеленой экономике» много. Вот даже выставку ЭКСПО в 2017 году в Астане будут на эту тему проводить. Но в реальности экономика все больше и больше становится расточительной. Причем, расточительной, начиная с самого низового, бытового, житейского уровня. А многие предлагаемые проекты имеют цель выбить побольше денег, причем денег бюджетных, государственных, народных. Мы уже подробно писали о том, как хорошо «оседлал «зеленую экономику» депутат Мажилиса Николай Кузьмин. Строительство завода по производству солнечных фотоэлектрических элементов уже забрало десятки миллионов долларов народных денег. Из них немалая часть ушла на выкуп территории, где строится завод, а площадь эта принадлежит фирмам, учрежденным Кузьминым. А эффект от будущего завода весьма сомнителен.

Если уж говорить о новых технологиях, то ничто не мешает применять уже имеющиеся, опробованные на практике. Наша газета уже давно, еще 6 лет назад, написала о бестраншейном способе прокладки труб, который был предложен руководству Усть-Каменогорска НПО «Мостовик» из Омска. Но за 6 лет эта технология так и не нашла своего применения в нашем городе. А ведь как удобно. Не нужно траншеи копать, экономия средств на земляных работах, не наносится ущерб природе, нет необходимости перекрывать движение. Да, нужны первоначальные затраты на приобретение оборудования. Но очень скоро эти затраты окупятся. Но власти Усть-Каменогорска молчат, хотя могли бы внедрить этот способ в своих государственных предприятиях – в том же «Оскемен Водоканал», или тепловых сетях. Но зачем им это? Ведь земляные работы – это же такая «золотая жила»! А так с новой технологией и «золотой жилы» можно лишиться, и глядишь, еще и тарифы придется снижать!

А чтобы имитировать деятельность по энергосбережению, «зеленой экономике», инновациям, оправдывать свое существование целой чиновничьей рати, якобы занимающейся этими вопросами, и вытаскиваются на свет проекты, подобные сбору и переработке макулатуры. Да еще и презентуются с такой торжественностью, словно человека в космос запустили. Больше – то придумать, наверное, и нечего.

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ