Экономика Казахстана будет прирастать торговлей

Газета "Flash!"

   Власти в отчётах о росте экономики обычно показывают внушительные цифры – сотни миллиардов, триллионы, высокие проценты развития. Этот вал цифр обрушивается на головы обывателей, и действительно создаётся впечатление, что экономика двигается вперёд семимильными шагами. Никто особо в цифры не вникает.

 Но стоит лишь внимательно изучить даже официальные правительственные документы, и сразу становится понятно – все эти громадные цифры ничего не значат. В реальности идёт двойной, тройной счёт, просто накачивающий валовой внутренний продукт (ВВП). Это «обобщающий экономический показатель буржуазной статистики; выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных внутри страны, в рыночных ценах» (Финансово-кредитный словарь, 1984 г. том I).  А именно ВВП сейчас и является основным экономическим показателем.

  Почитаем «Прогноз социально-экономического развития РК на 2025-2029 годы».

  «Сектор услуг в Казахстане вносит значительный вклад в экономику страны, составляя 56,4 % ВВП. Сектор охватывает широкий спектр видов деятельности, таких как торговля, транспорт, телекоммуникации, финансы, недвижимость и государственное управление».

 Итак, услуги составляют гораздо больше половины ВВП,  далеко опережая промышленность и сельское хозяйство.

 В услуги входит такой сектор, как недвижимость, или операции с недвижимостью. Продал кто-то квартиру за 50 млн., кто-то её купил, вот и 100 млн. плюс в объём ВВП. Квартира построена в советское время, покупатель и продавец просто перегнали друг другу деньги, свой процент взяли риэлторы, ничего нового не создано, но ВВП растёт!

 А уж какой рост ВВП идёт за счёт такого сектора услуг, как государственное управление! Например, затраты на услуги по обеспечению деятельности акима ВКО в областном бюджете -2024 составляют 2,5 млрд. тенге. А на услуги по обеспечению деятельности акима Усть-Каменогорска в городском бюджете нынешнего года выделено 532 млн. тенге. Таким образом, только обеспечение деятельности Ермека Кошербаева и Жаксылыка Омара вносит в ВВП более 3 млрд. тенге. А сколько всего акимов, управлений, департаментов, министерств, администрация президента и т.д. Да это сотни миллиардов! Приобрели какому-нибудь акиму джип за 100 тыс. долларов, тоже рост ВВП!

 Но наибольшую долю в секторе услуг составляет торговля. «Основное влияние на рост сектора услуг будет приходиться на сферу торговли, среднегодовые темпы которой составят 8,3 %», - записано в прогнозе социально-экономического развития РК на 2025-2029 годы. В торговле прогнозируется наибольший рост среди всех сфер экономики! За счёт чего вырастет объём торговли – не уточняется. Вариантов может быть несколько: расширится ассортимент торговли, и за счёт продажи большего количества товаров, продуктов и изделий, без роста цен увеличится объём. Возможно, что значительно  вырастут доходы населения, и народ будет больше тратить на покупки. И, наконец, объём торговли увеличится за счёт роста цен. Наиболее реалистичный именно третий вариант. ВВП снова вырастет за счёт элементарного повышения цен, а власти в очередной раз будут рапортовать об успехах экономики.

 Отметим ещё раз, что рост ВВП идёт за счёт торговли, т.е. ничего не производится, а лишь продаётся. Кстати, в этом же документе правительство констатирует вот такой факт: «Рост импорта будет поддерживаться нарастающим спросом населения и бизнеса на зарубежные товары».  Значит, будем продолжать покупать импортное, тратить  средства в реальное производство за рубежом, а у себя в качестве экономического успеха покажем в отчётах рост ВВП!

    Торговля уже десятилетиями остаётся и единственной отраслью, где ведётся активное строительство. В Усть-Каменогорске жители видят возведение новых торгово-развлекательных центров или переоборудование под них существующих зданий. Количество торговых объектов растёт. Бизнесменам гораздо выгоднее вложить средства в очередной ТЦ или оптовый склад, чем в реальное производство. Сдавай торговые площади в аренду – и никаких особых забот. Но количество покупателей и их финансовые возможности остаются прежними. На широкую ногу могут позволить себе жить лишь немногие. Об этом говорят такие цифры по итогам 2023 года: темпы продаж в оптовой торговле повысились на 12,8%, а в рознице лишь на 7,7%. И ещё один очевидный факт – закрытие маленьких магазинов. Всё чаще на магазинах «у дома», особенно промтоварных, можно увидеть объявления «Продаётся». Своё влияние оказывает и рост электронной торговли. Даже с учётом доставки покупать товары онлайн дешевле. А онлайн –торговля идёт в основном через российские площадки.  Новые объекты торговли главным образом  существуют за счёт перераспределения потока покупателей. Например, строящийся крупный ТЦ на проспекте Сатпаева в Усть-Каменогорске, конечно, оттянет на себя часть покупателей  жилого массива «КШТ» и левобережного района. У них отпадёт необходимость ездить в центр города. Хотя, многие делают покупки не в «бутиках», а на улице, на Центральном рынке или «Заречном». Там дешевле, в том числе, видимо, из-за меньших затрат на аренду.  Речь идёт об одежде, обуви и прочих промтоварах. Ну, а продукты горожане едут покупать на «оптовку» по ул. Мызы. Видимо, в скором времени наступит предел открытия новых торговых объектов.    

    В целом экономика Казахстана кроме торговли будет держаться на экспорте нефти и металлов. Об этом в прогнозе СЭР на предстоящие пять лет сказано так: «Траектория экспорта товаров продолжит предопределяться нефтяной компонентой. Умеренный рост ненефтяного экспорта будет поддерживаться, в основном, предполагаемым ростом цен на металлы». Витиеватые фразы призваны заретушировать тот печальный факт, что всё в нашей стране и в ближайшее пятилетие будет по-прежнему зависеть от поставок нефти за рубеж и мировых цен на «чёрное золото». В ненефтяном экспорте прогнозируется лишь «умеренный рост», да и то за счёт возможного увеличения цен на металлы. А металлы – это «Казцинк», «Kaz Minerals» (бывший «Казахмыс») и предприятия Евразийской группы. Т.е. заводы, построенные ещё в советский период.

 В 2029 году завершается президентский срок Касым-Жомарта Токаева. И что изменится к этому времени в экономике Казахстана? Ровным счётом ничего. Так о каком же «Новом Казахстане» можно говорить, если экономический базис не меняется, хотя бы частично, уже более 30 лет?

 Впрочем, это удел стран «периферийного капитализма», где неизбежна опора только на сырьевую экономику, поскольку выйти на мировой рынок товаров  весьма затруднительно, да и практически  невозможно. Ведущие мировые корпорации уже давно заняли глобальный рынок, борьба идёт лишь между ними. Поэтому и нет развития промышленности в странах периферии капиталистической системы, поэтому и занимают основное место в экономике торговля и услуги.

 

               Денис Данилевский