«Никого не пощадила эта осень…». В первую очередь, школяров и студентов, а также их родителей. От летнего расслабления пришлось вернуться к учёбе и прочим заботам. К своей деятельности приступили и многочисленные чиновники, в яростном напряжении мысли разрабатывающие планы обучения, воспитания и заботы о наших детях.
Только перечисление всех ведомств и учреждений, занимающихся вопросами школы и детства, займёт целую страницу. Родители даже не подозревают, сколько же государственных людей в поте лица помогают их чадам вырасти и стать самыми лучшими. 17 организаций являются подведомственными министерству просвещения РК! И это только среднее и среднее техническое образование, не считая высшего!
Например, есть республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования. Создано это государственное предприятие в 2005 году для «методологического и научно-методического обеспечения оценки содержания образования, технологии разработки и оценивания качества учебников, электронных учебных изданий». В структуре центра насчитывается 6 административных должностей и 7 отделов. Солидный штат, но почему-то практически каждый учебный год сопровождается скандалами с откровенными ляпами, ошибками, заданиями, схожими на анекдот, в учебниках по разным предметам. Кстати, сейчас проходит общественное обсуждение ряда новых учебников, в частности, по цифровой грамотности, русскому языку, иностранным языкам, можно выразить свое мнение.
Есть ещё АО «Национальный центр исследований и оценки образования «Талдау» имени Ахмет Байтурсынyлы». Его функции весьма расплывчаты: «Центр создавался для мониторинга, анализа и оценки Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы. В дальнейшем деятельность углубилась аналитическими и научными исследованиями по всем уровням образования, в том числе обеспечением страновых обзоров ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития)». Сотрудники центра, например, составляют ежегодный Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования в РК. А почему такой доклад не могут составить чиновники министерства просвещения?
Также работает институт раннего развития детей. Организован он «для осуществления функций методического и методологического обеспечения качества предоставляемых дошкольными организациями образовательных услуг». Его сфера – детсады. Стоит взглянуть на некоторые документы, разрабатываемые этим учреждением, и сразу понятно, что на первом месте стоит чистая бюрократия. Так, судя по инструктивно-методическому письму об организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях и предшкольных классах РК на 2024-2025 учебный год, педагогам – воспитателям предстоит заполнять кучу бумаг. Это индивидуальная карта развития ребёнка, циклограмма своей педагогической деятельности и обязательный перспективный план на каждую неделю. Почему-то в индивидуальной карте развития ребёнка педагог должен кроме своей фамилии указывать и свой ИИН. Зачем? А когда педагогу заниматься собственно творческой работой? Ведь это малыши, и с ними нужно, прежде всего, играть. В этом возрасте знания, умения, навыки общения в коллективе приобретаются через игру. А воспитателя заботит правильное заполнение многочисленных бумаг, ведь именно по бумагам и оценят его работу, а не по радостным лицам ребятишек. Вот практически и все рекомендации института, в котором кроме директора и заместителя имеются два департамента, два отдела и две лаборатории. Может быть, потому, что педагог занят не творчеством, а бумажками, и появляются шокирующие видео из детсадов? То воспитатель даёт подзатыльник своим подопечным, то малыши сходятся в яростной драке, или как заправские бандиты избивают ногами сверстника. Что на этот счёт скажут главные дошкольные педагоги страны? На сайте института о причинах таких драматических происшествий ничего не опубликовано.
Непременно есть и структура, занимающаяся свободным временем детей после учёбы. Это республиканский учебно-методический центр дополнительного образования. «Целью является развитие дополнительного образования детей через совершенствование подходов к формированию и развитию творческих способностей детей средствами программно-методического, организационно-содержательного и информационного обеспечения» - так официально сообщается о миссии учреждения. Оказывается, центр занимается, например, развитием самоуправления в школах и колледжах. Есть даже республиканский план по самоуправлению. Честно говоря, ничего не слышал о реальной деятельности школьных парламентов, хотя в нашей семье четыре школьника. С удивлением обнаружил, что есть планы работы с лидерами школьного парламента в каждой области, и в ВКО тоже. Если речь идёт о лидерах, значит, их много, в каждой школе. А почему журналистов не приглашают показать развитие самоуправления? Трудно представить, чтобы директор школы прислушивался, а тем более, выполнял решения такого парламента. Власть не торопится вводить настоящее, а не показное самоуправление даже среди взрослых. А если уж в школах будут парламенты, то так, как говорится, далеко можно зайти. Даже школьные аккаунты в соцсетях и сайты ведут учителя. А почему бы не поручить это дело школьникам? Пусть высказывают проблемы, пожелания, обсуждают школьные дела. Или в этом направлении все тоже сводится к формализму, составлению планов и отчётов? Каковы результаты деятельности директора, заместителя, двух служб и четырёх отделов центра дополнительного образования?
Имеется и учреждение с очень громким названием - НАО «Национальный научно-практический институт благополучия детей «Өркен», который «призван стать драйвером развития системы обеспечения благополучия детей в Казахстане, содействовать повышению уровня благополучия казахстанских детей до уровня стран ОЭСР».
«В соответствии с новыми задачами в сфере охраны прав детей «Национальный научно-практический институт благополучия детей «Өркен» является мотиватором развития системы обеспечения благополучия детей в Казахстане. С участием детей проведено более 53 тыс. информационно-разъяснительных мероприятий по вопросам безопасного поведения на улицах, дорогах, воде и в сети интернет. Обеспечение безопасности детей является основой деятельности нашего института и реализуется по нескольким направлениям» - так пишет о деятельности института начальник научно-методического отдела Галия Омарова. Источник https://yvision.kz/post/razvitie-sistemy-zashchity-detey-v-kazahstane-vklad-instituta-orken-1006596
А разве для бесед с детьми о безопасности обязательно создавать целый институт с руководством, отделами, офисами?
Разработан и комплексный план по защите прав детей от насилия, превенции суицида и обеспечению их прав и благополучия на 2023-2025 годы. Вот некоторые цифры из этого документа.
«Насилие над детьми, агрессия и жестокость сегодня достаточно широко представлены во многих сферах жизни ребенка. Последствия насилия ведут к совершению противоправных действий и преступлениям, процент которых за последние годы растет. Криминогенная ситуация в подростковой среде осложнилась (2021 г. – 1529, 2022 г. – 1735, 6 мес. 2023 г. – 844), допущен значительный рост (13,4 %) числа преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Несмотря на количественное снижение, показатель количества уголовных правонарушений в отношении детей также остается стабильно высоким (2021 г. – 2088, 2022 г. – 2005, 6 мес. 2023 г. - 1261). Кроме того, в 2022 году 719 несовершеннолетних стали жертвами преступлений против их половой неприкосновенности (2020 г. – 833, 2021 г. – 920)».
«Одна из острейших проблем современного казахстанского общества – проблема аутоагрессивного поведения и суицидов среди детей и подростков. Частота этого явления в детской среде в республике стабильно высокая: 2020 год – 144 факта (попытки – 307), 2021 год – 175 фактов (попытки – 373), 2022 год – 155 фактов (попытки – 309), 6 месяцев 2023 года – 95 фактов (попытки – 207)». Более трёхсот детей в стране ежегодно пытаются покончить жизнь самоубийством, от 144 до 175 добровольно покидают этот мир. Страшные цифры! Кажется совершенно абсурдным, но чиновники закладывают в этот план показатели по самоубийствам! Целью является «Снижение количества суицида и его попыток на 5 % ежегодно (2023 год – 147 фактов, 2024 год – 139 фактов, 2025 год – 130 фактов; попытки: 2023 год – 293 факта, 2024 год – 278 фактов, 2025 год – 264 факта). Если в нынешнем году будет 278 попыток и 139 детей - самоубийц, то это, выходит, можно считать нормальным, по плану!
Зато хорошо обозначены в плане объёмы финансирования. К примеру, на развитие детско-юношеского спорта, создание школьных спортивных лиг и организацию физкультурных мероприятий среди школьных спортивных клубов выделено и в 2023 -м, и в 2024 году более 48 млрд. тенге, а 2025 году планируется более 51 млрд. тенге. Для принятия мер по 100 % охвату несовершеннолетних дополнительным образованием направлено в прошлом году 81,5 млрд. тенге, в нынешнем – более 92 млрд., а в следующем выделят 101,3 млрд. тенге. Это очень хорошо, что для занятий спортом и работы кружков выделяют немалые средства. Но не получится ли, что эти деньги растворятся в формальных мероприятиях для «галочки», бодрых отчётах и рапортах? Сама цифра в 100% охвата детей дополнительным образованием вызывает большое сомнение. Неужели действительно все поголовно будут посещать секции, дворовые клубы, кружки? Такого даже в советское время не было.
И если таков уровень насилия над несовершеннолетними и среди несовершеннолетних, если от самоубийств в год погибает столько детей, как будто у нас идёт война, то где же результат работы всех этих многочисленных институтов, научных, развивающих и прочих центров, сидящих на государственном бюджете?!
Недавно президент в своём очередном послании народу Казахстана обозначил важные задачи образования. А может быть, стоит провести ревизию необходимости и эффективности работы целой сети государственных учреждений и предприятий, призванных улучшать и образование, и воспитание, и даже благополучие детей?
Денис Данилевский, преподаватель истории, обществоведения, основ государства и права