Вечный зов Анатолия Иванова

Газета "Flash!"

Недавно аким Восточно-Казахстанской области Ермек Кошербаев предложил проводить возле Марьина утёса вблизи от Шемонаихи фестивали «Вечный зов» или «Тени исчезают в полдень». Это может привлечь к нам туристов из России и других стран – уверен глава ВКО.

 Предложение интересное. Упомянутые романы нашего знаменитого земляка Анатолия Иванова вошли в золотой фонд советской литературы, по ним сняты многосерийные фильмы, ставшие телевизионными бестселлерами. Поклонников писателя, без сомнения, немало и в России, и в других постсоветских странах, да  в дальнем зарубежье.

  Память об Анатолии Иванове сохраняется в нашей области, несмотря на тектонические общественно-политические и экономические перемены последних десятилетий. И создание памятника Марьин утёс уже в новейшее время – лучшее тому подтверждение. Иванова почитают, прежде всего, как земляка и певца нашего края. Ведь он сам говорил, что описывая вроде бы вымышленный городок Шантара в «Вечном зове», представлял родную ему Шемонаиху. А Марьин утёс в его воображении действительно был утёсом над рекой Уба.

 В силу понятных политических причин сейчас  совсем не упоминается главная тема творчества писателя – история советской страны, история строительства социализма. Он показывает эту историю без прикрас, во всём её трагизме и величии. Через яркие образы главных героев Анатолий Иванов доносит для читателей основную мысль – становление нового строя и новой страны, построение справедливого общества высокой нравственности проходило в яростной борьбе с теми, кто хотел восстановления прежних порядков, прежнего деления людей на господ и рабов. Эта драматическая борьба проходит через каждую страницу, каждый эпизод его произведений, через судьбы героев – простых людей, вовлечённых в гигантский исторический поток и делающих свой нравственный  выбор.

  Многие впервые познакомились с творчеством Иванова именно через телевизионные фильмы – 7-серийный «Тени исчезают в полдень» и 19-серийный «Вечный зов». К сожалению, увлекшись острым, захватывающим сюжетом, советские люди не уловили главного – писатель всеми доступными ему средствами пытался донести основную мысль – опасность реставрации прежних феодально-буржуазных отношений никуда не исчезла.

 В романе «Тени исчезают в полдень» Устин Акимыч и Пистимея Морозовы – главные антисоветчики – исчезают, уходят в неизвестном направлении. Но это не значит, что они исчезли навсегда. Об этом в романе ни слова. Так же точно исчезает в «Вечном зове» и Пётр Полипов – тайный осведомитель царской охранки и предатель уже времён Великой Отечественной войны, всячески вредивший советскому строю в послевоенное время, пользуясь высоким положением в партии. В книге в последний раз Полипов присутствует в сцене  яростного спора с Василием Кружилиным. Они расходятся в разные стороны, и больше о Полипове ни одного упоминания. Писатель словно подчёркивает – они не исчезли, они растворились среди нас, продолжая делать своё дело, подтачивая, как жуки-короеды, советское общество для капиталистической реставрации.

 В фильме «Вечный зов» цензура уже заставила изменить сюжет о Полипове. В кино его разоблачают, находят архивные документы о сотрудничестве с жандармами, становится известно и о его вербовке в годы войны. Зло разоблачено и уничтожено. Советский зритель должен быть спокоен – социализм победил окончательно и бесповоротно.

 Наконец, Иванов устами Лахновского – офицера царской охранки, который пошёл в годы Великой Отечественной служить гитлеровцам, показывает детальный план разложения советского общества и государства. Этот страстный монолог Лахновского и в романе, и в фильме – самый ключевой момент. Но вместо того, чтобы задуматься о реальности угрозы воплощения этого плана в жизнь, советские зрители и читатели оценили эту сцену по –другому: такого уже не может быть. Хотя, в 1983 году, времени выхода всех серий фильма на экран, черты разложения уже зримо стали проступать.

  Позднее, уже после развала Советского Союза, монолог Лахновского в «Вечном зове» преобразовался в «план Даллеса». Якобы глава американской разведки Аллен Даллес в 1945 году разработал такой секретный план, позже он стал каким-то образом известен Иванову, и писатель в своём романе его обнародовал, бил в набат – люди, будьте бдительны. В 1993 году в ряде периодических изданий и в книге Б.Олейника «Князь тьмы» был опубликован текст этого «плана». Он практически полностью совпадает со словами Лахновского.  

 «Окончится война, всё как-то утрясётся, устроится. И мы бросим всё, что имеем, — всё золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей. Посеяв там [в СССР, в России] хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдём своих единомышленников, своих союзников в самой России… Мы будем браться за людей с детских, с юношеских лет, главную ставку будем делать на молодёжь. Станем разлагать, развращать, растлевать её… Эпизод за эпизодом будет развиваться грандиозная по своему масштабу трагедия самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания…
       Из литературы и искусства мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьём у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино — всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом, всякой безнравственности.
       В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться. Хамство и наглость, пьянство и наркоманию, ложь и обман, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, — всё это мы будем ловко и незаметно культивировать, всё это расцветёт махровым цветом…
       И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдём способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы духовной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением».

  Именно в таком виде «плана Даллеса» не существовало. Это плод литературного творчества.  В самом лучшем исследовании подрывной работы в отношении Советского Союза  - книге Н.Н. Яковлева «ЦРУ против СССР» (1983 г. издания) не упоминается этот план. Но, конечно, планы не только военного нападения на СССР, но и психологической, идеологической войны против советского государства, были разработаны и утверждены. В упомянутой книге они приводятся. Например, директива Совета национальной безопасности (СНБ) США №68 1950 года. Вот отрывок: «Нам нужно вести открытую психологическую войну с целью вызвать массовое предательство в отношении Советов». 10 апреля 1951 года был принят документ «Психологическое наступление против СССР», рассекреченный в 1976 году. И многие другие директивы и планы.

 О «плане Даллеса» упоминается лишь в публицистической книге Б. Розанова «Уолл-стрит» (1949 г. издания).

 «Характеристика Даллеса, как одного из самых отъявленных поджигателей новой войны была бы неполной, если бы не упомянуть о его плане создания в Восточной Европе «пятой колонны», который был провозглашен им на собрании клуба финансовых дельцов США «Бонд клаб». Перед США стоит, по утверждению Даллеса, неотложная задача: остановить дальнейший рост лагеря прогресса, не допустить, чтобы народы стали подлинными хозяевами своей судьбы там, где они этого еще не добились, и помешать им там, где они этого уже достигли».

 К сожалению, всё произошло именно так, как и расписано пусть и в мифологизированном «плане Даллеса» и вполне реальных директивах ЦРУ. Советский Союз был развален внутренними врагами, занимавшими самые высокие посты в партийной и государственной власти, превратившимися из коммунистов в капиталистов, при полной пассивности и даже поддержке и злорадстве простого народа. Кстати, монолог Лахновского цензурой был разрешён к печати только во втором издании «Вечного зова» в 1981 году.  До развала СССР оставалось 10 лет. Великий писатель оказался прав. Но народ его не понял. А жаль. Если бы советские люди «включили мозги», то реформы, которые были очень необходимы, могли бы пойти совсем другим путём.

 Конечно, вряд ли на будущих возможных фестивалях вспомнят и о борьбе Иванова с потомком лжи, очернения, клеветы на советский строй и советскую историю. Когда лавина «чернухи» и полного отрицания всего советского обрушился со страниц даже партийных газет, с экранов телевизоров, Иванов, будучи главным редактором журнала «Молодая гвардия», оказался в рядах немногочисленных защитников Советского Союза. Не изменил он свои взгляды и уже после развала СССР, продолжая идеологическое сражение, при явном превосходстве оппонентов в численности и в материальном оснащении. «Молодая гвардия» держала свою позицию, несмотря на финансовые и прочие трудности. Скончался Анатолий Степанович в 1999 году, в самый разгар рыночных реформ, ушёл из жизни как боец, на посту.

  Истинное осмысление творчества Иванова ещё впереди. А предложение акима области о проведении фестивалей, посвящённых великому писателю, нужно поддержать. Конечно, чиновники, ведающие туризмом, вряд ли займутся воплощением этой идеи в жизнь. Это не их уровень. Такие фестивали у Марьина утёса могут организовать только почитатели его таланта.

 

               Денис Данилевский

Фото из Интернета

Ниже фрагмент фильма «Вечный зов» с монологом Лахновского.