День подачи документов на оформление пенсии начался для меня неудачно. Цифровой офис населения (так теперь называется ЦОН) был полон посетителей. Но почему-то все сидели или стояли без всякого движения. Оказалось, что система не работает, и неизвестно когда её восстановят.
Такая ситуация стала уже вполне рядовой. Как сообщила сотрудница ЦОН, в минувшую пятницу (а дело было в понедельник) система не работала до трёх часов дня. Выходит, что только её наладили, прошли выходные, и система снова «вырубилась».
- Что же делать?
- Если хотите, ждите. Или из дома узнавайте.
Но узнавать не так-то просто. Телефон единого контакт-центра 1414 также не работал, поскольку он привязан к системе. Указанный в контактах телефон 56-04-00 уже не существует. Даже данные не обновили! Поэтому «узнавание» свелось к периодическим звонкам на 1414. Как только телефон заработал, стало понятно, что восстановили и систему. Произошло это к полудню. По телефону я забронировал очередь.
Документы сдал. Надеялся, что теперь нужно лишь подождать, когда в течение 10 дней придут три SMS, а потом уже получить пенсию на карточку. Но на следующий день, уже практически вечером у меня зазвонил телефон. Из госкорпорации «Правительство для граждан» сообщили, что «не отражаются доходы по ИП за первое полугодие 2022 года». Что означает «доходы не отражаются» мне так и не объяснили. Мои доводы о том, что с 2020 года ИП вообще были освобождены на три года от уплаты подоходного налога в связи с пандемией коронавируса, также не возымели действия. Потребовали предоставить декларацию, сданную в управление госдоходов. А как же ваша хвалёная единая база данных?
Но, как говорят, некуда деваться «с подводной лодки». На следующий день совместными усилиями с бухгалтером декларацию выслали. Двое суток никто не беспокоил. Я уже стал расслабляться, наверное, дело идёт к концу.
Но по всем канонам психологического триллера в пятницу в шестом часу вечера снова зазвонил телефон. Оказалось, что эти четыре дня оформления пенсии завершились лишь тем, что доходы стали «не отражаться» не только по ИП, но и по ТОО. Из 36 месяцев представленного к расчёту пенсии по возрасту дохода по ТОО почему-то «не отразились» 18 месяцев! Ровно половина! Причём, это периоды именно с наибольшими доходами! Мне прислали копию бумажного извещения на клочке бумаги (на фото).
В шоке оказался не только я, но и бухгалтер. Опытнейший финансист с многолетним стажем работы, она также не могла понять – как это «не отражаются»?! Ведь мы ежемесячно уплачиваем все налоги. Если бы мы не платили налоги полтора года, нас налоговики скрутили бы в бараний рог!
Впереди предстояли суббота и воскресенье, два дня томительного ожидания и неизвестности. В понедельник утром я сразу же отправил заявление в «Правительство для граждан». Просил пояснить – что означает «доходы не отражаются»? Это сбой в работе той самой единой базы данных, или эти сведения не внесены в эту базу комитетом госдоходов? Почему сотрудники «Правительства для граждан» сами не запрашивают сведения у налоговиков, почему сначала говорят, что справка о доходах не нужна, а потом гоняют человека по инстанциям? Кто виноват в том, что «доходы не отражаются»? Что делается, чтобы они «отражались»?
Бухгалтер к обеду пошла в госкорпорацию, чтобы на месте выяснить все обстоятельства и понять – что же делать дальше? Ведь если не подтвердить доходы, выпадет 18 месяцев, мне начислят минимальную пенсию, а её не хватит на хлеб с водой!
В госкорпорации пояснили, что поскольку в базе данных сведений о доходах нет, нужно представить справку за «потерявшиеся» периоды на бумаге! Вот тебе и вся цифровизация! Лучше бы её не было! Лучше бы, как раньше, заблаговременно подготовили все справки и сдали их с остальными документами.
Спасибо нашему бухгалтеру, низкий ей поклон и вечная благодарность! За полдня, до самой ночи она отложила все дела (а ведь трудится не только у нас, а в нескольких организациях) и занималась моей пенсией, готовила бумажную справку! К утру справка была готова и она понесла её на проверку. Претензий к справке не было, и оставалось лишь приехать, поставить печать и подписать.
Сотрудницы госкорпорации встретили очень вежливо, объяснили, что заявление я прислал не по адресу. Они лишь начисляют пенсию, а документы проверяют в департаменте труда и соцзащиты, это уполномоченный орган. Этот же департамент и предоставляет сведения из единой базы. Т.е. госкорпорация – только технический исполнитель. Обращаться нужно в департамент. Такая вот сложная, двухступенчатая система.
На следующий день мне пришла третья, последняя SMS - о назначении пенсии по возрасту. Эпопея завершилась. Учтены все доходы, представленные к расчёту солидарной пенсии.
Меня спасли знания, опыт, профессионализм, ответственность, человечность бухгалтера. А что делать рабочему, крестьянину, инженеру, оказавшимся в такой ситуации, когда «доходы не отражаются»? Ведь у них нет бухгалтера, которому они платят зарплату. Да, есть бухгалтерия того предприятия, где они работают. Но будут ли финансисты бросать все неотложные дела и заниматься срочной подготовкой справки для слесаря, сантехника, тракториста? Пойдёт ли бухгалтер лично в госкорпорацию разбираться? А если это ИП, который вообще работает без бухгалтера? Или т.н. «самозанятый»? Человек легко может оказаться в ситуации, близкой к безнадёжной. Ведь важно не только подготовить бумагу, но и сделать всё в соответствии с требованиями закона. Да, на предоставление дополнительных документов даётся 25 дней. Можно обратиться в фирмы, помогающие оформлять пенсию. Это дополнительные расходы, стресс (а ведь возраст далеко не юношеский!), переживания. Начисление пенсии сдвигается, а получение наступит не в следующем месяце, а на месяц позднее. Если человек уже уволился, или его уволили в связи с наступлением пенсионного возраста, этот дополнительный месяц нужно как-то прожить. А если всё-таки не удастся в эти 25 дней доказать доходы? На всю оставшуюся жизнь нищенская пенсия! Но кого волнуют проблемы «маленького человека»!
Так кто же всё-таки виноват в том, что «доходы не отражаются»? Почему даёт сбой цифровизация? С этими вопросами я обратился в министерство труда и социальной защиты РК.
«В соответствии с пунктом 15 Правил при назначении пенсионных выплат по возрасту, доход подтверждается сведениями централизованной базы данных о перечислении обязательных пенсионных взносов и об их соответствии размерам социальных отчислений в государственный фонд социального страхования и индивидуального подоходного налога.
При выявлении расхождений среднемесячный доход для исчисления размеров пенсионных выплат по возрасту определяется без учета сумм дохода за те месяцы, в которых обнаружились расхождения.
В свою очередь данные о доходах индивидуального предпринимателя, лица, занимающегося частной практикой, глав крестьянских или фермерских хозяйств, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), подтверждаются данными, полученными из информационной системы Комитета государственных доходов Министерства финансов РК путем интеграционного взаимодействия. В этой связи, предлагаем обратиться в Комитет государственных доходов Министерства финансов РК, который является ответственным за своевременное наполнение, достоверность и актуальность передаваемых данных из данной информационной системы.
В соответствии с пунктом 23 Правил, если для принятия решения о назначении пенсий требуется приобщение к электронному макету дела (далее – ЭМД) дополнительных документов и (или) доход не подтверждается сведениями централизованной базы данных о перечислении обязательных пенсионных взносов и об их соответствии размерам социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и индивидуального подоходного налога, уполномоченный орган по назначению пенсий и пособий возвращает ЭМД и через отделение Государственной корпорации направляет уведомление заявителю, о представлении дополнительных документов в течение 25 рабочих дней со дня получения уведомления или sms-оповещения на мобильный телефон.
Вместе с тем, сообщаем, что в работе информационной системы Министерства технических сбоев не наблюдалось, а также для обеспечения бесперебойности систем на постоянной основе проводятся соответствующие работы», - ответил вице-министр Олжас Ордабаев.
Как обычно, ведомства перекладывают ответственность друг на друга. Вот и минтруда «перевело стрелы» на комитет госдоходов – мол, у нас система работает нормально, это налоговики своевременно не передают данные в систему! Но простому человеку разве от этого легче?!
Наконец, как проверить - «отражаются» данные или «не отражаются»? Ведь сам будущий пенсионер не может зайти в эту систему и посмотреть все данные по своей персоне. Приходится верить на слово. Все нудобные вопросы отпадут лишь тогда, когда заявителю на получение пенсии будет предоставлена возможность зайти в систему и всё проверить лично. Или, хотя бы, будут присылать не фото бумажки, а скрин из данных системы. А пока в голову приходят всякие нехорошие мысли и подозрения.
Поэтому мой главный практический совет. Наверное, таких проблем не возникает у госслужащих и бюджетников. Возможно, что без проблем оформляют документы работники крупных предприятий. Но тем, кто уходит на пенсию из среднего и малого бизнеса, ИП, лучше подстраховаться, и несмотря на то, что бумажные справки о доходах теперь не требуют, всё-таки спокойно и заблаговременно подготовить их в своей фирме или в комитете госдоходов. И сдать вместе с другими документами на оформление. Так будет надёжнее, если вдруг доходы не станут отражаться.
Оформление пенсии требует и времени, и сил, и определённых знаний и навыков. Хотя бы элементарных юридических знаний, умения составить и отправить запрос, жалобу. Не у каждого есть эти знания, а в этом случае человек может просто растеряться, почувствовать своё бессилие перед мощью государственного аппарата, и, конечном итоге смириться с незавидной участью.
Лишний раз вспоминаешь советское время, сейчас многими презрительно называемое «совком». Моя мама вышла на пенсию в 1991 году, в возрасте 55 лет. Союз уже разваливался, но пенсионная система ещё работала как часы. Мама сама вообще не занималась оформлением пенсии. Всё делали работники отдела кадров. Никаких справок не требовалось, начисляли по трудовой книжке. В день 55 –летия она в последний раз пришла на работу, но уже не трудилась. Её поздравили с выходом на пенсию, вручили пенсионное удостоверение, выразили самые наилучшие пожелания. Через час она уже вернулась домой. А через несколько дней почтальон принёс первую пенсию на дом. Женщина с почтовой сумкой на ремне носила в ней тысячи рублей, и не боялась. Так было в «совке».
Когда через месяц я снова пришёл в ЦОН, чтобы получить пенсионное удостоверение и забрать трудовую книжку, там снова было многолюдно и подозрительно тихо. Девушка у стойки что-то объясняла посетителям и делала характерный знак – круги пальцем. Всё понятно, значит, система опять «зависла». Цифровизация продолжает свои ужасы. Хорошо, что выдача готовых документов от цифровизации не зависит и я легко всё получил. К этому времени главный цифровизатор страны – министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (у нас и такая промышленность есть!) Багдат Мусин уже ушёл в отставку. Это он говорил, что у нас интернет лучше, чем в Токио. Два дня назад стало известно, что его назначили председателем правления АО «Казахтелеком». Он снова будет заниматься цифровизацией! И зарплата в национальной компании намного больше, чем у министра. Всё шло, и будет идти по-прежнему.
Вместе с пенсионным удостоверением сейчас выдают и распечатку полной детализации учёта трудового стажа и дохода для начисления пенсии. Обязательно изучите эту распечатку, и если вас что-то смущает, что-то не учли, начисление можно обжаловать.
Завершая своё повествование, проинформирую, что полностью путь вступления в статус пенсионера заканчивается после получения государственной гарантии. Четвёртая SMS с информацией о назначении госгарантии может поступить гораздо позже, уже после перечисления первой пенсии. Государственная гарантия пенсионных накоплений выплачивается один раз, и начисляется в том случае, если сумма пенсионных накоплений за всё время перечислений с учётом доходности и инфляции окажется ниже суммы внесённых обязательных пенсионных взносов. Эту разницу выплачивают из бюджета. Если сумма взносов больше или равна сумме накоплений с учётом доходности и инфляции, то гарантия не выплачивается.
Последняя часть пенсионной темы будет уже не об «ужасах цифровизации», а о мрачных перспективах последующих поколений пенсионеров уже в самое ближайшее время. Об этом читайте в следующей статье. Что касается лично меня, то я прошёл все испытания, вступил в этот статус, и надеюсь, что предстоящее время, отпущенное судьбой, будет не «периодом дожития», как говорят власти, а полноценной и яркой жизнью.
Денис Данилевский