«Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет…». Эти строчки Александра Блока вспоминаются, когда идёшь по вечерним улицам Усть-Каменогорска. На некоторых нет даже и «бессмысленного и тусклого света».
«В рамках сотрудничества с Европейским банком реконструкции и развития реализован проект по модернизации системы уличного освещения г. Усть-Каменогорска на 3 млрд. тенге (осуществлена замена 12,8 тыс. энергосберегающих светильников, 212 км кабеля самоизолирующего провода (СИП) и смонтировано 214 шкафов управления). Введен в эксплуатацию диспетчерский центр по управлению системой уличного освещения, в дальнейшем планируется реализация второго этапа проекта стоимостью 5,2 млрд. тенге» - данные из прогноза социально-экономического развития ВКО на 2024-2028 годы.
Цифры, как всегда, впечатляющие. Особенно сумма в три миллиарда тенге и затраты на второй этап реконструкции в 5,2 млрд. Возникает закономерный вопрос – а почему тогда в областном центре по вечерам и ночью так темно, что «хоть глаз выколи»? Где результат?
Жители, особенно водители, выражают недовольство по поводу слабого освещения улиц. В ноябре вообще был кошмар. Дожди, грязь, слякоть, всё черном-черно, ничего не видно. Произошло два ДТП, сбиты насмерть пешеходы, вечером и рано утром. Очевидцы говорят, что в этих местах освещения либо вообще нет, либо оно тусклое.
К примеру, на ул. Утепова, а это одна из центральных улиц района КШТ, освещение лишь на одной стороне улицы, да и то не везде. Часть трассы вообще не освещена, а где свет есть, фонари горят через один. Сложно передвигаться даже пешеходам по тротуару, не говоря уже о водителях.
В чём дело? Приводим ответы заместителя руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог Усть-Каменогорска Е. Ибраева на редакционный запрос.
«Касательно слабого освещения улиц сообщаем, что в городе Усть-Каменогорске установлены светильники мощностью 70В, 130В и 150В, в соответствии с нормами освещения на соответствующих категориях дорог».
Честно говоря, слабоватая мощность для городских улиц. Есть светильники гораздо мощнее. Почему их не устанавливают? Экономят? А на чём экономят – на безопасности движения, на безопасности пешеходов, создают условия для аварий, травм, гибели, для уличной преступности?
«По вопросу расположения светильников сообщаем, что проект модернизации систем уличного освещения предусматривает только замену светильников, шкафов управления и СИП. Новое строительство проект не предусматривает».
Изумительный ответ! Просто шедевр! Их спросили – почему светильники горят только на одной стороне улицы, а столбы имеются на обеих сторонах? При чём тут «новое строительство»?
«Модернизации подлежали светильники, работающие более 30 лет на ртутных лампах. В настоящее время такие светильники запрещены к использованию. Экономия электроэнергии от использования новых светильников составляет 60 процентов».
Повторим – а ради чего экономия? И есть ли вообще экономия? Стоит углубиться в детали, и закрадывается мысль, что в этой неразберихе с уличным освещением активно идёт пресловутое «освоение денег».
Оказывается, уличное освещение в областном центре сейчас делят два хозяина! Это региональный центр государственно-частного партнёрства ВКО и городской отдел ЖКХ! Бывает так, что на одной улице фонари принадлежат разным организациям!
Вот что ответил на вопрос по поводу плохого уличного освещения председатель Усть-Каменогорского маслихата Александр Светаш на отчётной встрече с избирателями 20 ноября этого года.
- В рамках государственно-частного партнёрства заключён договор с компанией «Эверлайт». Они сами производят светильники, сами их доставили, смонтировали и эксплуатируют. Чтобы спрос был с одного поставщика.
Сейчас проблема в несвоевременной поставке светильников для замены вместо сгоревших. Было непонятно – или сами светильники сгорели, или какие-то запчасти. Специалисты разбирались. Сейчас составлен график поставок, центр ГЧП ежедневно контролирует его выполнение, и до конца года будут заменены более 2000 сгоревших светильников.
Многовато сгоревших светильников всего за 4 года эксплуатации. Так ли уж хороши эти светильники, если столь быстро выходят из строя?
Вопрос о плохом освещении улиц Усть-Каменогорска, а также о том, что недостаточная освещённость могла стать причиной трагических ДТП, был задан и акиму ВК области Ермеку Кошербаеву на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций в Астане, прошедшей 30 ноября.
- Я не только знаю об этой проблеме, но и ежедневно занимаюсь этим вопросом совместно с акиматом Усть-Каменогорска, центром ГЧП, управлением энергетики. Проект сложный, в нем несколько сторон – это и акимат, и ЕБРР, и частные поставщики. У каждого своя правда в том, что этот проект толком не реализуется. Я попросил проверяющие органы посмотреть, что же произошло, чтобы принять правильные правовые и организационные решения. Что касается перегоревших лампочек, то сейчас их в ручном режиме меняют. Сразу все не заменишь, но замена идёт.
В том случае, когда недавно автобус сбил насмерть пешехода на остановке, по камерам проверили - свет в этом месте был. По данным департамента полиции, несчастный случай произошёл по неосторожности и пешехода, и водителя. Очень жаль…
Честно говоря, от ответов столь высоких руководителей веет какой-то безнадёжностью. Видимо, светло в городе станет, и лишь на короткой период, с наступлением лета, когда день будет самым длинным, а ночь самой короткой.
В проблемы уличного освещения досконально вник руководитель ВК областного филиала РОО «Әділдік жолы» Адиль Пшенов. О своём расследовании он подробно рассказывает на странице в Facebook
В городе всего 33 168 светоточек, из них 16 603 находятся на балансе АО «Региональный центр ГЧП ВКО», а 16 565 штук находится на балансе ЖКХ г. У-Ка. Согласно данным из открытых источников установлено, что в 2017 году заключается кредитный договор между ГЧП и ЕБРР о финансировании проектов в г. Усть-Каменогорске и г. Семей для модернизации систем уличного освещения на сумму 4 953 331 200 тенге. Из них почти 80 % предоставляет ЕБРР в качестве кредита и остальные 20 % вкладывает акимат ВКО, при этом акимат выступает гарантом.
Акимат ВКО постановлением от 08.11.2018 г. принимает в коммунальную собственность объекты (сети наружного освещения и 12 трансформаторных подстанций) коммунальной собственности г. У-Ка и тут же передает на баланс ГЧП.
В декабре 2019 г. ГЧП заключает соглашение с корпорацией «Everlight Electronics CO., Ltd.» из Тайваня на общую сумму 8 999 703 166 тенге (здесь видимо сидят кредитные деньги и более 50 % бюджетные, выделенные акиматом ВКО) по проектированию, установке, эксплуатации и техническому обслуживанию систем уличного освещения г. Усть-Каменогорска - сумма 6 067 235 994 тенге и г. Семей – 2 932 467 172 тенге сроком до 2028 года».
Руководитель филиала общественной организации по борьбе с коррупцией обращает внимание на явно завышенную стоимость светильников.
«Стоимость одной светодиодной лампы 12 500 тенге (производитель Everlight Electronics CO., Ltd.). Явное завышение суммы, тогда как указанные лампочки стоят сегодня не выше 2000 тенге за штуку».
Должна быть приобретена и мобильная лаборатория для автоматического мониторинга качества освещения за 18 000 000 тенге. Но данной машины пока нет ни в Усть-Каменогорске, ни в Семее, хотя она необходима, ведь качество освещения измерить нечем.
«После всех указанных процедур и Everlight Electronics CO., Ltd и ЖКХ города заключают договор подряда с ТОО «Горсвет» на ежемесячное обслуживание освещения.
При этом согласно договору ЖКХ г. У-Ка платит около 34 млн. тенге в ГЧП ежемесячно на обслуживание освещения, а ГЧП в свою очередь пересылает деньги Everlight Electronics CO., Ltd, которая платит 14 600 000 тенге Горсвету за обслуживание. Эта сумма, не считая обязательств по кредиту, которую также акимат перечисляет ГЧП.
Далее ЖКХ г. У-Ка за остальные 16 565 светоточек платит ежемесячно Горсвету почему-то 6 млн. тенге, хотя за те же самые виды работ и за 16 603 светоточки платят в ГЧП 34 млн. В чем «фишка» неравномерной оплаты двум разным организациям за одинаковые виды работ? Или это очередная схема по выводу бюджетных средств?» - задаёт резонный вопрос Адиль Пшенов.
«На сегодня светильники в Усть-Каменогорске отключаются , хотя имеется гарантийный срок от производителя Everlight Electronics CO., Ltd на 15 лет. По г.У-Ка была запланирована поставка светильников модели SL-VICTORY в количестве 15 482 штуки на общую сумму 1 716 890 000 тенге. Но по факту светильники не выдерживают никакой критики. Вдобавок компания с августа 2023 года не платит ТОО Горсвет за обслуживание светильников, мотивируя тем, что им не платит ГЧП».
Вот такая ситуация с уличным освещением в Усть-Каменогорске. Двоевластие, весьма запутанная схема финансирования. Может, в этой запутанности и есть главный смысл? При этом в городском бюджете на 2023 год предусмотрено на уличное освещение 1 млрд. 918 млн. тенге. Тысячи светильников выходят из строя, их своевременно не заменяют. И за всё это ещё нужно платить кредит! Условия кредитного договора с ЕБРР неизвестны, на этот вопрос редакции не ответили. Нет подробностей и на сайте регионального центра ГЧП. Если общая стоимость проекта более 8 млрд. тенге, можно предположить, что с процентами и оплатой за банковские услуги всего предстоит вернуть Европейскому банку как минимум более 10 млрд. тенге. И возвращать придётся полностью за счёт бюджета. Кстати, на последней сессии областного маслихата при внесении изменений в областной бюджет было выделено 150 млн. тенге на погашение части кредита ЕБРР на модернизацию уличного освещения Усть-Каменогорска. В кредитную кабалу влезли – а нормального освещения в городе нет, и непонятно, будет ли оно вообще!
Денис Данилевский
На фото – так освещается улица Утепова, ноябрь 2023 года.