Самые бесполезные выборы

Газета "Flash!"

  В минувшую субботу тихо, незаметно состоялись выборы депутатов Сената. Также незаметно прошла и сама избирательная кампания. Выборы косвенные, избирателями являются только депутаты маслихатов. Такой принцип выборов вполне  может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан. В ст. 33 п.2 Конституции говорится, что «граждане имеют право избирать и быть избранными в государственные органы», а в реальности  получается, что избирать депутатов Сената могут не все граждане. Это своего рода дискриминация по мотивам социального и должностного положения, что запрещено п.2 ст. 14 Конституции. 

 Обращает внимание тот факт, что выборы состоялись гораздо раньше срока окончания полномочий депутатов. Проходят они раз в три года, когда истекает 6-летний срок полномочий одного из двух депутатов от региона. Депутатский мандат Дуйсенгазы Мусина, избранного от ВКО в 2017 году, истекает лишь в августе этого года, как и депутатов от других областей. Но было принято решение провести голосование 14 января, на 7 месяцев раньше. Почему? Дело в том, что вероятнее всего в марте пройдут выборы в мажилис и маслихаты. Депутаты областных маслихатов, городских маслихатов  Астаны, Алматы и Шымкента будут избраны по смешанной системе (по партийным спискам и по одномандатным округам), депутаты всех остальных городских и районных маслихатов – только по одномандатным округам. Видимо, власть опасается, что в округах всё-таки могут пройти не совсем желательные кандидаты. И тогда будет гораздо труднее провести в Сенат «своих».

 Нынче власть постаралась придать этим выборам максимальную видимость конкуренции. Так, в ВКО было выдвинуто шесть кандидатур. Но зарегистрированы трое – Шакарым Буктугутов – заместитель акима ВКО (на фото), Александр Светаш – секретарь городского маслихата Усть-Каменогорска, Ержан Ашимов – генеральный директор АО «УК завод промышленной арматуры». Сразу стало понятно, что сенатором явно станет заместитель акима. Так и произошло – за Буктугутова отдано 86% голосов выборщиков (104), за Ашимова -8 голосов, за Светаша -7. Были даже те, кто проголосовал «против всех» - 2, и 1 бюллетень оказался испорченным. Полное торжество демократии!

 В области Абай также выдвинулось  6 человек. Зарегистрировали четверых. Но в самый последний момент один из них снял свою кандидатуру. В итоге избран Кайрат Тастекеев – директор строительного колледжа г. Семей. Характерно, что во второй раз всего за 4 месяца не была зарегистрирована Гульжанат Рахаткызы. Она выдвигалась в Сенат в августе прошлого года, когда прошли выборы в связи с образованием новой области Абай. Гульжанат летом 2022 года по собственному желанию сложила с себя полномочия депутата Семейского маслихата. Девушка известна своей принципиальной позицией, а таких в составе Сената видеть явно не хотят, они нарушат спокойную, безмятежную жизнь, текущую в стенах этой палаты Парламента.

 Вообще неожиданностей на сенатских выборах не происходит. Власть потерпела поражение лишь однажды – в 1999 году. Причём, дважды. Сначала на стадии регистрации. Внесистемный кандидат Зауреш Батталова из Семипалатинска смогла набрать необходимое число подписей депутатов маслихатов. Всё решила единственная подпись депутата, который не поддался давлению власти. А затем неожиданность поджидала областной акимат и на голосовании. Большинство выборщиков  отдали голоса за Батталову, а не за Александра Гусинского. Видимо, после этого шока власть усилила контроль за ходом выборов в Сенат. В 2002 году Гусинский баллотировался уже в гордом одиночестве. Мне довелось участвовать в тех выборах как депутату УК гормаслихата, я голосовал против его кандидатуры, но таких оказалось мало – всего 38 человек, из более чем трёх сотен депутатов.

 Сенат видимо создали с целью запасного аэродрома для бывших чиновников. От ВКО сейчас там два депутата – бывший заместитель акима Усть-Каменогорска Ольга Булавкина, и Шакарым Буктугутов – теперь уже бывший заместитель акима области. Он сменит Дуйсенгазы Мусина – тоже  бывшего заместителя акима ВКО. Характерно, что обычно в Сенат чиновники отправляются уже  в довольно солидном  возрасте. Зачастую пребывание в Сенате является уже последней карьерной ступенькой перед уходом на пенсию. Так, уходящий Дуйсенгазы Мусин оформил пенсию,  будучи депутатом, а в этом году ему  исполнится 66 лет. Вполне прекрасное завершение карьеры, даже три года был депутатом  в ранге пенсионера. Новоиспечённому сенатору  Шакарыму  Буктугутову  63 года  исполнится в следующем марте. И ещё 5 лет ему предстоит находиться в сенаторском кресле.

 Будучи сенатором  пенсионного возраста достиг и уже упоминавшийся Александр Гусинский, ушедший в Сенат с должности руководителя департамента антимонопольного комитета по ВКО. Кстати, это было его второе избрание в Сенат, ранее он уже был депутатом с 1995 по 1999 годы. После него в Сенат переместился заместитель акима ВКО Сергей Плотников. Он пробыл депутатом  9 лет – с 2008 по 2017 годы, его переизбрали в 2014 году ещё на три года! Придя в Сенат в возрасте 48 лет, он покинул его уже в 57.  Талгатбек Абайдильдин был акимом ВКО в 2003-2004 годах. В декабре 2004 года уступил это место Виктору Храпунову, но о его  будущем уже позаботились. В 2005 году Абайдильдин  был избран в Сенат, занимал депутатское кресло до 2011 года, а затем его переизбрали ещё на три года, хотя он уже достиг к этому времени пенсионного возраста. Талгатбек Жамшитович  также пробыл депутатом 9 лет, завершив политическую карьеру в 66 –летнем возрасте.

 Столь подробная, но далеко не полная справка о действующих и бывших депутатах Сената от ВКО  лишь подтверждает вывод об этой палате Парламента. Она явно существует  словно специально для того, чтобы чиновники  спокойно пересидели время, остающееся до пенсии, да ещё и захватив несколько лет уже после достижения пенсионного возраста!

 В прошлом и позапрошлом году я выдвигал версию, что в Сенат на этих выборах  будет выдвинут Даниал Ахметов. Этой версии способствовало совпадение двух сроков – очередного продления его полномочий ещё на год как раз в июне 2023 года и выборы в Сенат, которые должны были состояться в августе. Но последующие события развенчали эту версию. После досрочных президентских выборов Даниал Ахметов теперь уже был не назначен, а избран на пост  акима ВКО из двух предложенных президентом кандидатур. А поскольку он избран, то может править и после окончания срока продления полномочий президентом. Нелепым будет выглядеть освобождение его от должности через полгода или даже год после избрания. А сенатские выборы теперь только в 2026 году.

 Зачем вообще в Казахстане нужен двухпалатный парламент? Государство у нас унитарное. Обычно две палаты имеются в парламентах  федеративных  государств, где одна из палат состоит из представителей  субъектов федерации.   

 Недавно председатель Сената  Маулен Ашимбаев сказал, что задача палаты -  представлять интересы регионов. Вопрос к жителям ВКО – вы припомните, чтобы кто-то из названных выше сенаторов, избранных от Восточно-Казахстанской области, показал свою активность, принципиальность, идейную убеждённость в защите интересов населения нашего края?

 Для сведения. 10 депутатов Сената даже формально не выбираются депутатами маслихатов. Их назначает президент. Пять из них – по предложению Ассамблеи народа Казахстана.

 А вот коллективный портрет вновь избранных депутатов Сената. Из 20 избранных -  три женщины, 17 мужчин, средний возраст 53,8 года.  Среди них – четыре действующих депутата Сената, пять секретарей областных маслихатов, четыре заместителя акима, 2 акима районов, два сотрудника центральных государственных органов, руководитель учебного заведения, руководитель областного управления и представитель акционерного общества. Об этом сообщил заместитель председателя ЦИК Константин Петров. Несомненно, что они будут «самыми яростными защитниками народа». Наивный вопрос – а где же рабочие, крестьяне, учителя, врачи, инженеры, учёные, работники культуры?

 Совсем анекдотическая ситуация произошла с депутатом Андреем Лукиным. 13 января президент издал указ о прекращении его полномочий, поскольку он был назначен по президентскому списку. А 14 января его уже избирают в сенат от Астаны. Он был зампредседателя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, замакима Астаны, заместителем генпрокурора РК. В 2019 году назначен депутатом Сената. В следующем году достигает пенсионного возраста. Кстати, одного сенатора – почётного и пожизненного, которым был первый президент Нурсултан Назарбаев, палата лишилась, поскольку закон «О первом президенте – Елбасы» утратил свою силу.

И ещё пара цифр. На обеспечение деятельности Парламента в республиканском  бюджете 2023 года предусмотрено 22 млрд. 221 млн. 458 тыс. тенге. Если учесть, что в Мажилисе 98 депутатов, а в Сенате 50, то 1/3 от этой суммы расходуется на Сенат, получается более 7 млрд. тенге. На прошедшие 14 января выборы израсходовано из бюджета 254,7 млн. тенге. Не лучше ли вообще ликвидировать Сенат, как совершенно ненужную структуру? Хотя, куда в таком случае будут отправлять возрастных чиновников, чтобы они спокойно досидели до пенсии? Ведь о таких ценных людях нужно заботиться.

 

                                                                    Денис Данилевский