После января – 2022. Год спустя. Всё идёт по-прежнему

Газета "Flash!"

 На нынешние новогодние каникулы грех жаловаться. Впервые за несколько лет праздник и дни отдыха прошли довольно спокойно. Тема коронавируса давно стихла, к российско-украинской  войне, хотя это и печально констатировать, уже привыкли, социальных потрясений не произошло. А ведь год назад уже 2 января начались протесты против повышения цены на газ, переросшие в массовые акции по всей стране, а затем в беспорядки и погромы.

 В годовщину январских событий генеральный прокурор Берик Асылов доложил о ходе расследования. Несмотря на довольно громкие заявления, ясности вокруг трагического января -2022 больше не стало.

  «В январе 2022 года ситуация в стране была очень сложной. Уже сейчас понятно, что сплоченность нашего общества  специально расшатывалась по заранее отработанным сценариям. В тот период многие были недовольны неравенством и жаждали справедливости. Нужен был только удобный повод. Им оказался рост цены на газ. Протесты подхватили в других городах, где о газе все забыли и стали уже выдвигать радикальные требования. Все это привело к трагедии, к человеческим жертвам. Теперь мы можем утверждать, что в условиях управляемого хаоса, операция по смещению высшего руководства страны была тщательно спланирована. По сути, была попытка госпереворота.

Весь 2021 год скрытно шла подготовка исполнителей для применения радикальных мер. В числе исполнителей были организованные преступные группы. Они набирали людей, вооружались, закупали рации и транспорт. Следствием установлено, что отдельные силовики курировали эту работу», - сказал Берик Асылов.

 Бывший председатель КНБ Карим Масимов – главный организатор попытки госпереворота, всего в организации беспорядков обвиняются 18 человек. По команде высшего руководства КНБ и органов внутренних дел были оставлены здания силовых ведомств, и участники беспорядков смогли завладеть более чем 3000 единиц оружия, почти 2000 до сих пор не обнаружено.  По указанию Масимова оставили здания ДКНБ Алматы и Кызылординской области. Также по команде руководства были оставлены здания департаментов полиции Алматинской и Жамбылской областей. В конечном итоге Алматы и Талдыкорган на двое суток полностью оказались во власти вооруженных бандитов

Слияние власти и криминала – главная особенность этих событий. «По версии следствия, в Алматы особая роль отводилась Джумагельдиеву (так называемый «Дикий Арман»). Нами установлено, что он действовал при координации куратора из КНБ. Он должен был организовать беспорядки, взять под контроль толпу, создать так называемый «народный совет» для выдвижения единых ультимативных требований к властям. В этом ему активно помогали экс-депутат маслихата Алматы (Кудайберген), а также активный член криминальной группы Махатов, который вооружал бандитов, организованно прибывавших в гостиницу «Казахстан» в Алматы».

 Замешан в событиях и бывший министр обороны Мурат Бектанов. Генпрокурор сообщил, что министр  отдал явно незаконные приказы и оставил без защиты военные стратегические объекты. Бектанов обвиняется в превышении власти, совершенном в боевой обстановке (часть 3 статьи 451 УК). С бывшим главой военного ведомства ситуация вообще странная. Освобождён от должности он лишь 19 января прошлого года, спустя две недели после событий. Досудебное расследование начато через месяц после отставки, 20 февраля его взяли под стражу. «19 февраля 2022 года Генеральной прокуратурой начато досудебное расследование по статье 452 УК РК в отношении бывшего министра обороны Бектанова Мурата Карибаевича по факту бездействия по службе» - такое сообщение распространила Генеральная прокуратура в конце февраля прошлого года. А месяцем ранее, комментируя отставку Бектанова, президент Касым-Жомарт Токаев заявлял, что во время январских событий Вооруженные силы РК «из-за крайне неуверенного и безынициативного руководства ими не смогли с достоинством выполнить поставленные на них задачи.  Бектанов не проявил командирских качеств». Сначала ему предъявили бездействие. А теперь обвиняют в превышении власти в боевой обстановке, совсем другая статья УК. Выходит, что первая версия – бездействовал, а значит, никаких приказов не отдавал. Теперь говорят, что отдавал незаконные приказы и оставил без защиты военные объекты. Значит,  отдал приказ снять охрану с военных объектов? И с этих объектов тоже пропало оружие? Но об этом генпрокурор  не сказал. Ничего не понятно.

 О приказе открыть огонь на поражение. «Первый раз боевое оружие силовики применили около 16.00 часов 5 января при обороне резиденции президента (в Алматы – ред.).  И далее оружие применялось силовиками при отражении атак на здания полиции, акиматов, других объектов, то есть когда беспорядки перешли в насильственную фазу. Затем при «зачистке» городов от вооруженных боевиков. То есть,  другими словами, огонь по нападавшим был открыт задолго до известного выступления президента страны. Все дискуссии по этому поводу намеренно уводят в сторону общественное мнение».

А теперь вопросы после доклада генпрокурора. Итак, целый год скрытно шла подготовка к госперевороту. Конечно, очень странно, что подготовку не удалось обнаружить, а организаторов разоблачить. Но спишем это недоразумение на тот факт, что происходило всё под прикрытием КНБ. Хотя, ведь есть и другие спецорганы. Кроме разведки КНБ есть служба внешней разведки РК «Сырбар», подчинённая непосредственно президенту. Вот задачи СВР: «добывание разведывательной информации в интересах Республики Казахстан; обеспечение Президента, Правительства и государственных органов  разведывательной информацией и аналитическими оценками в политической, финансово-экономической, военно-политической, научно-технической, гуманитарной и экологической областях».  Почему они проспали «террористическую атаку» на страну (именно так охарактеризовал события Токаев, когда обосновывал своё решение обратиться за помощью в ОДКБ). Есть военная разведка. Никто ничего не знал? Кстати, в выступлении генерального прокурора уже ничего не упоминается о 20 000 боевиков, проникших в Алматы.

 Прокурор говорит, что обстановка накануне событий была сложной и специально расшатывалась  по заранее отработанным сценариям. «В тот период многие были недовольны неравенством и жаждали справедливости. Нужен был только удобный повод. Им оказался рост цены на газ». Если расшатывание обстановки шло заранее, по сценарию, получается, что повышение цены на газ также входило в этот сценарий? Тогда в числе организаторов должно быть и правительство, его бывший глава Аскар Мамин, подписавший постановление об увеличении стоимости газа? Не Масимов же повысил цену.  Почему Мамин не арестован и не предан суду? Почему главный аналитический штаб президента – его администрация, не доложил главе государства, что народ недоволен неравенством и жаждет справедливости? Почему не шли сигналы с мест, от акимов и управлений внутренней политики о нарастании социальной напряжённости? Почему молчали депутаты,  партии? А что сейчас – народ доволен жизнью и уже не жаждет справедливости?

 Очень странно, что именно криминальному авторитету «Дикому Арману» поручили взять под контроль  толпу и организовать т.н. «народный совет» для выдвижения требований власти. Вообще-то такие дела делают лидеры оппозиционных партий и движений. И готовятся  заранее, до массовых уличных выступлений. Если переворот готовили в КНБ, то поручили такое важнейшее задание «двоечникам» по истории. Им достаточно было почитать книги, посвященные Великой Октябрьской социалистической революции, чтобы взять оттуда готовый план подготовки. Так, советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов стали создаваться задолго до октябрьского вооружённого восстания в Петрограде. Весь 1917 год их роль нарастала.  Самый влиятельный Петроградский совет возглавили признанные политические лидеры: сначала социал-демократы меньшевики Чхеидзе и Церетели, а затем, накануне восстания – большевик Троцкий. Сложно представить, чтобы  криминал занялся бы созданием такого совета!  Или, хотя бы взяли недавнюю историю развала СССР, который также проводился под чутким руководством КГБ. Всякие «Народные фронты», инициативные группы содействия перестройки, и прочие организации, подтачивавшие советскую власть, появились задолго до т.н. «августовского путча» и нигде в их составе или руководстве не было бандитов. Они вышли на сцену позднее, когда цель развала Союза и социализма была решена.

 Получается, что «Дикий Арман» не справился с поставленной  задачей. Судя по логике выступления генпрокурора, первичным всё-таки стало выступление народа против цен на газ, и взять их под контроль и поручили криминалу. Но народный совет так и не создали.

Задачей переворота было смещение высшего руководства страны. А что, без массовых беспорядков нельзя было попытаться решить эту задачу? Например, через  депутатов парламента вынести вопрос об отрешении от должности президента. Такая процедура предусмотрена Конституцией. Ведь поработать с депутатами, наверное, проще, чем «взять под контроль толпу»? А повод для отрешения всегда можно найти. Кстати, и парламент, и весь депутатский корпус маслихатов в те трагические дни отмолчались. У парламентариев голос прорезался лишь 10 января, когда власть уже полностью контролировала ситуацию. В докладе генпрокурора умалчивается – кто должен был прийти на смену отстранённому руководителю. Сам Масимов? Или кто-то другой? Какова роль первого президента в этих событиях, если за ними стояли «силы старого Казахстана»?  

 Так и неясно – почему главные события развернулись в Алматы, а не в столице. Все перевороты и революции совершаются в столицах – этому тоже учит история. Почему силовики покинули здания и позволили овладеть оружием лишь в Алматы, Алматинской, Жамбылской и Кызылординской областях, а не во всех регионах страны? В Усть-Каменогорске, например, силовики полностью контролировали ситуацию. Невозможно взять власть, обладая контролем лишь над тремя  областями и одним мегаполисом, и без контроля над столицей. Если оставшиеся 12 регионов подчиняются центральной власти, никакого переворота не произойдёт. Или Масимов хотел создать отдельное государство «Южный Казахстан»? Тогда бы уж лучше Западный – там вся нефть и газ!

 Спустя год ясно, что ничего не ясно. И вряд ли станет яснее в ближайшем обозримом будущем. Суды над главными фигурантами дела проходят в режиме секретности. Поэтому приходится слушать официальную версию и строить предположения. Кстати, перед годовщиной событий вышла книга российского журналиста Леонида Млечина «Трагический январь. Президент Токаев и извлечение уроков». Официальная презентация в Казахстане ещё не состоялась в связи с болезнью автора.  Судя по публиковавшимся отрывкам, книга основана на официальной версии событий. Вполне логично, что за эту тему взялся россиянин, взгляд со стороны вроде бы должен быть более объективным. На Youtube – канале «История Леонида Млечина» в конце декабря демонстрировался многосерийный фильм о январских событиях.

«Формальным поводом было то, что могло быть легко урегулировано – повышение цен на газ, которое в той области действительно имеет большое значение. Но реальная причина, судя по всему, состояла в том, что кому-то хотелось избавиться от Главы государства, не устраивала его политика, антикоррупционная активность, действия, направленные на открытость страны, на то, чтобы страна двигалась вперёд, и тут представился удачный повод», - такую характеристику даёт событиям января -2022 Леонид Млечин на презентации книги в посольстве РК в РФ.     

Впрочем, один совершенно ясный момент уже есть. После трагического января в стране практически ничего не изменилось. К годовщине январских событий вышли публикации и на российских ресурсах. В одном из телеграмм-каналов левого, коммунистического направления, события охарактеризовали как несостоявшуюся революцию. Может быть, издалека произошедшее в январе видится в таком свете. Я включился в обсуждение статьи и разместил вот такой комментарий.

«Не знаю, автор из Казахстана, или анализ сделан издалека. Но в этом романтическом тексте нет ничего общего с реальными событиями. Даже с большой натяжкой события января не тянут на революцию. Люди выходили на протест, не осознавая, ради чего этот протест. Понятно, что  «против всего», но вот за «что» вряд ли кто-то мог объяснить. В погромы зданий акиматов вся энергия и весь протест и ушли. У нас в Усть-Каменогорске на площади были в основном сельские жители, приехавшие из районов. Кроме лозунга «Шал - кет!» никаких требований они больше не выдвигали. Организованность чувствовалась в том, что людей привезли из сел, и их направили на столкновения с силовиками, на штурм здания акимата. А зачем штурмовали? Чтобы власть трудящихся установить? Протест, конечно, был вызван объективными причинами, нарастающими противоречиями капитализма. Но он вылился лишь в кровавый выхлоп. Свидетельство тому – никаких  перемен в Казахстане не произошло, кроме того, что Назарбаева и его семью чуть подвинули. Это даже не слабенькие буржуазно-демократические преобразования. Это имитация реформ. Имущество, которое семья якобы добровольно отдает государству, тут же выставляют на продажу. Да, угнетение народа и обнищание идут стремительными темпами, противоречия в правящем классе, в правящей элите нарастают, но даже до буржуазно-демократических преобразований еще далеко. Самоорганизация трудящихся, да и в целом народа слаба, преобладают мелкобуржуазные настроения. Власть нагнетает пока еще умеренный национализм, война России и Украины ей  хорошую помощь оказывает. Не стоит девальвировать понятие  революция, не нужно выдавать желаемое за действительное».

 Ну, а насчёт уроков – никаких уроков власть не сделала. Я не видел ни одного документа, начиная от уровня президента, до районного акимата, где был сделан анализ трагедии, и расписаны меры, чтобы подобное не повторилось. За этот год власть усиленно расширяла ряды недовольных своей политикой.  А значит, новый январь неизбежен, это только вопрос времени.

 

                        Денис Данилевский

На фото – президент Токаев почтил память жертв январских событий молитвой в мечети Хазрет Султан.