Сегодня содержащиеся под стражей сотрудники группы компаний «Бипэк Авто – Азия Авто» вышли из СИЗО г. Усть-Каменогорска. Мера пресечения им изменена под домашний арест. В объятиях родных и близких Константин Лобанов, Игорь Потапов, Андрей Рябец, Ержан Мандиев, Александр Толстиков.
Ранее под домашний арест были переведены Галина Мокина и Елена Кузьмина, чуть позже – Дмитрий Борзых.
Спустя ровно 13 месяцев после задержания, все бипэковцы, наконец, вернулись домой. Более года они провели в застенках, сначала в СИЗО КНБ в Астане, затем в СИЗО Усть-Каменогорска.
Долго, упорно, яростно родственники добивались изменения меры пресечения. Всё это время они писали обращения, заявления во все инстанции вплоть до президента, ходили, обивали пороги самых разных правоохранительных и государственных органов. С весны этого года они проводят акции протеста. На линии фронта – и мамы, пожилые, стойкие женщины. Состоялись пикеты, митинг. Подавали десятки уведомлений в городской акимат о проведении митингов, пикетов, шествий, но получали в ответ написанные под копирку отказы под надуманными предлогами. Но всё равно снова писали, и выходили на акции протеста, стояли в полицейско-прокурорско-акиматовском окружении. Они смогли прорвать стену молчания вокруг этого дела, и в СМИ, в том числе в республиканских, были многочисленные публикации. Свою работу сделали и адвокаты. И вот, первая цель достигнута!
Но это ещё не победа. Мы не раз, с цифрами и фактами показывали всю абсурдность дела о якобы мошенничестве сотрудников группы компаний. Гражданское разбирательство между Жусан банком и холдингом вокруг возврата кредита было превращено в уголовное. Банк мог спокойно продавать залоговое имущество и уже давно вернуть не только кредит, но и проценты, да и возвращено уже было почти всё. Но кто-то решил действовать через уголовное дело. Более года за решёткой только лишь потому, что люди оказались в жерновах рейдерской схемы по захвату преуспевающей компании, став, по сути, заложниками. Теперь нужно продолжать борьбу, но уже за полное оправдание и компенсацию нанесённого морального, физического и материального ущерба. Даже вариант с возможной амнистией после выборов президента, о котором я писал ранее, не пойдёт. Амнистия – это не оправдание. Только признание полностью невиновными, и наказание всех, кто сфабриковал это дело, начиная с момента подачи заявления и его регистрации.
Видимо, фактор президентских выборов сыграл свою роль в изменении меры пресечения. Всего несколько дней назад родственники явочным порядком побывали в областной прокуратуре. Сразу после посещения надзорного органа они отправились в городской акимат, чтобы подать заявки на пикеты и шествия в поддержку реформ Токаева и освобождения своих родных из застенков. Состоялась встреча с заместителем акима города Ириной Смит, той самой, которая штампует отказы в проведении митингов. Родственники заявили, что продолжат акции протеста. Митинги и пикеты против полицейского произвола в период агитационной кампании – не совсем хороший фон для выборов. Вероятнее всего, на самом верху, в столице, и было принято решение о переводе на домашний арест.
На стадии расследования находятся ещё два дела, взаимосвязанные с делом о якобы мошенничестве. Это досудебное расследование о рейдерском захвате группы компаний Бипэк и о пытках содержавшихся под стражей. И эти дела должны быть доведены до победного конца. Если рейдерский захват будет установлен следствием и судом, то надуманное дело о мошенничестве отпадает само собой. Ну, а виновные в пытках и нанесении вреда здоровью арестованных должны быть наказаны по всей строгости закона.
В ближайшее время начнётся суд по делу о государственной измене, где главным фигурантом проходит бывший председатель КНБ Карим Масимов. Этот суд станет одним из главных предвыборных козырей действующего президента. Именно Масимова и его родственников назвал инициаторами рейдерского захвата группы компаний Бипэк в своём обращении к президенту председатель совета директоров холдинга Анатолий Балушкин. Только безграничная власть смогла вовлечь в эту схему министерства и ведомства, банк, правоохранительные органы. Как завершится вся эта печальная история, в которой, к сожалению, есть и погибший, и просидевшие за решёткой более года – покажет ближайшее время. Многое будет зависеть от расклада сил на самом высшем политическом уровне. Впереди ещё долгая и упорная борьба за правду и справедливость.
Денис Данилевский