Особенности казахстанской борьбы с безработицей

Газета "Flash!"

Одна из антикризисных мер – программа «Дорожная карта занятости – 2020». На её реализацию выделен 1 триллион тенге. Смысл программы в том, что средства направляются в регионы для работ по строительству и ремонту. В основном это дороги, объекты инфраструктуры, школы, больницы, культурные учреждения и т.д. За счёт таких масштабных строительных и ремонтных проектов создаются рабочие места для тех, кто из-за коронакризиса пополнил ряды безработных.

Министр труда и социальной защиты населения РК Биржан Нурымбетов сообщил, что всего в рамках программы ДКЗ-2020 будет реализовано 6 506 инфраструктурных проектов, и создано 250 000 рабочих мест. Управление финансов ВКО сообщило такие цифры: в Восточном Казахстане предусмотрено создание 20 020 рабочих мест, в том числе 18 870 – временных и 1 150 – постоянных. С начала мая фактически создано 11 540 рабочих мест, в том числе по направлению из центра занятости – 6 126, постоянных рабочих мест – 119.

Хорошая программа, хорошее дело. И ранее такие программы были, в частности, в период кризиса 2008-2009 годов. В этом году ДКЗ-2020 имеет свои особенности. К сожалению, на практике именно эти особенности оборачиваются головной болью для предпринимателей.

Рассказывает руководитель строительной фирмы, по понятным причинам пожелавший, чтобы его фамилию не называли.

- В рамках этой программы я выиграл конкурс на небольшой объект, сумма чуть больше 30 млн. тенге. Когда реально приступил к работе, то выяснились подробности, о которых я и не подозревал. Дело в том, что для тех, кто участвует в этой программе, органы социальной защиты могут сами определять число работников! Не я, как руководитель, определяю, сколько рабочих мне привлекать на объект, а чиновники! Причём, совершенно произвольно! Нет никаких нормативов! – возмущается руководитель строительной фирмы.

- Так, для нашего объекта мне спустили цифру в 20 рабочих. Меньше быть не может, хочу я этого или не хочу, нужно столько рабочих, или не нужно. Здесь можно было бы легко обойтись семью квалифицированными строителями. Из этих 20 – половину, т.е. 10 человек, я должен принять по направлению из центра занятости. Но те, кого ко мне направляют, не имеют никакой строительной квалификации! Да и вообще у них сложно с какой-либо квалификацией. Они годятся только на подсобные работы – подай, принеси. Зачем столько подсобников? Но и это ещё не всё. Им нужно выплачивать зарплату не менее 85 тысяч тенге. А если работник из другой области, или из другого района ещё нужно выплатить и подъёмные в размере 85 тысяч!

Теперь давайте подсчитаем экономику этого проекта. Работа рассчитана на 7 месяцев. 20 человек с минимальной зарплатой в 85 тысяч тенге. Получается 1 млн. 700 тысяч тенге в месяц. За 7 месяцев – 11 млн. 900 тысяч тенге, это только минимальная зарплата. С этой зарплаты нужно выплатить соцналог 9,5%, это 1 млн. 130 тыс. тенге, 416 500 – это социальные отчисления, и 238 тысяч – страховые медицинские взносы. Итого получается, только при минимальной зарплате общие затраты составляют 13 млн. 684 тыс. 500 тенге. Это если всем платить только минимальные 85 тысяч. Но ведь квалифицированным работникам нужно платить в разы больше, иначе они уйдут. Таким образом только на оплату труда затраты составят под 16-18 млн. Остаётся 12-14 млн. на все строительные работы, закупку материалов, привлечение техники, механизмов и т.д. Реально за такие деньги сделать качественный ремонт?! В чиновничьих кабинетах вообще понимают, что они делают? Или для них главное отчитаться, что они успешно ведут борьбу с безработицей и безработица у нас низкая?!

Такие же вопросы мы задали министру труда и социальной защиты населения. Нас очень интересует – каким образом чиновники этого ведомства рассчитывают необходимое количество рабочих на объектах программы «Дорожная карта занятости – 2020».

А наш собеседник говорит, что уже не рад, что связался с этим ремонтом, и теперь с трудом представляет, как выполнит работы. Ясно одно, что сдать объект надо досрочно, чтобы платить зарплату за меньшее количество времени.

Но и это ещё не всё.

- При таких условиях по привлечению безработных, мы вообще ничего не заработаем, только зарплату. Для развития привлечь средства – об этом и думать не нужно. Для начала работ нужно внести обеспечение договора в размере 3% от суммы, т.е. 900 тысяч. А для того, чтобы получить аванс в 30%, нужно внести обеспечение в эти самые 30%. Т.е., чтобы получить 9 млн., мне нужно внести в казначейство 9 млн.! В итоге многие отказываются от аванса, и я отказался. Приходится ремонт вести на свои, а деньги получить только после окончания работ! Сейчас ищу, кто даст взаймы, сами понимаете, ситуация такая, что ни у кого свободных денег нет.

Таковы особенности борьбы с безработицей по-казахстански, и особенности ведения бизнеса по-казахстански.

 

Денис Данилевский