«Область Алтын Алтай, город Алтай», или о «Золоте партии»

Газета "Flash!"

Учёные всегда были передовым отрядом творческой и научной интеллигенции. Не потеряли они этих качеств и в новейшее время. Креативности, как сейчас принято говорить, у них хоть отбавляй. Так историки, археологи, обществоведы, собравшиеся в Усть-Каменогорске в начале сентября на уже традиционный международный форум «Алтай – золотая колыбель тюркского мира» сделали несколько громких заявлений.



Конечно, все были под впечатлением просто небывалых успехов казахстанских археологов. Всего за три года они сделали ряд сенсационных открытий! А если учесть, что полевой сезон у археологов длится лишь несколько месяцев поздней весны, лета и ранней осени, а затем наступает камеральный период обработки найденных артефактов, то они провели колоссальную работу всего за год чистого времени. И ведь нашли в курганах Шиликтинской долины останки Золотого человека! Его облик, воссозданный во весь рост, буквально ошеломил всех участников форума.

Вот что значит государственный подход, концентрация сил на главном направлении, и солидные финансовые вложения. За три года на археологические раскопки по инициативе акима ВКО Даниала Ахметова было направлено 450 млн. тенге, и вот он результат. Золотой человек из ВКО ничуть не уступает Золотому человеку, или, как его ещё называют, Золотому воину, представителю сакских племён, живших на юге современного Казахстана. Этот воин был найден в Иссыкском кургане в 50 км от Алматы при раскопках в 1969-70 гг. под руководством археолога К. Акишева. Сейчас фигура Золотого воина возвышается на монументе Независимости в южной столице.



Находка Золотого человека в долине Елеке сазы позволила руководителю экспедиции Зейнолле Самашеву сделать на конференции заявление, что новые артефакты помогут решить одну важную проблему, а именно, доказать, что переход от эпохи бронзы к раннему железному веку происходил в пределах Восточного Казахстана. Конечно, учёный имел в виду переход от бронзового века к железному на территории современной Республики Казахстан. А то некоторые комментаторы в Интернете восприняли его заявление, как признание того, что впервые от бронзы к железу на всей планете перешли именно в ВКО.

Кстати, в эпоху советской археологии учёные сходились к тому, что переход к железному веку ранее всего произошёл именно в сакскую эпоху, в середине I тысячелетия до н.э. Больше всего находок эпохи железа было найдено в Бесшатырском могильнике (5 в. до н.э.), расположенном на правом берегу р. Или, и в уже упомянутом Иссыкском кургане, т.е. в Алматинской области. О памятниках периода раннего железного века в царских курганах Шиликтинской долины, Зайсанской котловине, и в горах Южного Алтая ВКО также было известно уже в советский период (источник «Казахская ССР. Краткая энциклопедия. Том 1. Алма-Ата, 1985 г., стр. 168).

Если опуститься вглубь веков, в бронзовый и железный век, то читателям, наверное, будут любопытны такие сведения о жизни и занятиях людей, населявших в то время территорию нынешней Восточно-Казахстанской области. «Горные богатства края привлекали человека давно. Вначале он использовал медь Алтая и олово Калбы. Около 4 тысяч лет назад – в бронзовом веке – здесь был крупный район древней металлургии Азии. Руда добывалась примитивным способом: с помощью пожогов для растрескивания скальных пород, каменных кайл и молотков (реже бронзовых) – для разборки пород и руды. Жила здесь народность «чудь». Причины исчезновения «чуди» и её древней культуры пока не известны. Сохранились следы «чудских» выработок. Вот по ним-то и были в начале XVIII века вновь открыты месторождения медных руд. Начался новый век горной промышленности». (Источник – В.А. Филиппов «Заповедные сокровища природы Алтая», издательство «Наука» Казахской ССР, Алма-Ата, 1986 г., стр. 85-86).

Наверное, вопрос о том, где раньше перешли от бронзового века к железному, ещё требует дополнительного изучения, и пусть историки и археологи этим занимаются. Благо, что теперь они это могут делать спокойно, не торопясь, с уверенностью в завтрашнем дне. Ведь аким ВКО Даниал Ахметов заявил, что средства на проведение археологических раскопок и исторических исследований будут значительно увеличены.

Гораздо больший резонанс вызвало ещё одно заявление учёных на международном форуме. Видимо, под впечатлением золотых украшений на реконструированном Золотом человеке, они предложили переименовать Восточный Казахстан в Алтын Алтай. Правда, осталось неясным – это касается официального названия области, или же речь идёт о названии в обиходе, ведь ВКО ещё, к примеру, называют Рудным Алтаем. Вероятно, что всё-таки учёные имели в виду второй вариант неофициального названия. Ведь если ВКО станет официально называться «Алтын Алтай», тогда нужно переименовывать и другие области страны. Будет нехорошо, если один регион получит сакральное название, а другие будет именоваться по старинке: по географическому признаку или по названию областного центра. Так, к примеру, Карагандинскую область можно назвать Сары-Арка.

Кстати, Рудный Алтай – гораздо более близкое к истине название. Ведь наш край известен, конечно, не золотом, а металлургией, за счёт этого область и живёт. В Сети уже появилось мнение, что такое название станет тавтологией. Ведь одно из значений слова «Алтай» — это золотая гора, от монгольского названия, об этом писал немецкий филолог и географ Александр Гумбольдт (Источник – Википедия). Тогда действительно получается «Золотая золотая гора». На это обратил внимание наш постоянный автор Шалико Агарян.

Кстати, в социальных сетях появилась информация, что в нашу область по приглашению областной администрации совершили поездку известные казахстанские блогеры. Якобы их пригласили для того, чтобы после визита они в своих популярных блогах раскручивали идею о необходимости переименования города Зыряновска в Алтай. Насколько достоверна эта информация – сказать сложно, официальных сообщений о поездке блогеров не было. Но сама идея о переименовании горняцкого города существует, она выдвинута Общественным советом Зыряновска во главе с бывшим заместителем акима Зыряновского района Эллой Гейгер. Если она воплотится в жизнь, что весьма вероятно, и в случае переименования области, может быть такой забавный вариант: «Область Алтын Алтай, город Алтай, улица Алтайская».

И поскольку тема у нас сегодня получилась «золотая» (золотой человек, золотые золотые горы), то поговорим ещё об одном «золоте». В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века много говорили о «золоте партии», о якобы несметных запасах золота и прочего богатства, хранившихся в тайниках ЦК КПСС и на счетах и в хранилищах за рубежом, и таинственно исчезнувших с развалом СССР. Мифическое «золото партии» так никто и не нашёл. Между тем, на мой взгляд, настоящее «золото партии», гораздо более ценное, чем слитки благородного металла – это возможность манипуляции сознанием населения. Такая манипуляция даёт возможность захватить или удержать власть, её укрепить, а власть предоставляет рычаги распоряжения громадными материальными и природными ресурсами, и за счёт этого обогащаться. И часть этого богатства направлять на очередное манипулирование сознанием, чтобы ещё больше обогащаться. В том числе и золотом уже в прямом смысле слова. Это касается любой партии, находящейся у власти в обществе эксплуатации, причём, партии в широком смысле слова, в том числе олигархических группировок, кланов, деловой и политической элиты и т.д.

Особенно широко манипулирование сознанием вошло в нашу жизнь в конце XX – начале XXI века. Это связано с новейшими коммуникациями, информационными технологиями, которые позволяют охватить десятки и сотни миллионов людей, а то и миллиарды, и дают возможность практически полного контроля за умонастроениями народа.

Вот что пишет выдающийся российский философ, политолог, писатель Сергей Кара-Мурза в своей книге «Власть манипуляции».

«Произведённая в СССР кампания по манипуляции сознанием была исключительно эффективна. Так, всего за 2 года (с 1989 по 1991г.) идеологи рыночной реформы сумели внушить рабочим мысль, что приватизация промышленных предприятий и неизбежная при этом безработица соответствуют их интересам. Это – выдающееся достижение технологов манипуляции, если учесть, что за эти два года рабочие не получили никакого положительного опыта, который мог бы убедить их в благотворности приватизации и безработицы, и не могли получить никаких логических доводов или хотя бы доводов здравого смысла. Имело место внушение».

И ещё: «Сама невидимая деятельность по манипуляции общественным сознанием множества народов Земли изменила облик мира и затронула практически каждого жителя планеты. И особенно «культурный слой» — читателя и телезрителя».

Кампания по переименованиям, на мой взгляд, и есть один из способов такой манипуляции общественным сознанием. На поверхности она имеет цель «повышения национального самосознания, учёта историко-географических особенностей, традиций, уход от излишней идеологизации» и т.д. Но, наверное, национальное самосознание будет повышаться гораздо лучше тогда, когда страна, провозгласившая свой суверенитет, не будет полностью зависеть от курса валюты других государств. Когда у страны будет крепкая и самодостаточная национальная экономика и политический курс, основанный, прежде всего, на защиту интересов народа и страны.

За разговорами о национальном самосознании, судя по всему, кроется совсем другой интерес, гораздо менее романтичный, но, зато более прагматичный. В любом учебнике по технологиям воздействия на массы вы найдёте такой приём, как отвлечение внимания. Новости о переименованиях сразу же выходят на первый план, отодвигая собой, к примеру, тот уже почти неизбежный факт, что курс доллара приближается к отметке в 400 тенге за одну американскую бумажку.

Ещё один приём манипулирования – перенос – также блестяще выполняется через кампанию по переименованиям. Недовольство тяготами жизни переносится с власти на болезненные и жаркие споры вокруг переименований, которые неизбежно перерастают в межнациональную плоскость. Стоило только вбросить новость о возможном переименовании Зыряновска в Алтай, как социальные сети буквально раскалились от градуса противостояния. «Кто первый пришёл на эту землю», «А мы здесь живём с сотворения мира», «А мы здесь всё построили», « Понаехали тут!», «Катитесь в свою Россию» — вот примерная тональность дебатов. И неизвестно, кто пишет искренно, а кто – умело направляет комментарии в нужное русло. Но главное – дело сделано! Народ уже не думает о том, что на тех же колебаниях курса доллара кто-то сделал колоссальные состояния в десятки, а то и сотни миллиардов. Это не важно, важно выяснить – кто «больше прав имеет, кто более «коренной». Кому от этого хорошо, и кому это нужно?

И кампания в нашей области набирает обороты. Вот только несколько объявлений из районной газеты Кокпектинского района. Так, в селе Кокжайык улица Ленина переименовывается в ул. Алаш Орда. В селе Кулынжон ул. Советская в ул. Женiс. В селе Кокжыра ул. Ленина в ул. Бейбiтшiлiк. В сёлах Сарыбел и Новостройка ул. Комсомольская на ул. Енбешiлер, Ленина – Жастар, Советскую – Алтай, Кирова – на Бухтарма. Село Мелитополь решили переименовать в Шынболат. В селе Улкенбокен ул. Ленина станет называться Тауелсiздiк, Крупской – Бастау, Кирова – Достык, Калинина – Желтоксан.

Десоветизация ещё объяснима сменой строя. Ведь при капитализме совсем не нужны символы социализма, совершенно противоположного по своей сути общественно-политического устройства, и сохранение памяти лидеров и деятелей социалистической эпохи. А вот в чём провинился Герасим Зырянов, в честь которого и назван Зыряновск?

Наша справка. «В мае 1791 года слесарный ученик 2-й статьи Герасим Григорьевич Зырянов, промышляя зверя для пропитания команды служителей Бухтарминского рудника, обнаружил месторождение. Уже первый анализ образцов, доставленных в лабораторию Локтевского завода, показал, что руда здесь богата золотистым серебром и свинцом. Действия стали развиваться стремительно: за 4-5 месяцев были проделаны не только первые разведочные работы, но и добыта и доставлена в Локтевский завод первая партия руды. Чтобы убедиться в перспективности Зыряновского месторождения и усилить его разработку, направляется команда бергайеров (горных рабочих) Бухтарминского рудника. На прииск, открытый Зыряновым, прибыл даже начальник Локтевского завода В.С. Чулков. Однако недостаток продовольствия, антисанитарные условия, и отсутствие врача вызвали болезни. Из 47 человек заболели 17. Больных на лодках отправили в Убинский фопост. Данных о количестве умерших нет. Архивные документы сообщают лишь о смерти штейгера (горного мастера) Ивана Приезжева и Герасима Зырянова. После смерти Герасима его семье, состоявшей из 6 человек, в течение 10 лет не выдавали вознаграждение, положенное за открытие месторождения». (Источник: «Очерки истории Рудного Алтая», Усть-Каменогорск, 1970 г.).

Вот драматическая история открытия и освоения природных богатств нашего края, за счёт которых мы живём и по сей день! И разве не обязанность благодарных потомков – сохранить, передать другим поколениям, увековечить память тех, кто эти богатства открыл, положил ради этого свою жизнь, и позволил пользоваться этими богатствами уже целые столетия? Конечно, обязанность, и человеческий долг. Но это в том случае, если потомки благодарные.



Денис Данилевский