Бесконечные реформы

Газета "Flash!"

И вновь реформы в законодательстве: скачущие, движущиеся, ползучие… В общем, бесконечные. Которые что-то и где-то улучшат, плавно перейдя в новые реформы – как матрешка в матрешке.

Недавно прокуратура Восточно-Казахстанской области рассказала о модернизации уголовного процесса.



Та самая прокуратура, которая опротестовала обвинение, поддерживаемое прокуратурой же, в пытках полицейских над подследственным, но до пикета сотрудников полиции у стен прокуратуры. Так вот, оказывается, теперь есть нововведения, упрощающие взаимодействие следствия и граждан.

В общем, «прокуратура предлагает значительно расширить перечень оснований, по которым не применяется содержание под стражей. К примеру, по делам, связанным с экономической деятельностью». Скажите, до настоящего времени кто мешал сделать это? Прошло 3 года со дня принятия нового Уголовно-процессуального кодекса, и только сейчас прокуратура, вдруг, озаботилась судьбой арестованных. Да еще, связанных с экономической деятельностью. Да еще в свете декриминализации лжепредпринимательства.

Может быть, не под тем «соусом» нам это подается? К примеру, может быть, это связано с тем, что СИЗО Усть-Каменогорска никак не соответствует международным стандартам? Или, просто нужно, чтобы меньше народа помещалось в СИЗО, сократить расходы на питание и проживание?

«Также предполагается заметно сократить сроки и основания для задержания и законодательно запретить сбор доказательств, выходящих за пределы расследования». С доказательствами понятно, а вот по срокам задержания возникает вопрос. Скажите, если уровень сотрудников криминальной полиции не позволяет ему собрать доказательную базу для применения ареста в 72 часа, то сможет ли он это сделать без применения пыток к задержанному в более краткие сроки? Может быть, для начала, необходимо перетряхнуть кадры? Не пора ли сделать упор не на физическую подготовку того же следователя или дознавателя (кабинетного работника), а на его профессиональные качества?

Опять же, сегодня срок задержания «не может превышать 72 часа», то есть и при нынешнем УПК можно было проследить необходимость нахождения в ИВС задержанного на весь срок. Нет необходимости – выпустить из ИВС. Или, у нас только так и будет: сделают 24 часа – будет сидеть все 24 часа, а сделают 30 суток – будет задержан на 30 суток? Самостоятельно принимать меры, без железных оков Закона никто не способен?

Нам сообщают, что «… были созданы прозрачные кабинеты для следователей. Всем известны инциденты, когда подозреваемые жалуются на пытки со стороны полицейских. Чтобы не допустить подобных случаев, а также сделать процесс допроса максимально прозрачным, в УВД Усть-Каменогорска и Семея уже созданы 7 прозрачных кабинетов для допросов». А в народе бытует мнение, что в полиции никого не пытают, и все душевные беседы ведутся на оперативных квартирах. С этим как быть?

Хорошо, «чтобы исключить возможность коррупционных правонарушений или фальсификацию доказательств, сотрудники полиции будут снабжаться специальными видеорегистраторами». Сегодня на груди патрульных полицейских есть видеорегистраторы. Коррупция на дорогах прекратилась? Одних регистраторов мало. Надо, чтобы запись с этих регистраторов попадала в надежные руки, которые не дадут ей исчезнуть в нужный момент, и чтобы независимый орган просматривал каждую запись. И вот это выполнить практически невозможно! Попробуй, отсмотри записи сотен сотрудников, каждая из которых по длительности составляет от 12 до 24 часов!

Рассказали журналистам и о дежурных прокурорах в полиции. Появились они в связи с Приказом Генерального прокурора от 30 марта 2015 года (ИНСТРУКЦИЯ по организации надзора за законностью досудебной стадии уголовного процесса). Сотрудник надзорного ведомства не только изучает материалы досудебных расследований, но и принимает граждан, оперативно разрешая проблемные вопросы.

Внедрение видеофиксации, прозрачных кабинетов, изменение сроков задержания и оснований для ареста потребует изменения УПК. А он, принятый 4 июля 2014 года, уже претерпел 20 поправок! Уголовный Кодекс, принятый 3 июля 2014 года, претерпел 19 поправок! Впрочем, что говорить об этих Кодексах, если Трудовой Кодекс, принятый 23 ноября 2015 года, претерпел 6 поправок. И, отдельно остановимся на Гражданском процессуальном Кодексе: принят 31 октября 2015 года, претерпел 7 поправок.

6 июня 2017 года о нем писалось: «В целях реализации Плана нации «100 конкретных шагов» по улучшению правовой сферы Республики Казахстан, Главой государства 31.10.2015 года был подписан новый Гражданско-процессуальный кодекс, который вступил в силу с 1 января 2016 года.

Целью Кодекса является — эффективная судебная защита конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, повышение оперативности рассмотрения и разрешения споров, обеспечение качества судебных актов».

А в июле 2017 года появляется Досье на проект Кодекса гражданского судопроизводства. Пишут: «Однако практика показала несовершенство вновь принятого процессуального закона». Спрашивается, что же вы принимали и расхваливали? Куда смотрел парламент?

В ГПК 2015 года была введена обязаловка, чтобы юристы предоставляли суду дипломы о высшем юридическом образовании. А сейчас предлагается вообще убрать юристов из суда, отдав все адвокатам. То есть тем, на кого постоянно идут жалобы от населения в нашу редакцию. Тем, кто «ломит» цены, чтобы окупить стажировку и вступительный взнос в коллегию адвокатов. И просто «ломит цены», считая себя народным заступником. Тем, кто зачастую является бывшим полицейским, и в гражданском праве соображает, как крестьянин в балете.

Почему? Не потому ли, что юрист не зависит ни от каких коллегий? Он платит налоги самостоятельно, и не платит членские взносы. Он может не заключать договор с клиентом, отказавшись браться за его дело, если оно «мертвое». Он может защитить интересы родственника бесплатно. А теперь мать, у которой сын юрист, будет обязана нанять адвоката, выложив ему кругленькую сумму со своей пенсии.

Скажите, когда уже депутаты, эти слуги народа, получающие скромные доходы на фоне их хозяев, примут хотя бы один закон или кодекс, который не понадобится исправлять десятилетиями, и он будет направлен на интересы людей? И до каких пор никто не будет спрашивать людей – что для них лучше, как это произошло некогда с запретом остановки и стоянки вне специально отведенных мест или ограничением для рассмотрения дела в суде кассационной инстанции в сумме иска менее 2 000 МРП? Загляните в Конституцию, там ведь все прописано о народе и вашем статусе, слуги народа и исполнители!



Агентство правовой информации и журналистских расследований «Витязь»